СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Технологическая карта урока. Берегите лес!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование  учебного  процесса,планирование  взаимодействия учителя и обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Технологическая карта урока. Берегите лес!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка»

города Магнитогорска







«Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе»

УМК «Планета знаний»

2 класс

Из опыта работы






Разработчик: Кудряшова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов




Магнитогорск – 2019 г.



Тема, над которой я работаю с 2017 года - «Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе».

Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:

-оптимальная плотность урока,

-индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

-чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,

-оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

В своей педагогической деятельности стремлюсь проводить как можно больше уроков с использованием мультимедийных презентаций, подготовленных конкретно к теме урока. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.

При построении своих уроков, я учитываю такие требования:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение































Технологическая карта урока

Тема: Берегите лес!

Цель урока: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влиянии природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт учеников.

Методы работы: словесный, наглядный, частично - поисковый, работа с текстом.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, работа в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: определяют способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; определяют причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения; формируют правила поведения в природе.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные: общеучебные- осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические- умеют осуществлять анализ объектов с выделением признаков.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, в группе, контролировать действие партнера.

Ресурсы
Книгопечатная продукция: учебник «Окружающий мир» 2 класс, Ч.2 , рабочая тетрадь №2, авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов;

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия: презентация в PowerPoint (фотографии природы, животных, правил поведения взяты из интернет-источников);












Ход урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Определение цели урока.


Проверяем готовность к уроку.

Слайд 2

Торопится поезд,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

Бежит паровоз -

Далеко - далеко

Ребят в лес он повез.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О лесе.)

Сегодня мы совершим

виртуальное

путешествие в лес.

-Кто из вас бывал в лесу? С каким настроением вы возвращались и леса домой? Почему?

«Лес – наш друг!»
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем уроке?

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу.

Включает в постановку задач урока, основываясь на теме урока.

Организует прослушивание стихотворения Натальи Филимоненко «Лес – наш друг!»

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, про-веряют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Оценивают себя по алгоритму: сяду правильно, проверю, все ли принадлежности на своих местах, готов ли слушать учителя.


Определяют задачи, основываясь на теме урока.






1. Какое значение лес имеет для человека?

2. Какое значение имеет лес в природе? 3.Почему мы лес

будем беречь?


Л.:

-развитие готовности к со-трудничеству и дружбе.

Предметные:

- умение определять и называть тему урока.

П.:

- умение воспринимать и обрабатывать информацию.

Р.:

-самоорганизация и организация своего рабочего места;

- умение определять и ставить цель

К.:

- речевые умения

Актуализация

опорных знаний


Слайд 3

Станция 1. «Разминочная»

Игра «Да-нет»

Проверим!

Графическая систематизация изученного материала

Игра «Да-нет»

Обучающиеся записывают ответы «+» или « - »


Побуждение к активному поиску.


Станция 2. «Лесная»

Слайд4

С. 50 Работа с текстом. Проведение инструктажа.

- Ребята, читая текст, делайте пометки на полях после каждого абзаца:

«v»-известная информация;

«+»-новая информация;

«?»-непонятная информация;

«- »- информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

Использует прием «Инсерт». Проведение инструктажа.

Ученики читают самостоятельно текст в учебнике с.50.

Делают карандашом пометки на полях.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.


1. Какое значение лес имеет для человека?

2.Какое значение имеет лес в природе?




Отвечают на вопросы учителя.
















Дети пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища за воображаемой бабочкой.

П.: умение осуществлять поиск необходимой информации в зависимости от поставленной проблемы;

формирование навыка смыслового чтения;

К.: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

Р.: контроль, оценка, коррекция.

Изучение нового материала

Слайд 5

Что нового вы узнали о значении леса в природе?

Значение леса в природе.

Природоохранительная роль леса:

-защищает почву от разрушения;

-сохраняет от пересыхания реки и озера;

-хранит в себе большие запасы воды;

-лес защищает от ветра поля, луга.

Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели. Без лесов меняется климат, начинают дуть ветры-суховеи.

Значение леса для человека

Лес одаривает людей своими дарами.

Лес снабжает человека грибами, ягодами, мясом птиц и зверей. Мех лесных животных идет на изготовление теплой одежды. В лесах много растений, из которых делают всевозможные лекарства.

Гимнастика для глаз.

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, 

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся, 

Взвился вверх и полетел. 

Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется.

 (Покружиться.)

Организует самостоятельную работу с текстом с.50

Контроль выполнения задания.














Организует гимнастику для глаз.

Учитель задаёт различные направления для воображаемой бабочки /вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке»/ используем тренажёр

Стадия рефлексии.

