Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация | Главным деятелем этих преобразований был Петр I Великий. Поэтому время его царствования представляется нам той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России. Давайте сопоставим высказывания двух историков: В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации». М. Щербатов «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». | Учащиеся формулируют проблему, выбирают лучший вариант, который записывается на доске и в тетрадях. Проблема: Петр I – великий реформатор или великий тиран? | Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста; выделение проблемы. Коммуникативные УУД:умение слушать собеседника; Умение давать ответы на вопросы. Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли |
Актуализация и пробное учебное действие | - Вспомните, какие необходимо было сделать преобразования, чтобы преодолеть техническое отставание России от европейских стран? | Выдвигают варианты необходимых преобразований. Участвуют в их обсуждении. Анализируют. | |
Постановка целей и задач. Открытие новых знаний | Организация работы в группах. | Каждая из групп учащихся выполняет задание по учебнику. 1-я группа. Реформа центрального управления. Какие новые органы власти появились при Петре I? Чем они занимались? Улучшилось ли управление страной? Ответ объясните. 2-я группа. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Каково содержание указа о единонаследии? Какое сословие стало единым? Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? Что они получали вместе с чином? От чего зависело продвижение по службе? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Почему? 3-я группа. Областная (губернская) реформа. На какие части была разделена территория России в 1708 г.? Какой властью обладали губернаторы? Для чего была проведена губернская реформа? Считаете ли вы эту реформу полезной? Почему? 4-я группа. Реформа городского управления. Как было организовано управление городским (посадским) населением? Как реформа повлияла на развитие городов? 5-я группа. Церковная реформа. Как изменилось управление церковью при Петре I? Как реформа изменила положение церкви в России? | Познавательные УУД : умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно - следственных связей построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез; их обоснование Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе |
Применение знаний и умений в новой ситуации | | Каждая группа представляет результаты выполнения задания. Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы. Заключительные вопросы заданий позволяют ученикам сформулировать историческое значение реформ. Оно заносятся всем классом в таблицу | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
Включение в систему знаний и повторения | Итак, группы представили свою проделанную работу. Как можно охарактеризовать преобразования Петра. Вернёмся к решению проблемы: Давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, кто-то сформулирует собственную позицию?.. | Ученики формулируют свой вывод. Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов. Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству. | Познавательные УУД: Умение обобщить полученную информацию Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность |
Рефлексия учебной деятельности | Применяет приём «Синквейн» Реформы Петра 1 | | |
Домашнее задание | Проработать § 5,6 | | |