СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформы Петра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутрення политика Петра I. Биография Петра I. Разработка урока к параграфу 15 История России. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра I»

Тема урока:  Внутренняя политика Петра I

Тема урока: Внутренняя политика Петра I

Цели урока: 1. Изучить внутреннюю и внешнюю политику Петра 1. Задачи урока: развивающая — развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи; образовательная — выяснение причин реформ, развитие реформ и их итоги; воспитательная — формирование учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории,  развитие навыков работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности

Цели урока:

1. Изучить внутреннюю и внешнюю политику Петра 1.

Задачи урока:

  • развивающая — развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
  • образовательная — выяснение причин реформ, развитие реформ и их итоги;
  • воспитательная — формирование учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории,  развитие навыков работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности
План урока  Личность Петра I. Точки зрения русских историков на деятельность и личность Петра I. Военная реформа. Реформа государственного управления. Мероприятия в экономике. Реформы в культуре, быту. Итоги деятельности Петра I.  Личность Петра I. Точки зрения русских историков на деятельность и личность Петра I. Военная реформа. Реформа государственного управления. Мероприятия в экономике. Реформы в культуре, быту. Итоги деятельности Петра I.

План урока

  • Личность Петра I. Точки зрения русских историков на деятельность и личность Петра I. Военная реформа. Реформа государственного управления. Мероприятия в экономике. Реформы в культуре, быту. Итоги деятельности Петра I.
  • Личность Петра I.
  • Точки зрения русских историков на деятельность и личность Петра I.
  • Военная реформа.
  • Реформа государственного управления.
  • Мероприятия в экономике.
  • Реформы в культуре, быту.
  • Итоги деятельности Петра I.
Биография Петра I 1682-1725

Биография Петра I

1682-1725

Семья Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина . Алексей Михайлович

Семья Петра I

Наталья Кирилловна Нарышкина .

Алексей Михайлович

Жены Петра Лопухина Евдокия Фёдоровна Екатерина I

Жены Петра

Лопухина Евдокия Фёдоровна

Екатерина I

Дети Петра I Елизавета Петровна Алексей Петрович Анна Петровна

Дети Петра I

Елизавета Петровна

Алексей Петрович

Анна Петровна

Мнения историков о личности Петра 1

Мнения историков о личности Петра 1

Карамзин Николай Михайлович Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр! Он велик без сомнения, но ещё мог бы возвеличиться больше, когда нашел бы способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей!

Карамзин Николай Михайлович

Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр! Он велик без сомнения, но ещё мог бы возвеличиться больше, когда нашел бы способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей!

Соловьев Сергей Михайлович Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации!

Соловьев Сергей Михайлович

Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации!

Предпосылки реформ Петра Великого Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство» 1697-1698 гг. Активно- волевая деятельность Петра I, ориентирование на преобразования в стране Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта

Предпосылки реформ Петра Великого

  • Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран
  • Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство» 1697-1698 гг.
  • Активно- волевая деятельность Петра I, ориентирование на преобразования в стране
  • Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта
 Название реформы  Военная Годы Государственного управления  Суть преобразований  Экономическая Результат Социальная Духовная

Название реформы

Военная

Годы

Государственного управления

Суть преобразований

Экономическая

Результат

Социальная

Духовная

Военные реформы Петра I Введение рекрутской повинности в отношении податных сословий в качестве основного принципа комплектования массовой регулярной армии - 1705 г . «Проводы новобранца» И. Репин

Военные реформы Петра I

  • Введение рекрутской повинности в отношении податных сословий в качестве основного принципа комплектования массовой регулярной армии - 1705 г .

«Проводы новобранца» И. Репин

2. Начало подготовки отечественных офицерских кадров. Для них открываются:  Инженерная школа( 1712 г.), Артиллерийская школа( 1701 г.), Школа математических и навигатских наук( 1701 г.), Медицинская школа( 1707 г.) школа математических и навигацких наук

2. Начало подготовки отечественных офицерских кадров. Для них открываются: Инженерная школа( 1712 г.), Артиллерийская школа( 1701 г.), Школа математических и навигатских наук( 1701 г.), Медицинская школа( 1707 г.)

школа математических и навигацких наук

3. Создаются новые воинские уставы. Вводится новая единообразная форма, ордена и медали, повышения в чине за воинские отличия

3. Создаются новые воинские уставы. Вводится новая единообразная форма, ордена и медали, повышения в чине за воинские отличия

4. Осуществляется перевооружение армии. Создаются новые виды вооружения : мортиры, гранаты, ружья со штыком ружья со штыком

4. Осуществляется перевооружение армии. Создаются новые виды вооружения : мортиры, гранаты, ружья со штыком

ружья со штыком

5. Создан военно-морской флот фрегат эпохи Петра I

5. Создан военно-морской флот

фрегат эпохи Петра I

Итоги военной реформы Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их. Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.) Создание мощного военного флота. Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

