СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их внедрение.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущих поколениях  Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Просмотр содержимого документа
«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя начальной школы»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕЛЬЦА  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Гимназия №11 города Ельца»  Реализация требований обновлённых ФГОС НОО,  ФГОС ООО в работе учителя Выступление подготовила учитель начальных классов Остроухова Оксана Викторовна

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕЛЬЦА муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11 города Ельца»

Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя

Выступление подготовила

учитель начальных классов

Остроухова Оксана Викторовна

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФГОС:  Создание единого образовательного пространства по всей РФ Обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. http :// edsoo . ru  https :// edu.gov.ru

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФГОС:

  • Создание единого образовательного пространства по всей РФ
  • Обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

http :// edsoo . ru https :// edu.gov.ru

ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ:  Первое поколение ФГОС ( с 2004 г.) Второе поколение ФГОС (НОО с 2009 г., ООО с 2010 г., СОО с 2012 г.) Третье поколение ФГОС (с 01.09.2022 г.)

ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ:

  • Первое поколение ФГОС ( с 2004 г.)
  • Второе поколение ФГОС (НОО с 2009 г., ООО с 2010 г., СОО с 2012 г.)
  • Третье поколение ФГОС (с 01.09.2022 г.)

ОСОБЕННОСТИ  ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС:   Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения  Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами

ОСОБЕННОСТИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС:

  • Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно
  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения
  • Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами

ОСОБЕННОСТИ  ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС: Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии» Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности Определено базовое содержание программы воспитания Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ

ОСОБЕННОСТИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС:

  • Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии»
  • Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации
  • Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
  • Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут
  • Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной
  • Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
  • Определено базовое содержание программы воспитания
  • Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Срок получения ООО – 5 лет Не установлено сокращение Срок получения ООО – не более 5 лет Общие, размытые формулировки результатов освоения образовательной программы Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам Отказ от размытых формулировок. А) Например, в метапредметные результаты в УУ познавательных действиях выделяются: 1. Базовые логические действия. 2. Базовые исследовательские действия. 3. Работа с информацией; в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»; в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 43 ФГОС). Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания (п. 42 ФГОС). В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку)

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Срок получения ООО – 5 лет

Не установлено сокращение

Срок получения ООО – не более 5 лет

Общие, размытые формулировки результатов освоения образовательной программы

Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам

Отказ от размытых формулировок.

А) Например, в метапредметные результаты

в УУ познавательных действиях выделяются: 1. Базовые логические действия. 2. Базовые исследовательские действия. 3. Работа с информацией;

в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»;

в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 43 ФГОС).

Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания (п. 42 ФГОС).

В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку)

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: требований не устанавливал Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: фиксируется право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Деление учеников на группы: норм не устанавливал. Деление учеников на группы: разрешено организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: требований не устанавливал

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: фиксируется право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Деление учеников на группы: норм не устанавливал.

Деление учеников на группы: разрешено организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 ООП ООО включает в себя: Пояснительная записка ООП ООО включает в себя: Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО Пояснительная записка Система оценки достижения планируемых результатов Планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО Программа формирования УУД Система оценки достижения планируемых результатов Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Программа формирования УУД Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

ООП ООО включает в себя:

Пояснительная записка

ООП ООО включает в себя:

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО

Пояснительная записка

Система оценки достижения планируемых результатов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО

Программа формирования УУД

Система оценки достижения планируемых результатов

Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Программа формирования УУД

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 ООП ООО включает в себя: Рабочая программа воспитания ООП ООО включает в себя: Рабочая программа воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы (при наличии обучающихся с ОВЗ) Учебный план Учебный план План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. Система условий реализации основной образовательной программы Характеристика условий реализации программы ООО в соответствие с требованиями ФГОС.

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

ООП ООО включает в себя:

Рабочая программа воспитания

ООП ООО включает в себя:

Рабочая программа воспитания

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы (при наличии обучающихся с ОВЗ)

Учебный план

Учебный план

План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности)

План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

Система условий реализации основной образовательной программы

Характеристика условий реализации программы ООО в соответствие с требованиями ФГОС.

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные. Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература») в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся. Второй иностранный язык обязательный Второй иностранный язык изучается из перечня, предлагаемого Организацией, по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних и при наличии необходимых условий в Организации В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии»

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные.

Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература») в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.

Второй иностранный язык обязательный

Второй иностранный язык изучается из перечня, предлагаемого Организацией, по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних и при наличии необходимых условий в Организации

В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности

Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии»

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика» Предметная область «Математика и информатика» включает предметы «Математика» и «Информатика» В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География» Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» В предметную область «Общественно-научные предметы» входят: «История», «Обществознание», «География». «История России» и «Всеобщая история» изучаются как курсы в рамках учебного предмета «История»

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»

Предметная область «Математика и информатика» включает предметы «Математика» и «Информатика»

В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»

Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»

В предметную область «Общественно-научные предметы» входят: «История», «Обществознание», «География».

«История России» и «Всеобщая история» изучаются как курсы в рамках учебного предмета «История»

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 При изучении предметной области ОДНКНР по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей), из перечня, предлагаемого организацией Единый уровень требований по предметам Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

При изучении предметной области ОДНКНР по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей), из перечня, предлагаемого организацией

Единый уровень требований по предметам

Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология

Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов

Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Более детально расписаны требования к условиям реализации программы основного общего образования (новый вид – общесистемные требования). Особое внимание уделено формированию функциональной грамотности как государственной гарантии качественного образования

Предметные требования для обучающихся с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком

Предметные требования едины для всех обучающихся. Особенности получения образования лиц с ОВЗ установлены следующие:

Возможность увеличения срока обучения до 6 лет.

Внеурочная деятельность детей с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами.

Для всех обучающихся с ОВЗ при реализации АПООО исключается учебный предмет «Физическая культура» и включается учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому устанавливаются Организацией самостоятельно (п. 31.1.)

Для глухих и слабослышащих из обязательного перечня предметов исключается «Музыка»

Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи добавляется «Развитие речи»

Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата изменяются сроки и продолжительность изучения иностранного языка.

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Личностные результаты: Личностные результаты: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Гражданское воспитание Социальное Патриотическое воспитание Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное воспитание Общекультурное Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Личностные результаты:

Личностные результаты:

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Гражданское воспитание

Социальное

Патриотическое воспитание

Общеинтеллектуальное

Духовно-нравственное воспитание

Общекультурное

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных

учебных действий:

• овладение универсальными учебными познавательными действиями –

базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями –

общение, совместная деятельность;

• овладение универсальными учебными регулятивными действиями –

самоорганизация, самоконтроль.

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история»

Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022: ФГОС ООО 2010 ФГОС ООО 2022 Структура рабочих программ различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Структура рабочих программ одинакова для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности Учет рабочей программы воспитания: только в разделе «Тематическое планирование» Учет рабочей программы воспитания: во всех разделах рабочей программы Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности: в содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности: в программе должны быть указаны формы проведения занятий

ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2022

Структура рабочих программ различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Структура рабочих программ одинакова для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности

Учет рабочей программы воспитания: только в разделе «Тематическое планирование»

Учет рабочей программы воспитания: во всех разделах рабочей программы

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности: в содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности: в программе должны быть указаны формы проведения занятий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!