СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь. Виды речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речь. Виды речи.»

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 1

Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей».

Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.

Планируемые результаты

предметные:

- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

- личностные:

- проявлять интерес к родному языку;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, учебник « Русский язык» : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; тетрадь на печатной основе «Русский язык»: 1 класс: В.П. Канакина; рабочая тетрадь.













Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя



1 мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

Эмоционально настраиваться на работу.






Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Минутка чистописания

1 мин

Запись даты, показ образца чистописания:

я яя яг яз ям ся ня вя тя ял

Работать над чистописанием.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.


3.

Актуализация знаний.



Фронтальный опрос









Словесный: Слово учителя


















Словесный: учебный диалог





10 мин






Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)

- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки.

(Слайд 2)

  1. Кто альбом раскрасил наш?

Ну конечно … (карандаш).

  1. Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

  1. Чтоб на праздник сделать маски,

Нам потребуются …(краски).

  1. Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

  1. Аз + буки. (Азбука)

  2. Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках. (Книга)

  1. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (Линейка)

- Какое слово у вас получилось? (Русский)

- Запишите в тетрадь с «красной» строки.

- Прочитайте слова.

(Слайд3)

Пенал, тетрадь, язык,портфель.

- Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.)

- Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4)

- Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.)

- Какое это слово? (Многозначное.)

- Запишите его в тетрадь рядом со словом русский.

- Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5)

- Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.

- Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу?

(Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)

- Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы).

- Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык).

- Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)

- Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие.

Здравствуй, русский язык.

- Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3.

- Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3)

- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)

- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)

- На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.

- А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)


Знакомиться с учебником



Отгадывать загадки

Заполнять кроссворд




























Отвечать на вопросы, выполнять задания учителя, записывать слова в тетрадь.


Объяснять, что такое язык.















Записывать приветствие в тетрадь.


Читать обращение авторов учебника, отвечать на вопросы.




Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.




П: строить речевые высказывания в устной форме



Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.








К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции







Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.


Словесный: слово учителя



5 мин



- Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.)

- Выскажите свои предположения о том, что такое речь.

- Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)

- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.)

Работать по учебнику


Участвовать в учебном диалоге

Объяснять, для чего нужна речь

Слушать речь учителя

Определять тему и цель урока


Р: принимать и сохранять учебную задачу.



Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;


Физкультминутка

1 мин

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.


Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ


Решение частных задач

Словесный

Фронтальный диалог

Наглядный: работа с иллюстрацией





Практический: работа по упражнению

















Наглядный: работа с иллюстрациями

Практический: выполнение уст. задания
















15 мин

- Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?»)

- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)

- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)


Работа с учебником (с. 6, упр. 1)

- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)


Работа с учебником (с. 6, упр. 2)

с опорой на схему и рисунки (с. 5 )

- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?

- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

- В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?


Работа со слайдами презентации:


1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6.


2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7.

3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8.


4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9.



- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?


- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,

говорение, чтение, письмо – это наша речь.)

- Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь - есть один из главных способов общения людей друг с другом.)


Строить речевые высказывания



Отвечать на вопросы учителя

Работать по иллюстрации

Читать высказывания Л.Успенского





Высказывать свое мнение









Работать с рисунками и с карточками









Участвовать в учебном диалоге



Читать сведения

Делать правильные выводы


К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;


П: строить речевые высказывания в устной форме.








К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;






Р: принимать и сохранять учебную задачу.


П: строить речевые высказывания в устной форме.







К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений

5.

Самостоятельная работа

6 мин

- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1.

- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?

– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?

(Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение:

Хорошую речь приятно слушать.)

Самостоятельно выполнять задания


Участвовать в проверке задания

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

6.

Итог урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальный опрос

5 мин

- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь

позволяет людям общаться друг с другом.)

- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)

- Что можно отнести к говорению?

- Что можно отнести к слушанию?

- Что можно отнести к чтению?

- Что можно отнести к письму?

- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)

Подводить итоги урока





Отвечать на вопросы по изученной теме





Высказывать свое мнение

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнени

7.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы

1 мин

Закончите предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Я выполнял задания ….

Осуществлять рефлексию

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.





Самоонализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!