СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье"»

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. 

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети. 

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей. 

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией. 

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других. 

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.  

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка: 

1. Преодолевайте страх и отчаяние. 

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает. 

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам: 

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов); 

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК). 

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. 

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение. 

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. 

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). 

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. 

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. 

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. 

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. 

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». 

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов. 

                                   Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство. 

                                                      ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО. 

  

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:  

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. 

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. 

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни. 

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. 

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. 

Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. 

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас. 

Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 

Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. 

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. 

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 

Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! 

Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. 

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены! 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей