Карта психолого-речевого развития ребенка с задержкой психического развития __________________________________________________________________________ (фамилия, имя ребенка) __________________________________________________________________________ |
Анкетные данные
Сведения о родителях
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения, возраст_________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
Домашний телефон____________________________________________________________
Откуда поступил______________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)____________________________________________
____________________________________________________________________________
отец (Ф.И.О., возраст)__________________________________________________________
____________________________________________________________________________
другие члены семьи, участвующие в воспитании ребенка (Ф.И.О., возраст)_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Национальный язык___________________________________________________________
Двуязычие____________________________________________________________________
Решения МППК
Решением МППК от __________________________протокол №______________________
принят в коррекционную группу на срок__________________________________________
Заключение МППК____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты « » ______________________200__г.
Учитель-дефектолог (ФИО., подпись)_____________________________________________
____________________________________________________________________________
Решением МППК от « » ____________________200__г. продлено пребывание в коррекционной группе с диагнозом_______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________на срок_____________________
ответственный за продление (Ф.И.О.)_____________________________________________
Члены МППК________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок________________________________________
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________
____________________________________________________________________________
Стимуляция__________________________________________________________________Когда закричал ребенок_________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия______________________________________________________
Резус-фактор, совместимость____________________________________________________
Вес и рост при рождении_______________________________________________________
Вскармливание (грудное, искусственное) продолжалось до____________________________
Когда принесли кормить________________________________________________________
Когда взял грудь_______________________________________________________________
Как сосал (срыгивания, поперхивания)_____________________________________________
Срок выписки из роддома___________(если задержались, то почему)___________________
____________________________________________________________________________
После выписки из роддома особенности сна________________________________________
Особенности бодрствования_____________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с ______________________________________________________________
Сидит с _____________________________________________________________________
Ползает с____________________________________________________________________
Стоит с______________________________________________________________________
Ходит с______________________________________________________________________
Появление первых зубов________________________________________________________
Количество зубов к году________________________________________________________
Перенесенные заболевания
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______________________________________________________________________
Лепет________________________________________________________________________
Первые слова_________________________________________________________________
Первые фразы________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_______________________________
____________________________________________________________________________
Использование жестов__________________________________________________________
отношение членов семьи к речевому дефекту______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана специалистами________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии
(на основании медицинской карты)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Невропатолог ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психоневролог________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отоларинголог________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Офтальмолог_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ортодонт________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика деятельности ребенка
Общие данные:
Коммуникабельность_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность регуляторных функций________________________________________
____________________________________________________________________________
Исследование психических функций
Исследование внимания
Объем, переключение, распределение |
4 года | 5 лет | 6 лет |
| 4 года | 5 лет | 6 лет |
концентрация | | | |
устойчивость | | | |
застреваемость | | | |
истощаемость | | | |
соотношение | непроизвольное произвольное | непроизвольное произвольное | непроизвольное произвольное |
Исследование восприятия
1. Состояние слухового восприятия:
● дифференциация звучащих игрушек____________________________________________
● определение направления звука_________________________________________________
● восприятие и воспроизведение ритма:
4 года 5 лет 6 лет
▬ ▬ ● ▬ ▬ ▬ ▬ ▬ ● ● ●
● ● ▬ ● ● ● ▬ ● ● ● ▬ ▬
▬ ● ▬ ▬ ● ● ▬ ● ● ▬ ▬ ●
● ▬ ● ● ▬ ▬ ● ● ▬ ▬ ▬ ●
Состояние зрительного восприятия
Восприятие цвета:
