СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформация и религиозные войны в Европе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентацию включено краткое описание событий Всеобщей истории, знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по истории.

Просмотр содержимого документа
«Реформация и религиозные войны в Европе»

Реформация  и религиозные войны в Европе

Реформация и религиозные войны в Европе

Христианская церковь всегда обращалась к идеалам простой жизни Евангелия. Поэтому в Церкви часто рождались движения за ее обновление, восстановление ее чистоты. Такое движение в Европе 16 века называется Реформацией. Реформация - борьба за реформу, изменение, обновление Церкви. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера. Этот немецкий монах не мог смириться с торговлей индульгенциями.  Индульгенции - свидетельства об отпущении грехов, которые продавала Церковь. 
  • Христианская церковь всегда обращалась к идеалам простой жизни Евангелия. Поэтому в Церкви часто рождались движения за ее обновление, восстановление ее чистоты. Такое движение в Европе 16 века называется Реформацией.

Реформация - борьба за реформу, изменение, обновление Церкви.

  • Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера. Этот немецкий монах не мог смириться с торговлей индульгенциями.

Индульгенции - свидетельства об отпущении грехов, которые продавала Церковь. 

Реформация в Германии       31 октября 1517 года Лютер прибил 95 своих возражений против индульгенций на двери городского собора в Виттенберге. Он выступил против того, чтобы служители Церкви носили специальные духовные звания — священников, епископов и пап; не признавал права Церкви на земельные богатства; боролся за то, чтобы Библию, которая в Европе того времени была известна только на латинском языке, непонятном народу, перевели на национальные языки (и сам перевел ее на немецкий язык).        Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Реформация в Германии

     31 октября 1517 года Лютер прибил 95 своих возражений против индульгенций на двери городского собора в Виттенберге. Он выступил против того, чтобы служители Церкви носили специальные духовные звания — священников, епископов и пап; не признавал права Церкви на земельные богатства; боролся за то, чтобы Библию, которая в Европе того времени была известна только на латинском языке, непонятном народу, перевели на национальные языки (и сам перевел ее на немецкий язык).     

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

 Лютер считал, что спасение души человека зависит не от церковных таинств, обрядов и приношений в пользу Церкви, а достигается верой, даруемой ему Богом; что источником истины в христианстве является только Священное Писание, прежде всего Евангелие. Папа Римский отлучил Лютера от Церкви, но тот сам сжег папское постановление об этом и отказался отречься от своего учения.    Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

Лютер считал, что спасение души человека зависит не от церковных таинств, обрядов и приношений в пользу Церкви, а достигается верой, даруемой ему Богом; что источником истины в христианстве является только Священное Писание, прежде всего Евангелие. Папа Римский отлучил Лютера от Церкви, но тот сам сжег папское постановление об этом и отказался отречься от своего учения. 

Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

Крестьянская война в Германии  1524 – 1525 гг Начатая Лютером борьба явилась толчком к широкому движению в Германии. В Реформации участвовали самые различные слои населения — князья, крестьяне, городская беднота и богатые горожане, многие священники.  Томас Мюнцер — радикальный проповедник времен реформации, род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам.

Крестьянская война в Германии 1524 – 1525 гг

Начатая Лютером борьба явилась толчком к широкому движению в Германии. В Реформации участвовали самые различные слои населения — князья, крестьяне, городская беднота и богатые горожане, многие священники. 

Томас Мюнцер — радикальный проповедник времен реформации, род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам.

Мюнцер развивает социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей. Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльхаузене. Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат.
  • Мюнцер развивает социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей. Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона.
  • После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльхаузене. Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат.
В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенхаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы.  На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенхаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы.

На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

    Из Франции в Женеву бежал Жан Кальвин. Кальвин пошел еще дальше Лютера. Он не только в церкви устранил пышность богослужений, но и запретил вообще песни, танцы, громкий смех. Город Женева стал протестантской республикой. Во Франции сторонники Кальвина назывались гугенотами. Больше тридцати лет с 1562 по 1594 год длились во Франции войны католиков и гугенотов. 

