Рассказ учителя: Великие географические открытия и идеи гуманизма не прошли бесследно для европейского общества. В XVI веке происходит одно из крупнейших явлений, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большей части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» - преобразование, переустройство). В данном случае Реформация – это движение за переустройство церкви. Давайте запишем это определение в тетради. В XVI веке католическая церковь переживала кризис. У людей происходит обмирщение сознания, т.е. люди стали думать не только о загробном мире... мысли человека обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась той же: публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры - это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой. Итак, давайте разберемся, каковы были причины недовольства католической церковью. Причины недовольства католической церковью. (таблица) Рассказ учителя: Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными, и в которых отсутствовала сильная королевская власть, оставались беззащитными. Там высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера. Инструкция: Ребята, сейчас вы самостоятельно прочитаете пункты – “Мартин Лютер” (с.91), “Борьба за Реформацию началась” (с. 92) и “На этом я стою и не могу иначе” (с. 93). После этого вы найдете в этих пунктах ответы на следующие вопросы: 1. Из какой семьи был Мартин Лютер? (крестьянской). 2. Почему Лютер решил уйти в монастырь? (спасался от нищенской жизни, т.к семья была бедна). 3. Как произошел разрыв между Лютером и папой Римским? (31 окт.1517г- “95 тезисов” – против торговли индульгенциями. 1520г.- сжег папское послание об отлучении его от церкви). 4. Какие знаменитые слова произнес Лютер? И что они означают на ваш взгляд? (На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь. Лютер не отрекся от своего учения и не подчинился Папе). 5. Какова была дальнейшая судьба Лютера? (саксонский князь укрыл его в своем замке, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на нем.яз. Библия и др.религиозные тексты). Итак, ребята, молодцы. А теперь давайте запишем с вами основные идеи М.Лютера. Основные идеи Мартина Лютера. - Осуждение продажи индульгенций; - Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, чтобы объяснять верующим Священное писание. - Человек обеспечивает спасение своей души верой в Бога. - Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества. - Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам. - Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. В целом мы видим, что взгляды Лютера совпадают со взглядами и интересами князей и богатых горожан. Реформация в Германии проходила в форме крестьянской войны (1524-1526гг.). Запишем дату в тетрадь. В чем же заключались основные причины крестьянской войны? Причины: Рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий). Дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращают крестьянские наделы. Увеличение барщины и оброка. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер. Давайте запишем в тетрадь. Томас Мюнцер – вождь народной Реформации. И также рассмотрим основные идеи Т.Мюнцера Основные идеи Томаса Мюнцера: - Поддержка взглядов Мартина Лютера - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами - Установление «царства Божьего», где все будет общим, и все будут равны. Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 тыс. человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право выбирать священника отменить личную зависимость крестьян сократить барщину отменить второстепенные повинности возвратить общинные земли установить справедливую арендную плату Итоги: 1. дворяне разбили крестьянские отряды 2. Мюнцер казнен 3. Уничтожено 100 тыс. человек После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря: часть князей, напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму часть князей начала захват монастырских земель Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестанты – сторонники реформации церкви. (записать в тетрадь) В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами. В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями: 1. католичество и протестантство признавалось равноправными 2. глава церкви -князь 3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна , того и вера) 4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе 5. отменены пышные службы(убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой Несмотря на то, что движение за Реформацию церкви началось в Германии, там оно не смогло развернуться в полную силу. Лютер не дал ответа на вопрос, какую позицию реформированная церковь должна занять по отношению к светским властям и подчинил свою церковь князьям. Такое решение устраивало не всех последователей Лютера, не устраивало оно и сторонников Реформации в Швейцарии. Под влиянием событий в Германии в Швейцарии началась Реформация, и страна раскололась на католиков и протестантов. Создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин. Его учение — кальвинизм, оказав огромное влияние на современников, живет и сегодня. Его учение называется "Учение о Божественном предопределении". Итак: Учение Лютера о спасении верой не давало ответа на вопрос об искренности этой веры - Возникает учение Ж. Кальвина "о Божественном предопределении" - Бог определил каждому человеку участь, которую нельзя изменить: одним погибель, другим спасение - Но человек не знает, что ему предписано свыше - Бог подаёт знак: успех или неудача во всех жизненных начинаниях - Человек в надежде получить от Бога благоприятный знак старается добиться личного и профессионального успеха. Инструкция: Ребята, откройте учебник на стр. 100: прочитайте пункт "Кальвинистская церковь" и найдите в тексте: 1. Опишите устройство церкви по Кальвину? ( 2. Какое прозвище было у Кальвина? (Женевский Папа) 3. Кто больше всего поддерживал учение Кальвина? Почему? (дворянство, молодая буржуазия. Увеличение рабочих дней и накопительство не считалось грехом - нажива превратилась в богоугодное дело). Что же предпринимала Католическая церковь? И почему она так долго выбирала методы борьбы с протестантами? 1. В самой церкви отсутствовало должное единство. 2. Сначала церковь недооценивала опасность протестантизма. И лишь после того, как в католической церкви фактически произошёл раскол, папство встало на путь непримиримой борьбы с религиозным инакомыслием. Против Реформации использовалось двоякие методы - суровые преследования её сторонников и умеренное реформирование самой католической церкви, "исправление" самых вопиющих её недостатков. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРРЕФОРМАЦИИ Контрреформация в Европе Инквизиция Деятельность Цензура Католическая Ордена печати реформа иезуитов Первоначально упор был сделан на карательные методы борьбы. Инквизиция - это церковный суд, ведущий жестокую борьбу с еретиками (инакомыслящими). Но фактически она не являлась судом по своей сути. Ведь суд не должен бороться с преступниками, предателями и инакомыслящими, его задача, взвесив все аргументы "за" и "против", решить, доказана ли вина подсудимого или нет. Напротив, перед инквизицией как раз стояла задача борьбы с противниками церкви, и ради этого церковным судьям достаточно было доноса, оговора или самооговора подсудимого, вырванного под пыткой, чтобы приговорить его к суровому наказанию. Рассказать кратко о Игнатии Лойоле стр. 100 - 101 и организовать работу с документом на стр. 106. Вывод: В 16 веке европейский мир взорвался в религиозном мятеже, подготовленном стремительным взлётом духовной культуры, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Эпоха Реформации - это эпоха кризиса католической церкви. Безуспешно католицизм пытался преградить путь протестантизму. Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Реформация вызвала также массовые народные движение, направленные также и против феодальных порядков. |