СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Реформация в Европе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал о распространении Реформации в Европе.  Также знакомит с понятием " контрреформация", с личностью Жан Кальвина и причинами создания нового вида вероучения.

Просмотр содержимого документа
«"Реформация в Европе"»

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Класс: 7

Тема: «Начало Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации».

:

Образовательная задача:

Понятия

Исторические имена

Даты

Реформация

Протестанты

Мартин Лютер

Томас Мюнцер

1524-1526 - Крестьянская война в Германии.

Развивающая задача: Продолжить формировать умения и навыки работы с текстом учебника; умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания.

Воспитательная задача: воспитать толерантное отношение к представителям различных конфессий.

Средства обучения: учебник "Новая история 1500 - 1800г.г." А.Я. Юдовская 7 кл., мультимедийный проектор, компьютер.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

(2 мин.)

Приветствие: Здравствуйте, ребята! садитесь. Проверка готовности к уроку: проверьте наличие у каждого на столе ручки, тетради, учебника и дневника! мотивация:

В ХV в. в Европе произошли изменения не только в политической и экономической жизнь общества, но и в духовной. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе и индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим это явление, а также рассмотрим распространение Реформации в Европе и борьбу ктл церкви против неё.


Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему урока: «Начало Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации».

Проверяют готовность к уроку, слушают мотивацию, записывают тему урока.

2. Опрос д.з.

(10 мин.)



А сейчас мы перейдём к изучению новой темы.

3. Новый материал

(25 мин.)


Рассказ учителя: Великие географические открытия и идеи гуманизма не прошли бесследно для европейского общества. В XVI веке происходит одно из крупнейших явлений, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большей части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» - преобразование, переустройство). В данном случае Реформация – это движение за переустройство церкви. Давайте запишем это определение в тетради.


В XVI веке католическая церковь переживала кризис. У людей происходит обмирщение сознания, т.е. люди стали думать не только о загробном  мире... мысли человека обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась той же: публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры - это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой. Итак, давайте разберемся, каковы были причины недовольства католической церковью.


Причины недовольства католической церковью.

(таблица)


Рассказ учителя: Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными, и в которых отсутствовала сильная королевская власть, оставались беззащитными. Там высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно.


На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера.

Инструкция: Ребята, сейчас вы самостоятельно прочитаете пункты – “Мартин Лютер” (с.91), “Борьба за Реформацию началась” (с. 92) и “На этом я стою и не могу иначе” (с. 93). После этого вы найдете в этих пунктах ответы на следующие вопросы: 1. Из какой семьи был Мартин Лютер? (крестьянской).

2. Почему Лютер решил уйти в монастырь? (спасался от нищенской жизни, т.к семья была бедна). 3. Как произошел разрыв между Лютером и папой Римским? (31 окт.1517г- “95 тезисов” – против торговли индульгенциями. 1520г.- сжег папское послание об отлучении его от церкви). 4. Какие знаменитые слова произнес Лютер? И что они означают на ваш взгляд? (На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь. Лютер не отрекся от своего учения и не подчинился Папе). 5. Какова была дальнейшая судьба Лютера? (саксонский князь укрыл его в своем замке, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на нем.яз. Библия и др.религиозные тексты).

Итак, ребята, молодцы. А теперь давайте запишем с вами основные идеи М.Лютера.


Основные идеи Мартина Лютера.

 - Осуждение продажи индульгенций;

 - Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, чтобы объяснять верующим Священное писание.

 - Человек обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

 - Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

 - Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

 - Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.


Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. В целом мы видим, что взгляды Лютера совпадают со взглядами и интересами князей и богатых горожан.


Реформация в Германии проходила в форме крестьянской войны (1524-1526гг.). Запишем дату в тетрадь.

В чем же заключались основные причины крестьянской войны?

Причины:

  1. Рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий).

  2. Дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращают крестьянские наделы.

  3. Увеличение барщины и оброка. 


Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер. Давайте запишем в тетрадь.

Томас Мюнцер – вождь народной Реформации.

И также рассмотрим основные идеи Т.Мюнцера

Основные идеи Томаса Мюнцера:

 - Поддержка взглядов Мартина Лютера

 - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

 - Установление «царства Божьего», где все будет общим, и все будут равны.

Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 тыс. человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали:

  1. право выбирать священника

  2. отменить личную зависимость крестьян

  3. сократить барщину

  4. отменить второстепенные повинности

  5. возвратить общинные земли

  6. установить справедливую арендную плату


Итоги: 1. дворяне разбили крестьянские отряды         

2. Мюнцер казнен

          3. Уничтожено 100 тыс. человек


После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

  1. часть князей,  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму

  2. часть князей начала захват монастырских земель


Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами.



