СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья « Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе »

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

Просмотр содержимого документа
«Статья « Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе »»

Саврасова Марина Ивановна, методист, учитель КОУ ВО ЦЛПДО г. Воронеж, 89065852387


« Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе »


Традиционно считается,что основная задача школы - дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к прогрессивно ухудшающемуся здоровью подрастающего поколения. Здоровье даруется каждому человеку вместе с рождением. Оно — фундамент жизни человека, жизни его будущих поколений и многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической , организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. И мы, учителя, ежедневно наблюдаем, как социальная среда негативно влияет на здоровья наших учеников. Кроме того нельзя не упомянуть об увеличении объемов учебных нагрузок и интенсивности современного образовательного процесса.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по сохранению здоровья детей.

И действительно, проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Одним из путей решения данной проблемы является задача сохранения и укрепления здоровья, которая должна стать элементом национальной культуры, экологического, нравственного, патриотического воспитания. Чтобы ребенок вырос здоровым, нужно заботиться о его здоровье каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Физиологическая, психологическая и морально- нравственная реабилитация детей и юношества в последнее время признана первостепенной задачей школы, каждого учителя. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. А ведь здоровье определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни ( степенью удовлетворения потребностей), самим образом жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни на здоровье оценивается в 50%, наследственность — в 20%, условия внешней среды (природные и социальные)- в 20%, деятельность системы здравоохранения - 10%. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. И это можно сделать через создание здоровьесберегающей среды в школе, на каждом уроке.

Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся. Игнорирование учителем психофизических особенностей обучающихся приводит к стрессогенной среде на уроке. Использование же различных здоровьесберегающих технологий направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья детей. Валеологическое обоснование построения урока позволяет соблюсти соответствие содержание и объема учебного материала, методов, форм учебно-педагогической деятельности, возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Ведущая педагогическая идея моего опыта - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье через создание здоровьесберегающей среды на уроке и во внеклассной деятельности.

Изучая труды известных психологов и педагогов А.В. Сухомлинского, Бабанского Ю.К., И.С. Якиманской, Базарного В.Ф. считаю необходимым внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе, используя имеющийся опыт, определить для себя цель: сформировать у ребёнка умение учиться, заботясь о своем здоровье не на словах, а на деле.

Ученики с разными способностями, склонностями, из разных социальных групп, с различным уровнем здоровья потребовали от меня поиска новых приемов, средств обучения, совершенствования традиционных, направленных на активизацию познавательной деятельности, творческой активности и, в то же время, на создание эффективных форм организации урока, внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки урока и снятия утомляемости школьников. Создание здоровьесберегающей среды на уроках позволяют нам создать условия для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволяли бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, безусловно учитывая состояние здоровья каждого ребёнка. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет нам реализовать педагогические принципы активности и наглядности, систематичности и последовательности, постепенности, доступности и индивидуализации, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, оздоровительной направленности, активного обучения, формирования ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. На своих уроках мы претворяем в жизнь эдоровьесберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываем культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.

Литература:

  1. Аршавский И.А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста // Физиология человека. 1991. Т. 17. С. 5 - 16.

  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса школьников. Москва. Просвещение 1972 г.

  3. «Система Базарного: поиск ради здоровья»// Народное образование,

№ 5, 1990; « Категория педагогическая-Здоровье »/ Народное образование №9, 1999.

  1. Безопасность образовательного пространства. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. / Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. 196 с.

  2. Безопасность образовательного пространства: Научно-методическое издание для директора и учителя школы. / Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001. 336 с.

  3. Бодалев А.А. О качественном изучении психологической составляющей в образовательной политике Российской Федерации // Известия Академии педагогических и социальных наук. Москва - Воронеж: Изд-во НПО , 2012. Вып. 6: безопасности. С. 10 - 12.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!