   Из Франции в Женеву бежал Жан Кальвин. Кальвин пошел еще дальше Лютера. Он не только в церкви устранил пышность богослужений, но и запретил вообще песни, танцы, громкий смех. Город Женева стал протестантской республикой. Во Франции сторонники Кальвина назывались гугенотами. Больше тридцати лет с 1562 по 1594 год длились во Франции войны католиков и гугенотов. 

Реформация в Англии    В Англии Реформация началась почти случайно. Королю Генриху VIII (1491-1547) нужен был наследник (сыновья от его брака с Екатериной Арагонской умерли в младенчестве), а папа Римский не давал согласия на развод. Тогда Генрих объявил церковь своей страны независимой от Рима. Главой англиканской церкви стал сам король. Вскоре англикане стали разделять многие идеи Реформации. Впоследствии здесь появились и последователи Кальвина. Они сыграли важную роль в Английской революции 17 века. 

Реформация в Англии

   В Англии Реформация началась почти случайно. Королю Генриху VIII (1491-1547) нужен был наследник (сыновья от его брака с Екатериной Арагонской умерли в младенчестве), а папа Римский не давал согласия на развод. Тогда Генрих объявил церковь своей страны независимой от Рима. Главой англиканской церкви стал сам король. Вскоре англикане стали разделять многие идеи Реформации. Впоследствии здесь появились и последователи Кальвина. Они сыграли важную роль в Английской революции 17 века. 

Религиозные войны во Франции  1562 - 1598 РЕЛИГИОЗНЫЕ (ГУГЕНОТСКИЕ) ВОЙНЫ,  войны между  католиками  и кальвинистами ( гугенотами ) во Франции в 1562–1598. Протестантизм в форме кальвинизма распространился во Франции в первой половине 16 в. Королевская власть, первоначально терпимо относившаяся к  Реформации , с 1534 перешла к политике репрессий против ее сторонников.    1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). «Вассионское избиение» 1572 г сделана попытка к примирению: в Париже должна была состояться свадьба вождя гугенотов Генриха Наваррского с сестрой французского короля Карла IX Маргаритой Валуа. На свадьбу в Париж съехались много гугенотов.И тут католики нанесли коварный удар. Герцоги Гизы организовали массовое избиение гугенотов. Это событие вошло в историю как Варфолмеевская ночь, так как началось в Париже в ночь на праздник в честь Святого Варфоломея. В ответ гугеноты начали боевые действия.

Религиозные войны во Франции 1562 - 1598

  • РЕЛИГИОЗНЫЕ (ГУГЕНОТСКИЕ) ВОЙНЫ,  войны между  католиками  и кальвинистами ( гугенотами ) во Франции в 1562–1598.
  • Протестантизм в форме кальвинизма распространился во Франции в первой половине 16 в. Королевская власть, первоначально терпимо относившаяся к  Реформации , с 1534 перешла к политике репрессий против ее сторонников. 
  •   1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). «Вассионское избиение»
  • 1572 г сделана попытка к примирению: в Париже должна была состояться свадьба вождя гугенотов Генриха Наваррского с сестрой французского короля Карла IX Маргаритой Валуа. На свадьбу в Париж съехались много гугенотов.И тут католики нанесли коварный удар. Герцоги Гизы организовали массовое избиение гугенотов. Это событие вошло в историю как Варфолмеевская ночь, так как началось в Париже в ночь на праздник в честь Святого Варфоломея. В ответ гугеноты начали боевые действия.
 Утро Варфоломеевской ночи. Екатерина Медичи рассматривает тела убитых гугенотов у ворот Лувра.  Картина Э. Деба-Понсана, 1880

