СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность: Речевое творчество учащихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: познакомить с приемами, направленными на  развитие у учащихся способности к обобщению и выделению существенных признаков, формированию образного мышления, с приемами, которые помогут развивать у учащихся лингвистические умения строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ, развивать творческие способности ученика, что является  одним из важных составляющих  успешности  ребенка.

 

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность: Речевое творчество учащихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Покровка Бековского района Пензенской области













Внеклассное занятие для учащихся по русскому языку:


«Речевое творчество»


Внеурочная деятельность учащихся












Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Покровка Орлова Нина Геннадьевна













с. Покровка, 2020 год



Тема внеурочного занятия: «Речевое творчество».

Цель занятия: познакомить с приемами, направленными на развитие у учащихся способности к обобщению и выделению существенных признаков, формированию образного мышления, с приемами, которые помогут развивать у учащихся лингвистические умения строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ, развивать творческие способности ученика, что является одним из важных составляющих успешности ребенка.

Этапы проведения внеклассного занятия:

1. Введение в тему.



Е. Винокуров

Священное умение говорить,

Произносить слова и строить фразы,

Как просто это, стоит рот открыть –

И чудо слова возникает сразу.

Но на самом деле переход от мысли к речи требует преобразования, или перекодирования, информации. Переход от внутренней речи к внешней часто сопряжен с определенными трудностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но когда он пытается выразить ее для других, оказывается, что его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то или не так, как хотел. Эти трудности связаны с тем, что нужно перейти от свернутых, сжатых, понятных для себя мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам, доступным пониманию других.

Вы, наверное, слышали такую фразу: «Мы говорим с тобой на разных языках». Но не все знают, что мы, действительно, воспринимаем информацию, выделяем ее в общем потоке по-разному.

( участники встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия)

Давайте с вами проведем небольшой эксперимент. Перед вами картинки. (слайд 2-5). Из перечисленных под картинками названий подберите наиболее, по вашему мнению, походящее. Подчеркните номер выбранного вами ответа.

Проверим, каково ваше восприятие?

(слайд № 6)

2. Демонстрация приемов, направленных на развитие лингвистических умений строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ, развивать способности к обобщению и выделению существенных признаков

- Для полноценного речевого развития ребенка необходимо, чтобы у школьников были развиты некоторые психологические качества, соответствующие специфике литературы как искусства слова. Они должны уметь воспроизводить в сознании образы и картины, изображенные писателем, научиться видеть за ними определенный жизненный процесс, осмысливать идею произведения, заражаться чувствами автора и давать свои собственные эмоциональные оценки. Свои мысли и чувства учащиеся должны уметь свободно, логично и аргументировано излагать в сочинениях, раскрывая при этом художественные особенности. Таким образом, они должны обладать и эмоциональной восприимчивостью, и легкостью словесного оформления своих мыслей и чувств, то есть определенными вербальными способностями.

- Развивать у учащихся лингвистические умения строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ, развивать способности к обобщению

и выделению существенных признаков поможет методика «Исключи слово»

(слайд № 8)

  1. книга, портфель, чемодан, кошелек

  2. печка, керосинка, свеча, электроплитка

  3. часы, очки, весы, термометр

  4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

  5. самолет, гвоздь, пчела, вентилятор

  6. бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы

  7. дерево, этажерка, метла, вилка

  8. дедушка, учитель, папа, мама

  9. иней, пыль, дождь, роса

- Прием «мозгового штурма». Минута размышления: на доске в беспорядке написаны слова. Необходимо распределить эти слова по группам под общим понятием. Найти это общее понятие

(слайд № 9)

3. Приемы, развивающие коммуникативные умения:

- В развитии речетворческих способностей большое значение имеет вооружение учащихся приемами преобразования внутренней речи в структурные формы, присущие внешней речи, т.е. умению переходить от сжатых, понятных для себя мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам, доступным для понимания других. На уроке это может выглядеть так: (Слайд № 11)

Дается опорное слово: Листья. И по мере предложений учеников из этого слова вырастает сложная синтаксическая конструкция.

