СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая карта для детей с ЗПР (для учителя-логопеда)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевая карта для детей с ЗПР (для учителя-логопеда)»

















Карта

психолого-речевого развития


ребенка с задержкой психического развития





__________________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка)


__________________________________________________________________________





Анкетные данные


Сведения о родителях


Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения, возраст_________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________

Домашний телефон____________________________________________________________

Откуда поступил______________________________________________________________

Сведения о родителях:

мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)____________________________________________

____________________________________________________________________________

отец (Ф.И.О., возраст)__________________________________________________________

____________________________________________________________________________

другие члены семьи, участвующие в воспитании ребенка (Ф.И.О., возраст)_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Национальный язык___________________________________________________________

Двуязычие____________________________________________________________________



Решения МППК


Решением МППК от __________________________протокол №______________________

принят в коррекционную группу на срок__________________________________________

Заключение МППК____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты « » ______________________200__г.

Учитель-дефектолог (ФИО., подпись)_____________________________________________

____________________________________________________________________________

Решением МППК от « » ____________________200__г. продлено пребывание в коррекционной группе с диагнозом_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________на срок_____________________

ответственный за продление (Ф.И.О.)_____________________________________________

Члены МППК________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Анамнез


Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок________________________________________

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________

____________________________________________________________________________

Стимуляция__________________________________________________________________Когда закричал ребенок_________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия______________________________________________________

Резус-фактор, совместимость____________________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________

Вскармливание (грудное, искусственное) продолжалось до____________________________

Когда принесли кормить________________________________________________________

Когда взял грудь_______________________________________________________________

Как сосал (срыгивания, поперхивания)_____________________________________________

Срок выписки из роддома___________(если задержались, то почему)___________________

____________________________________________________________________________

После выписки из роддома особенности сна________________________________________

Особенности бодрствования_____________________________________________________


Раннее психомоторное развитие


Голову держит с ______________________________________________________________

Сидит с _____________________________________________________________________

Ползает с____________________________________________________________________

Стоит с______________________________________________________________________

Ходит с______________________________________________________________________

Появление первых зубов________________________________________________________

Количество зубов к году________________________________________________________


Перенесенные заболевания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Раннее речевое развитие


Гуление______________________________________________________________________

Лепет________________________________________________________________________

Первые слова_________________________________________________________________

Первые фразы________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_______________________________

____________________________________________________________________________

Использование жестов__________________________________________________________
отношение членов семьи к речевому дефекту______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана специалистами________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии

(на основании медицинской карты)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Невропатолог ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психоневролог________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отоларинголог________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Офтальмолог_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ортодонт________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Характеристика деятельности ребенка

Общие данные:

Коммуникабельность_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность регуляторных функций________________________________________

____________________________________________________________________________






Исследование психических функций


  1. Исследование внимания

Объем, переключение, распределение

4 года

5 лет

6 лет



4 года

5 лет

6 лет

концентрация



устойчивость




застреваемость




истощаемость




соотношение

непроизвольное

произвольное

непроизвольное

произвольное

непроизвольное

произвольное


  1. Исследование восприятия

1. Состояние слухового восприятия:

● дифференциация звучащих игрушек____________________________________________

● определение направления звука_________________________________________________

● восприятие и воспроизведение ритма:

4 года 5 лет 6 лет
▬ ▬ ● ▬ ▬ ▬ ▬ ▬ ● ● ●

● ● ▬ ● ● ● ▬ ● ● ● ▬ ▬

▬ ● ▬ ▬ ● ● ▬ ● ● ▬ ▬ ●

● ▬ ● ● ▬ ▬ ● ● ▬ ▬ ▬ ●


  1. Состояние зрительного восприятия

Восприятие цвета:

4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)_____________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой)____________

____________________________________________________________________________

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)______________________________________________
____________________________________________________________________________

Восприятие формы:

4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)____________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)_______________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)_________________

____________________________________________________________________________Узнавание формы в условиях наложения:

4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________

Узнавание предметов в неполном изображении:

4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________

Условия точечного изображения:

4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________

Соотнесение элементов изображения с целым:

4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________


Восприятие величины:

Представление о форме (есть/нет): 4 года 5 лет 6 лет

Соотнесение предметов по форме: 4 года 5 лет 6 лет

Различение геометрических форм: 4 года 5 лет 6 лет


3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Ориентировка в пространстве_________________________________________________

____________________________________________________________________________

4 года (показать предметы, которые находятся внизу, вверху, впереди, сзади)_____________

____________________________________________________________________________

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)___

____________________________________________________________________________

6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)_______________________________

____________________________________________________________________________

Ориентировка в сторонах собственного тела:

4 года _________________________________________________________________

5 лет__________________________________________________________________

6 лет__________________________________________________________________

Дифференцирование пространственных понятий

возраст

выше-ниже

дальше-ближе

слева-справа

впереди-сзади

4 года





5 лет





6 лет





Складывание картинок из частей_______________________________________________
4 года (2-4 части)______________________________________________________________

5 лет (3-5 частей)______________________________________________________________

6 лет (4-8 частей)______________________________________________________________

Собрать предмет из функционально значимых частей_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу:

4 года 5 лет 6 лет




Складывание фигур из палочек по памяти:

6 лет (елочка и дерево из 6 палочек, лодочка и лесенка из 7 палочек)____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Временные представления:

Части суток: 4 года 5 лет 6 лет

Времена года: 4 года 5 лет 6 лет

Угадывание предмета по контуру: 4 года 5 лет 6 лет

III. Исследование памяти


4 года

5 лет

6 лет

Двигательная память




Зрительная память




Слуховая память




Логическая память




Запоминание, воспроизведение:

4 года_______________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________

Методика 10 слов:

4 года_______________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________


IV. Исследование мышления


4 года

5 лет

6 лет

обобщение




исключение




группировка




сериации




сравнение




Причинно-следственные связи




Соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления




  1. Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики

4 года________________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:


4 года

- потопать ногами, похлопать руками одновременно

- попрыгать на двух ногах

- бросить мяч от груди

- поймать мяч

- прыгнуть в длину с места




5 лет

- попрыгать на двух ногах

- прыгнуть в длину с места

- на левой ноге

- на правой ноге

- потопать ногами и похлопать руками

- бросить мяч от груди

- поймать мяч

- бросить мяч из-за головы

- перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку




6 лет



- попрыгать на двух ногах

- прыгнуть в длину с места

- на левой ноге

- на правой ноге

- потопать ногами и похлопать руками одновременно

- бросить мяч от груди

- бросить мяч из-за головы

- поймать мяч

- влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее


Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)__________________________________________________________

4 года________________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений:

4 г ода

- сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, затем на левой руке

5 лет

- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом лев. руки, обеих рук


6 лет

- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец павой руки, потом левой руки, обеих рук

- поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой руке

Кинетическая основа движений:

4 г ода

- поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, затем на левой

- изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены

5 лет

- упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой

6 лет

- «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой и левой рукой

Навыки работы с карандашом:

4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)_______________________________________________________________________ 5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)___________________

6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)___________________

Состояние мимической мускулатуры


точность выполнения движений

4 года:

5 лет:

6 лет:


активность

4 года:

5 лет:

6 лет:


мышечный тонус

4 года:

5 лет:

6 лет:


темп

4 года:

5 лет:

6 лет:

замедленность движений глазных яблок


4 года:

5 лет:

6 лет:

Выполнение упражнений:


4 г ода

- закрыть правый глаз, левый глаз - нахмурить брови - надуть щеки

- поднять брови - втянуть щеки



5 лет

- закрыть правый глаз - закрыть левый глаз - наморщить нос

- поднять брови - нахмурить брови

- надуть щеки - втянуть щеки



6 лет

- закрыть правый глаз - закрыть левый глаз - прищурить глаза - нахмурить брови - поднять брови - надуть правую щеку

- надуть левую щеку - втянуть правую щеку - втянуть левую щеку

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___________________________

Состояние артикуляционной моторики

наличие или отсутствие движений

4 года:


5 лет:


6 лет:



тонус

4 года:

5 лет:

6 лет:


объем

4 года:

5 лет:

6 лет:

способность к переключению


4 года:


5 лет:


6 лет:

замены


4 года:

5 лет:

6 лет:

синкинезии


4 года:

5 лет:

6 лет:


тремор


4 года:

5 лет:

6 лет:

обильная саливация


4 года:

5 лет:

6 лет:

отклонение кончика языка


4 года:


5 лет:


6 лет:


Движения нижней челюсти

4 г ода

- открыть и закрыть рот

5 лет

- открыть и закрыть рот - подвигать нижней челюстью вправо влево

6 лет

- открыть и закрыть рот - подвигать нижней челюстью вправо влево


Движения губ

4 г ода

- «улыбка» - «трубочка»

5 лет

- «улыбка» - «трубочка» - «улыбка-трубочка»

6 лет

- «улыбка» - «трубочка» - «улыбка-трубочка»

- поднять верхнюю губу - опустить нижнюю губу

- одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю

Движения языка

4 г ода

- «лопата» - «жало» - «качели» - «маятник»

5 лет

- «лопата» - «качели» - «маятник» - «жало» - «лопата-жало»

6 лет

- «лопата» - «качели» - «маятник» - «вкусное варенье»

- «жало» - «лопата-жало» - «чашечка»

Движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)

4 г ода


5 лет


6 лет


  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, норма)__________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, норма)

Челюсти_____________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой,открытый передний, перекрестный, норма)

Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель, норма)

Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие увулы, норма)

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой, норма)

  1. Состояние звукопроизношения

4 года

изолированно

с

с’

3

3’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

другие звуки

в словах




















во фразах




















____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет

изолированно

с

с’

3

3’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

другие звуки

в словах




















во фразах




















____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

изолированно

с

с’

3

3’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

другие звуки

в словах




















во фразах





















________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Состояние дыхательной и голосовой функции

4 года

● тип физиологического дыхания ( верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________________________________

● объем дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________

● направление голосовыдыхаемой струи при речи___________________________________

● громкость голоса: - нормальный - чрезмерно - громкий

- чрезмерно тихий - с носовым оттенком - глухой - монотонный

____________________________________________________________________________

5 лет

● тип физиологического дыхания ( верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________________________________

● объем дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________

● направление голосовыдыхаемой струи при речи___________________________________

● громкость голоса: - нормальный - чрезмерно - громкий

- чрезмерно тихий - с носовым оттенком - глухой - монотонный

____________________________________________________________________________ 6 лет

● тип физиологического дыхания ( верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________________________________

● объем дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________

● направление голосовыдыхаемой струи при речи___________________________________

● громкость голоса: - нормальный - чрезмерно - громкий

- чрезмерно тихий - с носовым оттенком - глухой - монотонный

____________________________________________________________________________
8. Особенности динамической стороны речи
4 года

● темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________

● ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________

● паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________

● употребление основных видов интонации________________________________________

5 лет

● темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________

● ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________

● паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________

● употребление основных видов интонации________________________________________

6 лет

● темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________

● ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________

● паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________

● употребление основных видов интонации________________________________________


  1. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

4 года изолированные слова:

кот____________ стук____________ спина____________ фантик__________

вода___________ мост____________ банка____________ тропинка________

5 лет изолированные слова:

самолет__________ фотограф_________ парашютист_________

скворец__________ микстура__________ погремушка__________

предложения:

Сестренка развешивает простыни.________________________________________________
____________________________________________________________________________

В универсаме продаются продукты._______________________________________________
____________________________________________________________________________

Парашютисты готовятся к прыжку._______________________________________________
____________________________________________________________________________

6 лет
изолированные слова:

тротуар____________ фотоаппарат_____________ виолончелист_________

градусник__________ экскаватор________________ регулировщик_________

предложения:

Виолончелист укладывает инструмент в футляр._____________________________________

Регулировщик руководит движением на перекрестке._________________________________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________

  1. Состояние фонематического восприятия

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

4 года: ба-па__________ па-ба__________ га-ка__________ ка-га_________

та-да__________ да-га__________ ма-ба__________ ба-ма________

ва-ка__________ ка-ва__________ ня-на__________ на-ня________


5 лет: ба-па-ба_______ па-ба-па________ да-та-да_________ са-за-са______

та-да-та________ ка-га-ка_________ га-ка-га__________ жа-ша-жа____

ша-жа-ша______ та-тя-та_________ та-тя-та__________


6 лет: са-ша-са_______ ша-са-ша________ са-ца-са__________

ца-са-ца_______ ча-тя-ча__________ тя-ча-тя__________

ща-ча-ща______ ча-ща-ча_________ ща-ся-ща_________

ся-ща-ся_______ ла-ля-ла__________ ла-ля-ла__________

  1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки)

4 года:

кот-кит дом-дым мышка-мишка уточка-удочка

5 лет:

почка-бочка трава-дрова корка-горка сова-софа

6 лет:

пашня-башня катушка-кадушка крот-грот мышка-мошка


  1. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)

4 года:

коса-коза кочка-кошка миска-мишка малина-Марина

5 лет:

суп-зуб челка-щелка сайка-чайка галка-галька

6 лет:

собор-забор касса-каша сук-жук лук-люк

  1. Состояние фонематического анализа и синтеза

4 года (выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка в словах):

майка санки шапка пирамидка рыба

рак корова лимон

5 лет (выделение начального ударного гласного из слов):

астра арка осень озеро улей уши иглы искра

6 лет

● (выделение конечного согласного из слов):

кот сук сом малыш лимон лещ грач сироп

● (выделение начального согласного из слов):

мост банка пол тапки вода чайник дом щетка

● (определение последовательности звуков в слове):

кот вата дом лапа нос рыба суп шина

● (определение количества звуков в словах):

нос ваза бык батон кит банка


  1. Исследование состояния импрессивной речи

  1. Пассивный словарь

4 года_______________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________


  1. Понимание различных форм словоизменения


Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

4 года: кот-коты машина-машины окно-окна лист-листья

5 лет: медведь-медведи кукла-куклы дерево-деревья стул-стулья

6 лет: пень-пни ворона-вороны перо-перья гнездо-гнезда


Использование и понимание предлогов:

4 года (в, на, над, под)__________________________________________________________

5 лет (на, перед, за, около)_______________________________________________________

6 лет (под, аз-под, за, из-за)______________________________________________________


Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

4 года (показать по картинкам): дом-домик ложка-ложечка ведро-ведерочко

5 лет: стол-столик кровать-кроватка окно-окошечко

6 лет: мяч-мячик ваза-вазочка одеяло-одеяльце


Понимание предложений (показать по картинкам):

4 года:

Девочка поздравляет мальчика___________________________________________________

Мальчик поздравляет девочку____________________________________________________

Что в руках у девочки?__________________________________________________________

Что в руках у мальчика?_________________________________________________________

5 лет:

Мальчик убегает от щенка_______________________________________________________

Щенок убегает от мальчика______________________________________________________

Что щенок хочет отнять у мальчика?______________________________________________

6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился_____________________________

Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился________________________________

Состояние активного словаря:

4 года

5 лет

6 лет

обобщение




классификация




части тела




части предметов




назвать форму




назвать цвета




антонимы




словоизменение




ответить на вопрос

«много чего?» по картинкам





употребление числительных

2 и 5 с существительными

2 кота

5 котов

2 машины

5 машин


2 мяча 5 мячей 2 розы 5 роз

2 окна 5 окон

2 пня 5 пней

2 книги 5 книг

2 ведра 5 ведер

2 воробья 5 воробьев

образование относительных прилагательных

______

_______



название детенышей животных

у кошки

у лисы

у утки

у слона

у зайца

у волка

у белки

у козы

у медведя

у коровы

у лошади

у собаки

у овцы


  1. Исследование состояния экспрессивной речи

Общая характеристика речи:

4 года:_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

5 лет:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

6 лет:________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


  1. Исследование связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

4 года:_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
5 лет:________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет:________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________






Заключение

(4 года)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

(5лет)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



дата «___»_________________200___г. логопед___________________




Заключение

(6 лет)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



дата «___»_________________200___г. логопед___________________


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!