В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви -князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна , того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы(убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой




Несмотря на то, что движение за Реформацию церкви началось в Германии, там оно не смогло развернуться в полную силу. Лютер не дал ответа на вопрос, какую позицию реформированная церковь должна занять по отношению к светским властям и подчинил свою церковь князьям.

Такое решение устраивало не всех последователей Лютера, не устраивало оно и сторонников Реформации в Швейцарии. Под влиянием событий в Германии в Швейцарии началась Реформация, и страна раскололась на католиков и протестантов. Создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин. Его учение — кальвинизм, оказав огромное влияние на современников, живет и сегодня.

Его учение называется "Учение о Божественном предопределении". Итак:

Учение Лютера о спасении верой не давало ответа на вопрос об искренности этой веры - Возникает учение Ж. Кальвина "о Божественном предопределении" - Бог определил каждому человеку участь, которую нельзя изменить: одним погибель, другим спасение - Но человек не знает, что ему предписано свыше - Бог подаёт знак: успех или неудача во всех жизненных начинаниях - Человек в надежде получить от Бога благоприятный знак старается добиться личного и профессионального успеха.

Инструкция: Ребята, откройте учебник на стр. 100: прочитайте пункт "Кальвинистская церковь" и найдите в тексте:

1. Опишите устройство церкви по Кальвину?

(


2. Какое прозвище было у Кальвина? (Женевский Папа)

3. Кто больше всего поддерживал учение Кальвина? Почему? (дворянство, молодая буржуазия. Увеличение рабочих дней и накопительство не считалось грехом - нажива превратилась в богоугодное дело).


Что же предпринимала Католическая церковь? И почему она так долго выбирала методы борьбы с протестантами?

1. В самой церкви отсутствовало должное единство.

2. Сначала церковь недооценивала опасность протестантизма.

И лишь после того, как в католической церкви фактически произошёл раскол, папство встало на путь непримиримой борьбы с религиозным инакомыслием. Против Реформации использовалось двоякие методы - суровые преследования её сторонников и умеренное реформирование самой католической церкви, "исправление" самых вопиющих её недостатков.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРРЕФОРМАЦИИ

Контрреформация в Европе


Инквизиция Деятельность Цензура Католическая

Ордена печати реформа

иезуитов


Первоначально упор был сделан на карательные методы борьбы.

Инквизиция - это церковный суд, ведущий жестокую борьбу с еретиками (инакомыслящими). Но фактически она не являлась судом по своей сути. Ведь суд не должен бороться с преступниками, предателями и инакомыслящими, его задача, взвесив все аргументы "за" и "против", решить, доказана ли вина подсудимого или нет. Напротив, перед инквизицией как раз стояла задача борьбы с противниками церкви, и ради этого церковным судьям достаточно было доноса, оговора или самооговора подсудимого, вырванного под пыткой, чтобы приговорить его к суровому наказанию.


Рассказать кратко о Игнатии Лойоле стр. 100 - 101 и организовать работу с документом на стр. 106.






Вывод: В 16 веке европейский мир взорвался в религиозном мятеже, подготовленном стремительным взлётом духовной культуры, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Эпоха Реформации - это эпоха кризиса католической церкви. Безуспешно католицизм пытался преградить путь протестантизму. Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Реформация вызвала также массовые народные движение, направленные также и против феодальных порядков.







Слушают рассказ учителя. Записывают в тетрадь термин “Реформация”.















Чертят в своих тетрадях таблицу.














Читают пункты учебника, устно отвечают на вопросы.


















Записывают в тетрадь основные идеи Лютера.


























Записывают в тетрадь дату Крестьянской войны.










Записывают: Томас Мюнцер – вождь народной Реформации.

















Ребята, найдите итоги крестьянской войны на с. 96 и запишите их в тетрадь.???













Записывают в тетрадь термин протестанты.


















































Читают пункт учебника, устно отвечают на вопросы.




























Слушают рассказ учителя, работаю с документом.

4. Закрепление

(5 мин.)







5. Д.з.

(2 мин.)

1. п. 11 - 12 (читать, пересказывать),

2. Учить записи в тетради.

3. Французский писатель 18 в. Вольтер сказал: "Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир". Так ли это? Ответ должен быть записан в тетради, объёмом....

Записывают д.з. Слушают комментарии учителя.



6. Подведение итогов и выставление оценок

(1 мин.)


оценок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!