Давайте попробуем:

Ученики в силу ряда возрастных особенностей не всегда представляют себе те образы и картины, которые описываются в произведении, многого не понимают, нередко остаются эмоционально безучастными. у них слабо развито воображение и образное мышление, они не умеют использовать изобразительные средства языка в целях индивидуализации описываемых предметов и явлений. Развивать воображение, наблюдательность и чуткость к слову помогут следующие приемы:

Попробуем выполнить упражнения, направленные на развитие названных способностей:


4. АССОЦИАТИВНЫЕ ШАГИ (Слайд № 13)


В этих упражнениях учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами между словами ветер и книга: ветер -- осень, осень -- лист, лист-- стол, стол-- книга.

Попробуйте выстроить такую цепочку между словами

крик и рябина.

Данный тип тренинга помогает учащимся определить сюжетные линии своего будущего художественного текста.


5. СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Этот комплексный речетворческий тренинг предполагает заполнение учащимися речетворческой карты. Такая карта учит внимательно относиться к слову, здесь и обостренное внимание к написанию и звучанию слова; ассоциации, вызванные словом; поиск слов, рифмующихся с исходным словом; «оживление» слова (наполнение цветом, звуком, запахом и т. д.). Данный тренинг помогает глубже проникнуть в текст, понять чувства автора (если речь идет о стихотворном тексте); понять его мысли, проникнуться настроением. Ученикам можно посоветовать при работе с текстом, выделять ключевые слова и проделывать с ними это упражнение.


РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ КАРТА РЯБИНА. (Заполняется учащимися.)


* Звучание и написание слова:

* Ассоциации:

* Рифмовка:

* Цвет:

* Звук.:

* Запах:

* Форма:

* Характер:

6. Составление рассказа по опорным словам.

Формированию образного мышления учащихся отлично способствуют такие упражнения, как

Составление рассказа по опорным словам. Причем, слова, не связаны между собой

Для составления рассказа на доске написаны слова. Каждый должен составить свой рассказ, используя предложенный слова. В каждом предложении должно быть использовано по одному слову. При этом нужно помнить, что рассказ должен быть:

• логичным

• завершенным

• должна быть сюжетная линия

• при составлении рассказа использовать разнообразные языковые средства для написания рассказа

7. Бином фантазии (Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения)


- А теперь попрошу вас разбиться на группы и придумать монолог, от имени вещей, которые окружают нас:

Старая расческа

Перегоревшая лампочка

Шнурок в правом ботинке,

дверная ручка.

Такое образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических произведений, исторических событий и т.д. не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии. При этом в образе неразрывно слиты восприятия внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человек к предмету.


8. Обращение к образно-эмоциональной сфере:

- Речетворческие способности основываются на речевой эмоциональности. Задания этого тренинга направлены на установление связей между визуальными, музыкальными образами, на закрепление умений выразить словами свои впечатления

- Попробуем закрыть глаза и представить себе осенний лес. Окунитесь атмосферу этого леса, оглядитесь вокруг, вслушайтесь в его звуки, почувствуйте запахи

А теперь скажите, пожалуйста, на выбор несколько предложений на ваш выбор:

- либо о том, что увидели,

- либо о том, что услышали

- либо о том, что почувствовали


- Перед вами морские пейзажи Чюрлениса, посмотрите, каждая из них «озвучена» человеческим чувством. В каждой картине по-разному. Послушайте, как это изображается в звуках.

А теперь попробуйте воссоздать в слове те образы, зрительные, слуховые, ассоциативные в словах. Напишите небольшую миниатюру по заданной теме.

Обращение к разным видам искусства является своего рода тренингом, направленным на формирование умений видеть, слышать, чувствовать и проникаться особым настроением. Это способствует включению воображения, дает толчок эмоциям. Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним событийным описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека.


9. Заключение

- Приведенные и аналогичные задания будут ненавязчиво и активно развивать образное мышление, активизировать работу ассоциативной памяти, совершенствовать в целом устную и письменную речь учащихся.


От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определенных слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,–

Зависит от того, чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!