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)_____________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой)____________
____________________________________________________________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)______________________________________________
____________________________________________________________________________
Восприятие формы:
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)____________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)_______________________________
____________________________________________________________________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)_________________
____________________________________________________________________________Узнавание формы в условиях наложения:
4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________
Узнавание предметов в неполном изображении:
4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________
Условия точечного изображения:
4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________
Соотнесение элементов изображения с целым:
4 года__________________ 5 лет__________________ 6 лет______________________
Восприятие величины:
Представление о форме (есть/нет): 4 года 5 лет 6 лет
Соотнесение предметов по форме: 4 года 5 лет 6 лет
Различение геометрических форм: 4 года 5 лет 6 лет
3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Ориентировка в пространстве_________________________________________________
____________________________________________________________________________
4 года (показать предметы, которые находятся внизу, вверху, впереди, сзади)_____________
____________________________________________________________________________
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)___
____________________________________________________________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)_______________________________
____________________________________________________________________________
Ориентировка в сторонах собственного тела:
4 года _________________________________________________________________
5 лет__________________________________________________________________
6 лет__________________________________________________________________
Дифференцирование пространственных понятий
возраст | выше-ниже | дальше-ближе | слева-справа | впереди-сзади |
4 года | | | | |
5 лет | | | | |
6 лет | | | | |
Складывание картинок из частей_______________________________________________
4 года (2-4 части)______________________________________________________________
5 лет (3-5 частей)______________________________________________________________
6 лет (4-8 частей)______________________________________________________________
Собрать предмет из функционально значимых частей_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
4 года 5 лет 6 лет
Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет (елочка и дерево из 6 палочек, лодочка и лесенка из 7 палочек)____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Временные представления:
Части суток: 4 года 5 лет 6 лет
Времена года: 4 года 5 лет 6 лет
Угадывание предмета по контуру: 4 года 5 лет 6 лет
III. Исследование памяти
| 4 года | 5 лет | 6 лет |
Двигательная память | | | |
Зрительная память | | | |
Слуховая память | | | |
Логическая память | | | |
Запоминание, воспроизведение:
4 года_______________________________________________________________________
5 лет________________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________________
Методика 10 слов:
4 года_______________________________________________________________________
5 лет________________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________________
IV. Исследование мышления
| 4 года | 5 лет | 6 лет |
обобщение | | | |
исключение | | | |
группировка | | | |
сериации | | | |
сравнение | | | |
Причинно-следственные связи | | | |
Соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления | | | |
Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики
4 года________________________________________________________________________
5 лет________________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
4 года | - потопать ногами, похлопать руками одновременно | - попрыгать на двух ногах |
- бросить мяч от груди | - поймать мяч |
- прыгнуть в длину с места | |
5 лет | - попрыгать на двух ногах | - прыгнуть в длину с места |
- на левой ноге | - на правой ноге |
- потопать ногами и похлопать руками | - бросить мяч от груди |
- поймать мяч | - бросить мяч из-за головы |
- перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку | |
6 лет | | |
- попрыгать на двух ногах | - прыгнуть в длину с места |
- на левой ноге | - на правой ноге |
- потопать ногами и похлопать руками одновременно | - бросить мяч от груди |
- бросить мяч из-за головы | - поймать мяч |
- влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее | |
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)__________________________________________________________
4 года________________________________________________________________________
5 лет________________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
4 г ода | - сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, затем на левой руке |
5 лет | - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом лев. руки, обеих рук |
6 лет | - одновременно вытянуть указательный палец и мизинец павой руки, потом левой руки, обеих рук |
- поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой руке |
Кинетическая основа движений:
4 г ода | - поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, затем на левой - изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены |
5 лет | - упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой |
6 лет | - «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой и левой рукой |