Утро Варфоломеевской ночи. Екатерина Медичи рассматривает тела убитых гугенотов у ворот Лувра. Картина Э. Деба-Понсана, 1880

Генрих IV (13. XII. 1553 - 14. V. 1610) - король [Франции] с 1589 года (фактически с 1594 года), первый из династии Бурбонов; с 1572 года король  Наварры  (Генрих Наваррский). Во время религиозных войн - глава гугенотов. Переход Генриха IV в 1593 года в католичество и вступление его на французский престол означали сближение гугенотской аристократии и католического дворянства, заинтересованных в сильной власти в условиях подъема народного антифеодального движения в стране в конце гугенотских войн.  Генрих IV.   Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/ В 1598 году был издан Нантский эдикт, который  окончательно завершил Религиозные войны между католиками и гугенотами. По этому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа ), в замках и ряде сельских местностей; они получали определённые политические права. 

Генрих IV (13. XII. 1553 - 14. V. 1610) - король [Франции] с 1589 года (фактически с 1594 года), первый из династии Бурбонов; с 1572 года король  Наварры  (Генрих Наваррский). Во время религиозных войн - глава гугенотов. Переход Генриха IV в 1593 года в католичество и вступление его на французский престол означали сближение гугенотской аристократии и католического дворянства, заинтересованных в сильной власти в условиях подъема народного антифеодального движения в стране в конце гугенотских войн. 

Генрих IV.  Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

В 1598 году был издан Нантский эдикт, который  окончательно завершил Религиозные войны между католиками и гугенотами. По этому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа ), в замках и ряде сельских местностей; они получали определённые политические права. 

Запомните даты! 1517 г – Выступление Мартина Лютера с «95 тезисами», начало Реформации в Германии 1521 г – Вормсский рейхстаг, осуждение учения М. Лютера 1524 – 1525 гг – Крестьянская война в Германии 1534 г –Начало Реформации в Англии 1555 г – Аугсбургский мир, завершение религиозной борьбы в Германии. Установлено: «Чья власть, того и вера» 1562 г – начало религиозных войн во Франции 1572 г – Варфоломеевская ночь во Франции 1598 г – издание Генрихом IV Нантского эдикта, окончание религиозных войн во Франции

Запомните даты!

  • 1517 г – Выступление Мартина Лютера с «95 тезисами», начало Реформации в Германии
  • 1521 г – Вормсский рейхстаг, осуждение учения М. Лютера
  • 1524 – 1525 гг – Крестьянская война в Германии
  • 1534 г –Начало Реформации в Англии
  • 1555 г – Аугсбургский мир, завершение религиозной борьбы в Германии. Установлено: «Чья власть, того и вера»
  • 1562 г – начало религиозных войн во Франции
  • 1572 г – Варфоломеевская ночь во Франции
  • 1598 г – издание Генрихом IV Нантского эдикта, окончание религиозных войн во Франции
При подготовке к занятию были использованы материалы: Н.В.Загладин, Н.А.Симония,История России и мира, М., «Русское слово», 2012 г. Е.Миронова, История. Авторский курс подготовки к ЕГЭ, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017  Интернет –ресурсы: http:// www.hrono.ru http:// www.krugosvet.ru https:// dic.academic.ru http:// www.finteoria.ru http://rushist.com Энциклопедия Брокгауз-Ефрон http:// www.hrono.info http://www.peoples.ru

При подготовке к занятию были использованы материалы:

  • Н.В.Загладин, Н.А.Симония,История России и мира, М., «Русское слово», 2012 г.
  • Е.Миронова, История. Авторский курс подготовки к ЕГЭ, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017

Интернет –ресурсы:

  • http:// www.hrono.ru
  • http:// www.krugosvet.ru
  • https:// dic.academic.ru
  • http:// www.finteoria.ru
  • http://rushist.com
  • Энциклопедия Брокгауз-Ефрон
  • http:// www.hrono.info
  • http://www.peoples.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!