СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация современных подходов к преподаванию предмета биологии и химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные подходы к преподаванию биологии занимают важное место в образовательном процессе. Однако, очень важно правильно выбрать подход к той или иной модели урока по конкретной теме, в конкретном классе. Важно учитывать уровень подготовки учащихся, их эмоциональный настрой, возможность создать комфортные условия.

Просмотр содержимого документа
«Реализация современных подходов к преподаванию предмета биологии и химии»



Реализация современных подходов к преподаванию предмета биологии

Главная цель современного обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, привитие им нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному творческому мышлению, а. значит, был востребованным обществом и нашел свое место в жизни.

Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

     Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение, удовлетворяет человеческую потребность в понимании и признании.

Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

      Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Поскольку, для решения поставленной задачи, одного лишь действия по образцу недостаточно, ученику необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые, при умелом использовании, становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи.

 Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом, вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях.

      Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:

- принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;

- принцип осознанности, как проблемы, так и целей, задач, алгоритма исследования и способа представления его результатов;

- принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через собственный опыт;

- принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а исследует реальный мир, таким, каков он есть на самом деле.

Применение метода проектов на уроках биологии позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию. Следовательно, качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся. Она складывается из отдельных этапов:

 - ознакомление учащихся с содержанием предстоящего исследования;

 - исследование проблемы; формулирование целей и задач;

 - поиск достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;

 - экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;

 - построение объяснения;

 - формулировка выводов и оформление (презентация) проделанной работы.

Что дает ученику использование метода проектов? Метод проектов позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

Цели проектного обучения: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения; развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать; обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи; развивать в учащихся исследовательские умения.

Теоретические позиции проектного обучения: образовательный процесс заключается не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях; развитие творческого потенциала учащихся.

Формы представления конечного результата проектной работы: письменный отчет, доклад, статья, фильм, презентация, выставка и т.д.

Современные подходы к преподаванию биологии занимают важное место в образовательном процессе. Однако, очень важно правильно выбрать подход к той или иной модели урока по конкретной теме, в конкретном классе. Важно учитывать уровень подготовки учащихся, их эмоциональный настрой, возможность создать комфортные условия.

Проанализировав доступные современные подходы и применяя их на практике, выясняется, что любой подход в конкретных условиях требует коррекции, либо просто дает возможность использовать элементы технологии на уроках для повышения эффективности обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!