СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания географии»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Елизаветинская основная общеобразовательная школа



Доклад на тему:



Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания географии
















Подготовила учитель географии

МКОУ Елизаветинская ООШ

Мельникова Марина Николаевна



2019 г.




Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Организацию работы в группе на уроке можно строить по разным направлениям и на разных этапах урока:

1.На этапе формирования цели урока. В фундаментальном ядре содержания общего образования регулятивные действия (регулятивные УУД) раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: «В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности». В состав регулятивных учебных действий входят: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка. Учащиеся должны самостоятельно определять цели урока. Роль учителя на данном этапе - методически правильно подвести их к тому, чтобы они справились с этой задачей. В данном случае, можно начать урок с вопроса или создания проблемной ситуации. Например: 9 класс «Курс экономическая и социальная география России». Тема урока «ВПК России». Эпиграф урока: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» (А.Невский). Учитель: «Россия в настоящее время тратит большую часть бюджета на оборону, в то время как на образование и здравоохранение средств выделяется значительно меньше. Как вы считаете, это правильная политика правительства России?» Учитель предлагает посовещаться в группах в течение одной минуты. Каждой группе предоставляется слово. После обсуждения учитель просит учащихся назвать тему и цели урока. 6 класс. Курс« Физическая география » Тема урока «Течения» Рассказ учителя: «В 18 веке между Европой и Америкой ходили почтовые суда. Со временем было замечено, что время, которое тратили корабли, проходя путь из Европы в Америку, почти в два раза превышало время, затраченное на обратную дорогу. Как вы думаете почему?» После того, как учащиеся ответили, учитель спрашивает: «Какая тема нашего урока?» Данная методика способствует формированию у учащихся умения целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2.На этапе актуализации темы урока. 9 класс «Курс экономическая и социальная география России». Тема урока «Демографическая политика России». После того, как учащиеся познакомились с понятием демографическая политика, учитель говорит о том, что Россия – самая большая страна по площади территории – 17,126 мл. км в квадрате, что составляет 11% от площади Земли. А численность населения - 145,4 мл.чел., что составляет 1% населения планеты. На экране демонстрируются диаграммы. Задание группам: сделайте анализ диаграмм; какую роль играет демографическая политика проводимая правительством России?

3.На этапе получения новых знаний. Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым - овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Таким образом, нужно так построить процесс, чтобы новые знания дети получили самостоятельно под руководством учителя. 9 класс «Курс экономическая и социальная география России» Заполнить таблицу, выполнив задание по карте. Эту работу можно дать каждой группе, либо четырём группам. При втором варианте сокращается время на выполнение задания. Но наиболее удачный вариант – работа в паре. 6 класс. Курс «Физическая география» Тема урока: «Атмосферное давление». Перед тем как дети узнают об опыте Торричелли, предлагаю ребятам вспомнить, где в жизни им приходилось наблюдать процесс поднятия и опускания ртути в приборе (термометр). После этого - попробовать предположить, как будет вести себя ртуть в колбе при поднятии в горы? Как правило, дети сами описывают, посовещавшись в группе.

4. На этапе закрепления знаний. 7 класс. Курс «География Материков и океанов» Отрабатываем умение описывать природную зону по плану. За основу берём типовой план описания природной зоны. Каждая группа выполняет задание по определённому пункту плана. По итогам выполнения заслушиваем ответы групп, обсуждаем. 7 класс. Курс «География материков и океанов» Закрепляем знание типичных животных по природным зонам. Группы получают карточку, где перечисляются животные, обитающие на материке. Нужно из общего списка выбрать животных конкретной природной зоны. 6 класс. Курс «Физическая география» Закрепляем умение определять географические координаты по физической карте. Группы получают карточки с координатами вершин гор. По координатам определяют названия гор и заполняют кроссворд. Или выполнить задание по карте: «Самолёт должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точки». Новые стандарты образования призваны сделать процесс обучения более научным. Обучение должно стать развивающим. Развивающее обучение должно быть проблемным. Проблемное обучение ввожу посредством коллективно – групповых форм организации на уроках. Создание проблемной ситуации уместно на разных этапах урока. А работа в группе делает возможным сделать эту работу более эффективной. Что мы имеем в данном случае? 1)Активизацию мыслительной деятельности. 2)Решение проблемы через возможность предвидеть ситуацию. 3)Получение новых знаний. Например, последствия строительства ГЭС, осушение болот, причины образования вечной мерзлоты и болот, температурных инверсий, формирование разных типов климата в пределах одного климатического пояса. Эти вопросы для детей трудные, но разобраться в них им очень интересно. Проблему всегда лучше решить сообща, выслушав мнение каждого. Осуществляя проблемное обучение, веду систематическую работу по накоплению проблем для каждого курса географии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные публикации, периодическую печать. Примерами проблемных заданий является следующие: 1.«Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши?» - VI класс. 2.«Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Свой ответ обоснуйте» - VI класс. 3. «Можно ли считать законченным формирование рельефа территории, если в основании ее лежит платформа?» – VI класс. Постановка этих заданий основывается на таких

научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы ее определяющие, воздействие внутренних и внешних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании школьниками сравнительного, картографического и статистического методов исследования. В проблемном обучении важно приобщить школьников к выполнению заданий, требующих прохождения всех основных этапов научного исследования: сбор фактических сведений, систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификационных схем и таблиц и т.п.), анализ, обобщение и построение вывода. Научно – исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время. Исследовать - значит изучить и получить новые знания. Исследование возможно на основе изучения карты и её анализа. Особенно, если это можно обсудить в группе, где каждый имеет право на свою точку зрения. Это принимается детьми с энтузиазмом. Также возможно исследование на основе опережающих коллективных домашних заданий. Хорошо воспринимается исследование на местном материале. «Уроки – проекты» - это тоже самостоятельные исследования. Интересны учащимся проекты туристических маршрутов, вопросы использования того или иного природного ресурса. Опять же, с проектом одному справиться трудно, а в группе, как правило, более сильные учащиеся выполняют сложную часть задания, слабые - посильную для них. Для того, чтобы изнутри направлять учение школьников, учитель должен стать непосредственным участником общего учебного действия - сомневающимся, ищущим решения так же, как и любой другой участник учебного процесса. Любое проявление творчества ученика должно находить поддержку и сопровождение учителя. Стоит заметить, что наш предмет - благодатная почва для творчества. Это – памятки туристам, отправляющимся в путешествие по странам или природным зонам, это – мини - сочинения , визитки стран. Работу в парах применяю на разных этапах урока в том случае, если ее выполнение требует большей точности и сосредоточенности (работа с атласом, учебником). Хорошо отработано умение взаимопроверки в паре по известным детям критериям. Взаимопроверку осуществляем на географических диктантах по картам, по терминам, при тестировании.


В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.

Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!