Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности
Подготовила Козьминых Н.В.,
учитель начальных классов,
МКОУ СОШ с.Филиппово
Кирово-Чепецкого района
2021 г
Актуальность
Мир, окружающий ребенка, - это мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
В.А.Сухомлинский
Цель
создание условий для формирования экологической культуры младшего школьника на основе их активной жизненной позиции через преемственность урочной и внеурочной деятельности.
Задачи
1.Формировать у детей систему экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения.
2.Способствовать приобретению активного практического опыта деятельности через участие в экологических мероприятиях, выполнение исследовательских работ, природоохранных проектов.
3.Воспитывать эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе, ответственность за её состояние.
Модель экологического воспитания
эстетическое
познавательное
Направления экологического воспитания
исследовательское
практическое
Занятия на уроках окружающего мира и краеведения, занятиях кружка «Эколог»
Познавательное направление
Познавательное направление
Наблюдение, эксперимент (опыты и пробы), временные срезы, протоколирование, метод учетов, метод фиксации (фотографирование и видеосъемка), сбор коллекций, взвешивание, измерение, метод учетных площадок, метод описания растений по частоте встречаемости
.
Конкурсы и выставки поделок из природных материалов, экологических плакатов и рисунков
В зоопарке Москвы
(экскурсионная поездка в мае 2019 г)
Экскурсия
(Кировский городской
зоологический музей )
Встреча с учёным
(на снимке Татьяна Ивановна Кочурова, к.б.н, научный сотрудник музея)
Марафон «Добрая Вятка» (совместно домом культуры с. Филиппово )
Кукольный театр
«Клумба»
Практическое направление
«Птичья столовая»
«Вторая жизнь»
«Чистый водоём»
Расчистка пляжа р. Филипповки от мусора
Расчистка русла Крыловского родника от мусора
Исследовательское направление
Исследовательское направление
Автобусная экскурсия к месту вывоза бытового мусора с территории поселения
Экскурсия
Изменение окраски листьев деревьев осенью
Экскурсия
Занятия в библиотеке или кабинете с доступом к сети Интернет
Практикумы
Конкурсы юных исследователей
.
- « Влияние личинок колорадского жука на урожайность картофеля», 2011 г.
- «Наш парк», 2012 г.
- «Изучение особенностей поведения трёхшерстной кошки Мурки», 2013 г.
- «Изучение внешнего вида и особенностей поведения жука-носорога», 2014 г.
- «Изучение некоторых эколого – биологических особенностей комара обыкновенного», 2015 г.
- «Изменение окраски листьев и листопад клёна остролистного» 2016г
- «Изучение дождевых червей на разных участках почвы села Филиппово», 2017 г.
- «Сравнение реки и пруда как возможных мест для купания», 2018 г.
- «Выращивание шампиньонов в домашних условиях», 2020 г.
Темы исследований
Экологический клуб «Зелёная веточка»
Н а снимке занятие по теме «Водные ресурсы Кировской области »)
Участие родителей в формировании экологической культуры
общешкольные экологические праздники, акции, субботники
Сотрудничество
с родителями
учебные проекты
походы, экскурсии, музеи
совместные творческие работы, конкурсы
родительские собрания
фотовыставки в классе и библиотеке
Результаты диагностики уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников ( Жестова Н.С., Моисеева Л.В., Кастунов И.Р.)
Достижения школьников
Результат экологического воспитания
экологическая культура личности , заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.
https://multiurok.ru/kozminykhn/
Источники информации
- Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 2008. – 148с.
- Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности. /сб. Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации»-Киров, 2017 г. - 43-45с.
3. https://www.maam.ru/detskijsad/referat (реферат «Сухомлинский об экологическом воспитании детей»).