Применение нового знания.

Слайд6

«Послушать- сговориться – обсудить»

Сейчас я предлагаю вам составить кластер. Приложение 1

Вы в группах обсуждаете, что дает нам лес, значение леса.

Почему лес нужно беречь?

Организует групповую работу обучающихся

Напоминает правила работы в группе

Организует проверку с комментированием.

Работают в группах, заполняют кластер.

Значение леса

1.Получают задания 2.Распределяют роли в группах

3.Работают над решением поставленной задачи

К.: умение работать в группе, распределять обязанности между членами группы, слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

П.: умение осуществлять поиск необходимой информации в зависимости от поставленной проблемы

Р.:умение высказывать свое предположение;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;


Слайд 7,8

Любое живое существо зависит от других живых существ- растений, животных, человека, а также от окружающей среды-климата, почв, воды, воздуха. Что является причиной гибели растений и животных в лесу?

Какие беды лесу приносит человек?

-незаконная хота на животных, вырубка лесов, пожар, загрязнение, экологические проблемы

Почему лес нужно беречь?

Что мы можем сделать, чтобы сохранить лес?

Что может вызвать пожар?

Организует работу по учебнику с.50 и слайды 13,14


Объясняет о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.



Организует беседу о причинах возникновения пожаров в лесу.

Работа по учебникус.50

Переработка информации.

Отвечают на вопросы учителя ( помогать высаживать молодые деревья, убирать мусор , огораживать муравейники, подкармливать лесных обитателей, беречь книги, мебель, растения, животных.

Физкультминутка

Слайд 9

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

На поляну мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.

Организует отдых.

Показывает действия обучающимся.

Выполняют физические упражнения.

Л.: умение применять правила охраны своего здоровья.

Стадия осмысления.



Работа с информационным текстом

Станция 3. «Экологическая»

Слайд 10,11,

Чтобы спасти все живое, человек должен принимать меры, которые способствуют спасению животных и растений. Необходимо правильно вести себя в природе.

-Почему в лесу нельзя шуметь?

-Почему нельзя в лесу оставлять мусор?

-Почему нельзя разорять муравейники?

-Почему нельзя рвать цветущие травы?

-Почему нельзя ломать ветки деревьев?

-Почему нельзя разорять гнёзда птиц?

-Почему в лесу нужно стараться ходить по тропинкам?

Слайд 11

О чём говорят эти знаки?

Слайд 12

С. 51 задание №3.Ребята, рассмотрите рисунки и скажите, на каком из них дети поступают правильно, объясни свой ответ.

Как вы поступите?

Кто согласен с мнением одноклассников?

У кого имеется своя точка зрения?

Самостоятельная работа в рабочей тетради с.30 №52, проходит взаимопроверка, оценивание работ обучающимися.

-Все согласны с решением партнёра?

Организует работу с учебником с.51


Организует обсуждение правил поведения в лесу.



















Организует работу в парах.



Организует самостоятельную работу в рабочей тетради с.30 №52 и её проверку(взаимопроверка)



Работа по учебникус.51

Переработка информации.

Отвечают на вопросы учителя, комментируют каждое из правил.

















Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.

Выполняют самостоятельную работу в рабочей тетради с. 30 №52, проводят взаимопроверку(при проверке работы –меняются местами)

П.: умение осуществлять поиск необходимой информации в зависимости от поставленной проблемы,

делать собственные выводы;

формирование навыка смыслового чтения;

К:с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

Подведение урока.

Рефлексия деятельности.

Станция 4. «Итоговая»

Слайд13

Какие цели ставили?

Достигли ли?

Какое открытие сделали на уроке?

Организует рефлексию и самооценку результатов работы.

Осуществляют рефлексию результатов работы.

Высказывания учащихся. Вспоминают, рассказывают о своей работе, трудностях.


Л.:

-способны реально рассуждать о причинах своих успехов, неудач.

К.:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.:

-вместе с учителем и одноклассниками давать оценку своей работе.

Домашнее задание

1.Учебник с.50-51

2. Рабочая тетрадь №51, №53, № 54

Даёт информацию о домашнем задании.


Обучающиеся слушают и записывают домашнее задание в дневник.


Литература:

Ивченкова,Г.Г.

«Окружающий мир». 2 класс : учебник : в 2ч. Ч.2 / Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапов.

Окружающий мир. 2 класс : рабочая программа и система уроков по учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова/авт. – сост. Л. Ю. Терещук, Т. В. Никитина. - Волгоград : Учитель, 2013.











Приложение 1

Составление кластера по теме «Значение леса». Групповая работа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!