СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Реформы управления Петра Первого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка. предназначенная для проведения открытого урока в 8 класе.

Просмотр содержимого документа
«"Реформы управления Петра Первого"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аймакинская СОШ им. Шамиля Л.З.»

гергебильский район РД

Методическая разработка

по теме «Реформы управления Петра Первого»


8 класс









2019 год


Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучить большой объем материала, развивать умение критически анализировать, формулировать свое суждение о важных событиях, фактах, концепциях.

В ходе реализация требований ФГОС ООО на уроках истории и обществознания ключевой целью образования является личностное, общекультурное, познавательное развитие учащихся, которое развивает умение учиться через развитие универсальных учебных действий. В связи с этим в течении трех лет я разработала свою методическую систему преподавания предмета история, выстраивая и формируя ее так чтобы развивать коммуникативные универсальные учебные действия, приобщая учащихся к истории используя современные информационно- коммуникативные технологии.

Актуальность методической разработки заключается в ориентации на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

Урок построен на дискуссии в группах над предложенными заранее заданиями с использованием исторических источников, дополнительной литературы, учебников: для общеобразовательных организаций в двух частях: часть 1 под редакцией академика РАН А. В. Торкунова «История России» М., Просвещение, 2018 г.; монографиями Н. Карамзина, В. Ключевского, С. Соловьева, В. Кобрина, А. Зимина, С. Платонова, Р. Скрынникова, Г. Штадена.

Из учащихся класса были образованы три группы по шесть человек, которые отстаивали точку зрения одного из указанных историков. Подобная организация работы над заданием позволяет увидеть уровень самостоятельной работы над источником и литературой всех учащихся.

Каждая группа анализирует материалы исторического источника и литературы, формулирует и обосновывает свою точку зрения на заданный вопрос (может цитировать текст документа).

Действия учителя при подобной организации урока сводятся к функции консультанта. Он направляет работу групп, при необходимости оказывает им помощь.

При обсуждении выдвинутой точки зрения учащиеся обмениваются мнениями на основе анализа источника и литературы, дают краткую оценку.

В ходе дискуссии учащиеся приходят к общему выводу, который считается наиболее приемлемым.

Заканчивается урок составлением синквейнов.


Цели методической разработки: 

-изучить основные положения реформ управления Петра I, проанализировать ;

-создать условия для создания познавательного интереса у учащихся;

- проанализировать историческое значение реформаторской деятельности Петра I для дальнейшего становления государственности в

России.

- содействовать воспитанию в ходе урока творческого подхода в изучении нового материал.


Планируемые результаты:

Личностные–осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.

Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.


Личностные УУД: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов. 

Регулятивные УУДпринятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий. ·

 Коммуникативные УУДпонимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания. · 

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы.


Задачи:

  1. Образовательная:

  • способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

  1. Развивающая:

  • создать условия для формирования умения решать проблемную ситуацию, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

  1. Воспитательная:

  • содействовать в ходе урока развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам народа

  • Воспитательные: способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам простого народа.


Тип урока: «открытия» нового знания.


Проблема урока: «Могла ли Россия добиться успеха в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?»


Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.

Основные понятия: Правительствующий сенат, коллегии, губерния, модернизация, табель о рангах, абсолютизм, аристократия.


Этапы урока:

1. Организационный

2. Актуализация знаний

3. Постановка проблемы

4.Открытие новых знаний

5. Первичное закрепление знаний

6. Информация о домашнем задании.

7. Рефлексия


План урока:

  1. Создание Сената и коллегий

  2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

  3. Реформа местного управления.



Дидакти-ческая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов

УДД

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

Орг.момент

Приветствуют учителя.

Заводят маршрутные листы.

Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга.

 

Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке.



Коммуникативные




1

2

3

4

5

6

7

8

Актуализация знаний

Мозговой штурм.

Определение темы урока.

Работа в парах.

Посмотрите внимательно на портрет. Кто это?

Правильно, это Петр I.

Какие ассоциации вызывает у вас имя Петра Первого?

Исполинская фигура Петра 1 вечная загадка для отечественной исторической общественной мысли.

Одни восхищаются Петром «то академик, то Герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе – реформаторе

Так кем же он был, Петр Алексеевич

Давайте сопоставим высказывания двух историков:

В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».

М. Щербатов «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». 

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться .

Презентация (слайд 2.)

Вопросы учителя.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

Социальные компетенции.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

строить логические рассуждения;

формулировать и аргументировать свое мнение.

четко и доступно излагать свои мысли.

1

2

3

4

5

6

7

8



Откройте параграф 5.

Прочитайте название параграфа: «Реформы управления Петра Первого».

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Слайд 1.





Постановка проблемы:

Работа по составлению кластера.

Составление плана, цели урока.

Работа в парах.

На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.

- В чём заключалось его проявление?


Чтобы догнать развитые государства, России необходимо было проводить реформы. Что такое реформа?

Реформа- это преобразование

И цель нашего урока познакомиться с преобразованиями, которые проводил Петр I в сфере управления во время своего правления.

Составим по пунктам параграфа кластер. Используя свой кластер, предположите,  как может выглядеть  план нашего  урока?

1.Совместно с учениками озвучивает тему, план и цель урока, выдвигает проблему: «Могла ли Россия добиться успеха в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Пере Великом?»

.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

.Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы, и сопоставлять информацию.

Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

умение организовать учебное сотрудничество;

умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Открытие новых знаний.

Самостоятельная работа по группам со схемами.

Работа с материалами учебника.






Изучают материалы учебника, карту, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись

А теперь поработаем самостоятельно в группах.

- Делит класс на 3 группы

Формулирует задание:

1группа составляет схему «Органы государственной власти при Петре.»и рассказывает о них.


2 группа освещает изменения в положении дворянства.

«Указ о единонаследии» по пункту параграфа и историческому документу на стр.39; характеризует по таблице Табель о рангах.


3 группа. Реформа местного управления. Составляют кластер и показывают на карте.

Каждая группа расскажет нам об этих реформах.


Итак, исходя из ваших сообщений мы можем сделать вывод, что благодаря проведенным реформам в России с одной стороны, повысилась централизация и эффективность государственного управления, окончательно оформилась абсолютная монархия, но с другой стороны сформировалось «регулярное государство», основанное на бюрократизации государственного аппарата и полном подчинении всех сословий верховной власти.

Корректирует, дополняет выступления.


Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

уметь: сотрудничать и работать в группе;

умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).



Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение выбирать основания и критерии для анализа и  сравнения;

умение применять схемы для решения учебных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

1

2

3

4

5

6

7

8


Самопро-верка.

Фронтальная беседа.

Так какие же реформы провел Петр I .В чём заключалась суть реформы государственного управления? Назовите функции, которые должен был выполнять Сенат.

В 1711г. был создан фискалитет.

А какой указ был подписан в январе 1722г.?

Кто возглавлял систему прокуратуры?

А чем занимается современная прокуратура?

Давайте вспомним, что такое приказы и когда они впервые появились?

В 1718-1720гг. приказы были заменены 11 коллегиями, чьи функции были четко определены.В 1718г. появились первые три важнейшие коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранная.

Определите функции коллегии.

Сделайте вывод о проведении губернской реформы.

Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?

В России оформился абсолютизм.

Вопросы учителя.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Учебник стр.36

Коммуника-тивные



 умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

владение устной речью.

1

2

3

4

5

6

7

8

Первичное закрепление учебного материала

Обобщение материала.

Составление

Синквейна и сравнительной таблицы «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ.

Запись вывода.

Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями.

Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку.

Как вы думаете, в чьих интересах проводились государственные реформы Петром I ? Аргументируйте свою точку зрения.

Учитель отмечает степень вовлечения учащихся в работу.

Составьте синквейн о Петре I. Исходя из ваших синквейнов, Петр 1 выходит реформатором. Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии.

   Имели место положительные результаты этих реформ:

- Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом.

-Улучшилось международное положение России.

-Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.

Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны:

-Консервация феодально-крепостнических отношений.

-Подавление личности государством.

-Становление абсолютной монархии в России.

-Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.

Составьте синквейн «Петр 1»

Слайд 17.










Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ.

Записать вывод на основании таблицы.






Слайд 18















Слайд 20   

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

Умения  анализировать и оценивать   информацию.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение выбирать основания и критерии для анализа и  сравнения;

умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

владение устной речью;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

1

2

3

4

5

6

7

8

Информация о домашнем

задании.



§ 15,

Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».


Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение  осознан но использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Рефлексия


Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно.


Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!