Текст выступления
Слайд 1. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов доказывают, что ребенку, не научившемуся учиться, не овладевшему приемами мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте очень трудно дается обучение в начальных классах школы. Период, предшествующий обучению в начальной школе – это этап интенсивного психического и познавательного развития ребенка.
Слайд 2. Поэтому так важно создать в дошкольной организации условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков конструктивной мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения математических задач. Именно математика формирует мышление ребенка, развивает логику, способность к анализу, умение делать выводы, тренирует память, воображение. Еще Ломоносов говорил, что «математика ум в порядок приводит». Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в детском саду развивает навыки и умения строить умозаключения, делать выводы, развивает абстрактное мышление.
Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. В мире современных технологий нас всё больше и больше окружает робототехника. Новое время порождает принципиально новый облик ребенка дошкольного возраста, предполагающий готовность к жизни в высокотехнологичном мире.
Слайд 3. Зачем нужна робототехника в детском саду
Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:
- развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
- навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей для робота приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;
- первый опыт программирования;
- навыки конструирования, знакомство с основами механики и начальная подготовка к инженерному образования;
- работа в команде: робота обычно делают вдвоем или втроем;
- навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать.
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет. Занятия робототехникой интересны для ребенка и проводятся:
-в доступной игровой форме «От простого к сложному»;
-с понятными материалами (конструкторами Lego или аналогичными).
Слайд 4. В нашем детском саду для занятий робототехникой в подгрупповой работе с детьми подготовительных к школе групп педагогом-психологом используются конструкторы HUNA-MRT. Преимущество конструкторов (в сравнении с Lego WeDo и Lego WeDo 2.0) - нет необходимости в ноутбуках и оборудовании компьютерного кабинета.
Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, минимум доступной для детей электроники. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня легко программируются карточками, и это плюс для детей дошкольного возраста - дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления — все это позволяет изучить основы робототехники. Это предварительный этап знакомства с робототехникой для детей 6-8 лет.
Слайд 5. А робототехника ли это? Работа с роботехническими конструкторами – это разновидность конструирования. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим иной подход. Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с эксплуатацией промышленных роботов. С другой стороны, такие занятия являются первым шагом к дальнейшему обучению робототехнике: знакомством с механикой, программным управлением, обратной связью и другими элементами.
Слайд 6. Основной образовательной целью применения конструкторов является формирование математических представлений, которые детям дошкольного возраста даются достаточно сложно. Это ориентирование в пространстве, оценка и измерение расстояния, использование счета, геометрические понятия, особенно объемные геометрические фигуры.
Объединение конструирования и математики в одном занятии дает возможность детям усвоить теоретические понятия в практической деятельности: создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками сравнения и измерения, навыками чтения и использования схем в объемном конструировании, создание действующих моделей.
Слайд 7. Конструкторы HUNA-MRT более технически сложное, многофункциональное оборудование дающее возможность ребенку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей к техническому творчеству. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в работе с конструктором открывает новые возможности для овладения новыми знаниями, навыками и расширения круга интересов.
Слайд 8. Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
1.На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
2.На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
3.На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с пиктограммами и программированием с помощью их.
4.Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением. Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели.
Слайд 9. Предлагаем посмотреть фрагмент занятия с использованием конструктора HUNA-MRT для реализации задач математического развития.
Просмотр содержимого документа
«Реализация задач математического развития посредством образовательной робототехники и использования конструктора HUNA-MRT»