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)_______________________________________________________________________ 5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)___________________
6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)___________________
Состояние мимической мускулатуры
точность выполнения движений | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
активность | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
мышечный тонус | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
темп | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
замедленность движений глазных яблок | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
Выполнение упражнений:
4 г ода | - закрыть правый глаз, левый глаз - нахмурить брови - надуть щеки - поднять брови - втянуть щеки |
5 лет | - закрыть правый глаз - закрыть левый глаз - наморщить нос - поднять брови - нахмурить брови - надуть щеки - втянуть щеки |
6 лет | - закрыть правый глаз - закрыть левый глаз - прищурить глаза - нахмурить брови - поднять брови - надуть правую щеку - надуть левую щеку - втянуть правую щеку - втянуть левую щеку |
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___________________________
Состояние артикуляционной моторики
наличие или отсутствие движений | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
тонус | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
объем | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
способность к переключению | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
замены | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
синкинезии | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
тремор | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
обильная саливация | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
отклонение кончика языка | 4 года: |
5 лет: |
6 лет: |
Движения нижней челюсти
4 г ода | - открыть и закрыть рот |
5 лет | - открыть и закрыть рот - подвигать нижней челюстью вправо влево |
6 лет | - открыть и закрыть рот - подвигать нижней челюстью вправо влево |
Движения губ
4 г ода | - «улыбка» - «трубочка» |
5 лет | - «улыбка» - «трубочка» - «улыбка-трубочка» |
6 лет | - «улыбка» - «трубочка» - «улыбка-трубочка» - поднять верхнюю губу - опустить нижнюю губу - одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю |
Движения языка
4 г ода | - «лопата» - «жало» - «качели» - «маятник» |
5 лет | - «лопата» - «качели» - «маятник» - «жало» - «лопата-жало» |
6 лет | - «лопата» - «качели» - «маятник» - «вкусное варенье» - «жало» - «лопата-жало» - «чашечка» |
Движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, норма)__________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, норма)
Челюсти_____________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой,открытый передний, перекрестный, норма)
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель, норма)
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие увулы, норма)
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой, норма)
Состояние звукопроизношения
4 года
изолированно | с | с’ | 3 | 3’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | другие звуки |
в словах | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
во фразах | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет
изолированно | с | с’ | 3 | 3’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | другие звуки |
в словах | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
во фразах | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет
изолированно | с | с’ | 3 | 3’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | другие звуки |
в словах | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
во фразах | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функции
4 года
● тип физиологического дыхания ( верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________________________________
● объем дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________
● направление голосовыдыхаемой струи при речи___________________________________
● громкость голоса: - нормальный - чрезмерно - громкий
- чрезмерно тихий - с носовым оттенком - глухой - монотонный
____________________________________________________________________________
5 лет
● тип физиологического дыхания ( верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________________________________
● объем дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________
● направление голосовыдыхаемой струи при речи___________________________________
● громкость голоса: - нормальный - чрезмерно - громкий
- чрезмерно тихий - с носовым оттенком - глухой - монотонный
____________________________________________________________________________ 6 лет
● тип физиологического дыхания ( верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________________________________
● объем дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________
● направление голосовыдыхаемой струи при речи___________________________________
● громкость голоса: - нормальный - чрезмерно - громкий
- чрезмерно тихий - с носовым оттенком - глухой - монотонный
____________________________________________________________________________
8. Особенности динамической стороны речи
4 года
● темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________
● ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________
● паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________
● употребление основных видов интонации________________________________________
5 лет
● темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________
● ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________
● паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________
● употребление основных видов интонации________________________________________
6 лет
● темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________
● ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________
● паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________
