СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой режим как важный фактор в обучении и воспитании слабослышащих и позднооглохших детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Основной задачей, обеспечивающей успех в этой области,  является формирование  речевого режима.

Просмотр содержимого документа
«Речевой режим как важный фактор в обучении и воспитании слабослышащих и позднооглохших детей»



Речевой режим как важный фактор

в обучении и воспитании слабослышащих и

позднооглохших детей



Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Основной задачей, обеспечивающей успех в этой области, является формирование речевого режима.

Слабослышащие дети, в отличие от здоровых, из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих не могут в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений. В зависимости от степени нарушения слуха, от педагогических условий развития, времени возникновения слухового дефекта слабослышащие дети поступают в школу с нарушенной в различной степени речью.

Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь. Почти полное отсутствие у них речи создает условия, при которых возможно лишь наглядно-образное отражение действительности. Перед нами стоит задача обучать речи так, чтобы у слабослышащих учащихся развивалась способность отражать действительность при помощи словесной речи.

В коррекционном процессе наши ученики должны усваивать те обобщения, которые заключены в речи и которые отличаются от обобщений, свойственных наглядно-образному мышлению. Требуется создание и точное следование особому речевому режиму, с учетом последовательности его внедрения в жизнь учеников с таким расчетом, чтобы помочь детям постепенно переходить к более отвлеченному и обобщенному отражению окружающих предметов и явлений.

Перед учителем стоит задача обеспечить не только усвоение значений слов, обозначающих конкретные предметы, действия, признаки предметов, но и постоянные накопления слов с абстрактными значениями. Поэтому работа над речью органично входит в каждый урок не только языку, но и по всем другим учебным предметам.

Речь делится на внутреннюю и внешнюю, а также специфическую для неслышащих дактильную разновидность речи словесной речи. Внутренняя речь - мысленная речь человека, обращенная к самому себе.
Она не произносится и не пишется. Внешняя речь - это речь, обращенная к другим. Она облечена в звуки или графические знаки. И все это должно быть учтено при формировании речевого режима слабослышащих.

Письменная и дактильная виды речи наиболее доступны детям.
Однако в целях более полного преодоления последствий дефекта слабослышащие дети должны овладеть не только письменным и дактильным видами речи, но прежде всего устным словом, именно оно является наиболее употребительным средством общения. Овладение словесной речью - необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребенка. ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЧЕВОГО РЕЖИМА.

Речь слабослышащих развивается в условиях использования частично сохранившейся функции слухового анализатора. Такие дети накапливают слова в искаженном виде. Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи и читаемого текста. Ученик, располагающий ограниченным запасом слов при недостаточном овладении грамматическим строем языка, мобилизует все свои речевые возможности для того, чтобы выразить просьбу, желание, вопрос и т.п. И НАША ЗАДАЧА – МАКСИМАЛЬНО СТИМУЛИРОВАТЬ ЕГО РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ.

Уровень речевого развития слабослышащих детей в значительной мере определяется условиями их воспитания, т.е. домашней речевой среды. И МЫ С ВАМИ ПОНИМАЕМ, КАКОГО РОДА НЕДОСТАТКИ НАМ ПРИХОДИТСЯ КОРРЕКТИРОВАТЬ. ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, ЧТО РЕЧЕВАЯ СРЕДА ШКОЛЫ РАЗВИВАЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, ПОЛУЧЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ. НА ДЕЛЕ ЖЕ ПРИХОДИТСЯ ФОРМИРОВАТЬ РЕЧЬ УЧЕНИКА «С НУЛЯ», ИСПРАВЛЯЯ СФОРМИРОВАННЫЕ ДОМА ПОРОКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

В организации устного общения на уроке имеются некоторые трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания. Естественный характер общения должен рассматриваться не как предварительное условие обучение или самоцель, а как итог кропотливой работы учителя, полученный в результате преодоления многочисленных речевых затруднений учащихся при усвоении определенного языкового материала, как достижение автоматизма в самостоятельном использовании его учащимися.

Каждый из уроков по развитию речи должен удовлетворять особым требованиям. Вот наиболее общие организационно-методические положения, на которых должна основываться система занятий по развитию устной речи:

1. Большую роль в развитии самостоятельной устной речи имеют тематические беседы, диалоги. Все уроки развития устной речи рассматриваются как форма организации речевой практики слабослышащих учащихся, призванная постепенно преодолевать глубокое недоразвитие речи, сформировать речь как полноценное средство общения в познавательной деятельности

2. На уроках предусматривается постепенное усвоение материала.

3. Процесс обучения устной речи требует использование письма и письменной речи как средства развития речи в целом, коррекции фонетической, лексической и грамматической стороны речи

4. На уроках развития устной речи используются как ее диалогические, так и монологические формы.

5. Существенной формой работы по технике речи является трехминутная фонетическая зарядка.

6. Краткие беседы в начале урока развития речи (о погоде, дежурстве, календарных датах, распорядке дня, предстоящих событиях) - важный участок речевой практики.

7. По мере овладения элементарными видами повествования учащиеся тренируются в составлении рассказов об экскурсиях, прогулках, наблюдениях, выполненных практических работах.

Овладение речью, изучение родного языка как предмета, самостоятельное чтение, общение с окружающими, активное включение в разнообразные сферы труда и общественной жизни - все это будет совершенствовать лексические возможности слабослышащих детей и подростков, способствовать развитию речи и познавательной деятельности в целом.

Словарная работа является одним из средств, призванных целенаправленно и последовательно способствовать преодолению аномального развития слабослышащих детей. Основной задачей словарной работы является изучение учителем словаря учеников своего класса и постоянный контроль за правильностью понимания ими слов. Другая задача состоит в планомерном расширении лексического запаса учащихся. Она реализуется на всех уроках.

Игры и игровые приемы позволяют закреплять разнообразный лексический материал в занимательной форме как на уроках, так и во внеурочное время.

Ведущей задачей обучения слабослышащих детей произношению является выработка у учащихся достаточно разборчивой речи.

ИТАК, на протяжении всего школьного обучения в фокусе речевого режима находится работа над произношением слова и фразы как единиц речи, в которых реализуются все основные произносительные навыки. Разборчивое и выразительное воспроизведение слов и фраз в речи глухих предполагает длительную, систематическую работу над такими элементами и сторонами произношения как дыхание, голос, звуки и их сочетания, словесное и фразовое ударение, орфоэпия, темп.

Необходимым условием для того, чтобы специальная работа над произношением достигла прочного успеха, обеспечила разборчивую, внятную речь учащихся, является систематический контроль над произношением на любом уроке и во внеклассное время, твердый фонетический режим, который должен осуществляться всем педагогическим персоналом школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!