Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II. Изучение слухового восприятия
Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___________________________________
Определение количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III. Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V. Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
- покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI. Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
м | мь | н | нь | п | пь | б | бь | в | вь | ф | фь | т | ть | д | дь | к | кь |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
г | гь | х | хь | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
(дифференциация звуков)
а о | о у | и ы | а э | м мь | м н | н нь | п пь | б бь | п б | пь бь | в вь | ф фь | в ф |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
д дь | т ть | т д | ть дь | к кь | г гь | х хь | т к | д г | с сь | з зь | с з | сь зь | л ль | ль й |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
VII. Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
________________________________________________________________________________________
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис:
Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек)______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________