● употребление основных видов интонации________________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
4 года изолированные слова:
кот____________ стук____________ спина____________ фантик__________
вода___________ мост____________ банка____________ тропинка________
5 лет изолированные слова:
самолет__________ фотограф_________ парашютист_________
скворец__________ микстура__________ погремушка__________
предложения:
Сестренка развешивает простыни.________________________________________________
____________________________________________________________________________
В универсаме продаются продукты._______________________________________________
____________________________________________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку._______________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет
изолированные слова:
тротуар____________ фотоаппарат_____________ виолончелист_________
градусник__________ экскаватор________________ регулировщик_________
предложения:
Виолончелист укладывает инструмент в футляр._____________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками
4 года: ба-па__________ па-ба__________ га-ка__________ ка-га_________
та-да__________ да-га__________ ма-ба__________ ба-ма________
ва-ка__________ ка-ва__________ ня-на__________ на-ня________
5 лет: ба-па-ба_______ па-ба-па________ да-та-да_________ са-за-са______
та-да-та________ ка-га-ка_________ га-ка-га__________ жа-ша-жа____
ша-жа-ша______ та-тя-та_________ та-тя-та__________
6 лет: са-ша-са_______ ша-са-ша________ са-ца-са__________
ца-са-ца_______ ча-тя-ча__________ тя-ча-тя__________
ща-ча-ща______ ча-ща-ча_________ ща-ся-ща_________
ся-ща-ся_______ ла-ля-ла__________ ла-ля-ла__________
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки)
4 года:
кот-кит дом-дым мышка-мишка уточка-удочка
5 лет:
почка-бочка трава-дрова корка-горка сова-софа
6 лет:
пашня-башня катушка-кадушка крот-грот мышка-мошка
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)
4 года:
коса-коза кочка-кошка миска-мишка малина-Марина
5 лет:
суп-зуб челка-щелка сайка-чайка галка-галька
6 лет:
собор-забор касса-каша сук-жук лук-люк
Состояние фонематического анализа и синтеза
4 года (выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка в словах):
майка санки шапка пирамидка рыба
рак корова лимон
5 лет (выделение начального ударного гласного из слов):
астра арка осень озеро улей уши иглы искра
6 лет
● (выделение конечного согласного из слов):
кот сук сом малыш лимон лещ грач сироп
● (выделение начального согласного из слов):
мост банка пол тапки вода чайник дом щетка
● (определение последовательности звуков в слове):
кот вата дом лапа нос рыба суп шина
● (определение количества звуков в словах):
нос ваза бык батон кит банка
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь
4 года_______________________________________________________________________
5 лет________________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________________
Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
4 года: кот-коты машина-машины окно-окна лист-листья
5 лет: медведь-медведи кукла-куклы дерево-деревья стул-стулья
6 лет: пень-пни ворона-вороны перо-перья гнездо-гнезда
Использование и понимание предлогов:
4 года (в, на, над, под)__________________________________________________________
5 лет (на, перед, за, около)_______________________________________________________
6 лет (под, аз-под, за, из-за)______________________________________________________
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
4 года (показать по картинкам): дом-домик ложка-ложечка ведро-ведерочко
5 лет: стол-столик кровать-кроватка окно-окошечко
6 лет: мяч-мячик ваза-вазочка одеяло-одеяльце
Понимание предложений (показать по картинкам):
4 года:
Девочка поздравляет мальчика___________________________________________________
Мальчик поздравляет девочку____________________________________________________
Что в руках у девочки?__________________________________________________________
Что в руках у мальчика?_________________________________________________________
5 лет:
Мальчик убегает от щенка_______________________________________________________
Щенок убегает от мальчика______________________________________________________
Что щенок хочет отнять у мальчика?______________________________________________
6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился_____________________________
Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился________________________________
Состояние активного словаря: | 4 года | 5 лет | 6 лет |
обобщение | | | |
классификация | | | |
части тела | | | |
части предметов | | | |
назвать форму | | | |
назвать цвета | | | |
антонимы | | | |
словоизменение | | | |
ответить на вопрос «много чего?» по картинкам | | | |
употребление числительных 2 и 5 с существительными | 2 кота 5 котов 2 машины 5 машин | 2 мяча 5 мячей 2 розы 5 роз 2 окна 5 окон | 2 пня 5 пней 2 книги 5 книг 2 ведра 5 ведер 2 воробья 5 воробьев |
образование относительных прилагательных | ______ | _______ | |
название детенышей животных | у кошки у лисы у утки у слона | у зайца у волка у белки у козы у медведя | у коровы у лошади у собаки у овцы |
Исследование состояния экспрессивной речи
Общая характеристика речи:
4 года:_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Исследование связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
4 года:_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5 лет:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6 лет:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Заключение
(4 года)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение
(5лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата «___»_________________200___г. логопед___________________
Заключение
(6 лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата «___»_________________200___г. логопед___________________
22