Итоги военной реформы

  • Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их.
  • Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)
  • Создание мощного военного флота.
  • Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
Реформа государственного управления Упразднена Боярская Дума – 1704 г. Учреждение Сената – 1711 г. Замена старых управленческих органов – приказов – на новые – коллегии 1718-1721 гг. Образование губерний 1708-1710 гг. Создание карательных государственных органов – фискалов и прокуратуры 1714-1722 гг. Изменение системы престолонаследия. Монарх сам назначает приемника 1722 г. Провозглашение России империей 1721 г. здания Сената и Синода Здание коллегий

Реформа государственного управления

  • Упразднена Боярская Дума – 1704 г.
  • Учреждение Сената – 1711 г.
  • Замена старых управленческих органов – приказов – на новые – коллегии 1718-1721 гг.
  • Образование губерний 1708-1710 гг.
  • Создание карательных государственных органов – фискалов и прокуратуры 1714-1722 гг.
  • Изменение системы престолонаследия. Монарх сам назначает приемника 1722 г.
  • Провозглашение России империей 1721 г.

здания Сената и Синода

Здание коллегий

Вывод Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Реформы вели к установлению абсолютной власти царя.

Вывод

Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Реформы вели к установлению абсолютной власти царя.

Объясните понятия Сенат  - Коллегии  - Губернии  - Синод  - Главный магистрат   - Табель о рангах   -

Объясните понятия

Сенат -

Коллегии -

Губернии -

Синод -

Главный магистрат   -

Табель о рангах   -

Объясните понятия Сенат  - высший законодательный и распорядительный орган при царе. Коллегии  - правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Губернии  - новые административные единицы. Синод  - высший церковный орган. Главный магистрат   - центральное учреждение для управления городами. Табель о рангах   - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.

Объясните понятия

Сенат - высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии - правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии - новые административные единицы.

Синод - высший церковный орган.

Главный магистрат   - центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах   - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.

Экономические реформы Создание мануфактурной промышленности Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда: 1703 г. – указ о приписных крестьянах, которых приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати 1721 г. – указ о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян. мануфактура

Экономические реформы

  • Создание мануфактурной промышленности

Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда:

1703 г. – указ о приписных крестьянах, которых приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати

1721 г. – указ о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян.

мануфактура

2. Осуществление в экономической сфере государственной политики Протекционизм Меркантилизм составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции экономическая политика государства, направленная на накопление средств внутри страны

2. Осуществление в экономической сфере государственной политики

Протекционизм

Меркантилизм

составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции

экономическая политика государства, направленная на накопление средств внутри страны

3. Активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества: Введение монополии на продажу ряда товаров( соль, хлеб, табак, лен, смола, воск, железо и др.) Принудительное переселение купцов в новую столицу – Санкт-Петербург, большие подати и повинности в пользу государства купцы

3. Активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества:

  • Введение монополии на продажу ряда товаров( соль, хлеб, табак, лен, смола, воск, железо и др.)
  • Принудительное переселение купцов в новую столицу – Санкт-Петербург, большие подати и повинности в пользу государства

купцы

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова

Победы русской армии в Северной войне были невозможны без преобразований в экономике. Военные заказы были так велики, что требовалось срочное строительство _________________ по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале, в других местах.

Содержание ____________ было не выгодно, и указом Петра всем жителям России, независимо от сословия, разрешалось заводить частные заводы. Заводам стали подчиняться обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта и отныне назывались ________________ .

В 1721 г. Петр I подписал указ, разрешивший мануфактуристам покупать для своих предприятий __________________ , они назывались __________________ .

В XVII - XVIII вв. в Европе господствовала теория ______________ .

Петру также пришла в голову идея изменить принцип налогообложения и вместо ___________ подати ввести ___________ . Для этого в России была проведена перепись населения, а потом для уточнения результатов – повторные ___________ .

Во время царствования Петра I Россия пережила бурный экономический подъем, но господствовавшая в промышленности и торговле система ___________________ , регламенты и контроль чиновников, подавлении конкуренции, приоритет

отраслей, обеспечивающих армию, _______________________ , характер труда на мануфактурах затормозили темпы роста и отрицательно сказались на социальном развитии русского общества.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова

Победы русской армии в Северной войне были невозможны без преобразований в экономике. Военные заказы были так велики, что требовалось срочное строительство металлургических заводов по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале, в других местах.

Содержание казенных заводов было не выгодно, и указом Петра всем жителям России, независимо от сословия, разрешалось заводить частные заводы. Заводам стали подчиняться обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта и отныне назывались приписными крестьянами .

В 1721 г. Петр I подписал указ, разрешивший мануфактуристам покупать для своих предприятий крепостных крестьян , они назывались посессионными крестьянами .

В XVII - XVIII вв. в Европе господствовала теория меркантелизма .

Петру также пришла в голову идея изменить принцип налогообложения и вместо подворной подати ввести подушную . Для этого в России была проведена перепись населения, а потом для уточнения результатов – повторные ревизии .

Во время царствования Петра I Россия пережила бурный экономический подъем, но господствовавшая в промышленности и торговле система протекционистских мер и контроль и монополия государства , регламенты и контроль чиновников, подавлении конкуренции, приоритет

отраслей, обеспечивающих армию, подневольным крепостным трудом , характер труда на мануфактурах затормозили темпы роста и отрицательно сказались на социальном развитии русского общества.

Физминутка До самой до Карелии, И зовут теперь родную – Российскою империей! Что за крик, что за гул?! – Кричат бояре: «Караул!» Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, Шубы древние снимать, Длинны бороды сбривать, Много, много перемен – Голова кружится. Трудно многим людям с этим согласиться! Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты на войну: Петр I повелел – шведа бить – не жалеть. Слава, слава государю! Новый город основал: И столицею назвал. Известен всем он на слух – Это Санкт – Петербург. А в войне поворот Есть у нас военный флот! Слава, слава государю! Шведа грозного побил и Россию укрепил! И она теперь большая –

Физминутка

До самой до Карелии,

И зовут теперь родную –

Российскою империей!

Что за крик, что за гул?! –

Кричат бояре: «Караул!»

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

Шубы древние снимать,

Длинны бороды сбривать,

Много, много перемен –

Голова кружится.

Трудно многим людям с этим согласиться!

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты на войну:

Петр I повелел – шведа бить – не жалеть.

Слава, слава государю!

Новый город основал:

И столицею назвал.

Известен всем он на слух –

Это Санкт – Петербург.

А в войне поворот

Есть у нас военный флот!

Слава, слава государю!

Шведа грозного побил

и Россию укрепил!

И она теперь большая –

Социальные реформы Дворяне Завершение процесса формирования дворянского сословия Введение обязательной службы для дворян, при которой принцип происхождения заменен принципом выслуги Новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основании Табеля о рангах 1722 г. Учреждение майората, т.е. запрета на дробление поместий при наследовании.

Социальные реформы

Дворяне

  • Завершение процесса формирования дворянского сословия
  • Введение обязательной службы для дворян, при которой принцип происхождения заменен принципом выслуги
  • Новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основании Табеля о рангах 1722 г.
  • Учреждение майората, т.е. запрета на дробление поместий при наследовании.
табель о рангах

табель о рангах

Горожане ( жители посадов) 1720 г. – учрежден Главный  магистрат как выборное учреждение купечества. Земские избы ликвидировались.

Горожане

( жители посадов)

  • 1720 г. – учрежден Главный магистрат как выборное учреждение купечества.
  • Земские избы ликвидировались.
Преобразования в духовной сфере Создание системы светского образования ( Основание Академии наук ) Окончательная ликвидация независимости Православной церкви от государства ( Учреждение Синода ) Зарождение системы средств массовой информации ( Первая газета «Ведомости» )

Преобразования в духовной сфере

  • Создание системы светского образования ( Основание Академии наук )
  • Окончательная ликвидация независимости Православной церкви от государства ( Учреждение Синода )
  • Зарождение системы средств массовой информации ( Первая газета «Ведомости» )
Итоги петровских преобразований  Положительное: Модернизация страны. Развитие экономики. Рост международного авторитета России. Создание мощной армии и флота. Развитие культуры, образования Отрицательное: Сокращение населения. Усиление крепостного права. Основой развития промышленности стал крепостной труд. Бюрократизация управления государством

Итоги петровских преобразований

Положительное:

  • Модернизация страны.
  • Развитие экономики.
  • Рост международного авторитета России.
  • Создание мощной армии и флота.
  • Развитие культуры, образования

Отрицательное:

  • Сокращение населения.
  • Усиление крепостного права.
  • Основой развития промышленности стал крепостной труд.
  • Бюрократизация управления государством

ДОКУМЕНТ

Берг-привилегия. 1719 г.

Между тем мы за благо усмотрели, чтоб всех охотников руд­ных дел последующими привилегиями пожаловать и снаб­дить, и сим нашим указом народу нашего Российского госу­дарства объявить.

Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чи­на и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить вся­кие металлы, сиречь: золото, серебро, медь, олово, свинец, же­лезо, також и минералов, яко селитра, сера, купорос, квасцы и всяких красок потребные земли и камения, к чему каждой толико промышленников принять может, колико тот завод и к тому надобное иждивение востребует.

Кто новые металлы и минералы изобрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санктпетербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани опреде­ленным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые должен­ствуют оным добрым советом вспомоществовать. И когда оные офицеры сысканую какую руду работы и иждивения достойну найдут, тогда должен оной охотник, или сыскатель, в Берг-коллегиум письменно объявить, и при том пробу изо­бретенной руды прислать, и просить о позволении к строению завода...

Рефлексия 1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?  2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?  3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

Рефлексия

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня? 2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам? 3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!