СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации фгос ноо»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация деятельностного подхлда на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
««реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации фгос ноо»»

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Подготовила: учитель начальных классов

Балаганская Л.В.

2022 год



Единственный путь, ведущий к
знанию – это деятельность»
Б.Шоу



Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2021 года. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.

Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Расшифруем их:

искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;

адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Основная педагогическая задача– создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.  

Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировывались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов:

деятельности;

системности;

минимакса;

психологического комфорта;

творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

Принцип деятельности. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.

Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.

Принцип системности.Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.

Принцип минимакса. Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципы психологического комфорта и творчества.Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию. Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.


Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

  • дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;

  • у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;

  • дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.

Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.

Системно–деятельностный подход в начальной школе направлен на то, чтобы:

Сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий.

Развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Обеспечить индивидуальный процесс обучения.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились и требования к современному уроку. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным из всех названных. Он включает в себя все виды деятельности. Возможные формы представления результатов проектной деятельности: макеты, модели, схемы, план-карты, презентации, альбомы, буклеты, реконструкции событий, рассказы, стихи, рисунки.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

-урок открытия нового знания;

-урок рефлексии;

-урок построения системы знаний;

-урок развивающего контроля.

.

Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.

Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

На своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.

В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {0}, буквы О,,0.

Идет работа над словом «осень».

Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».

На уроке музыки – слушание произведений.

На уроке ИЗО – рисуем осень.

На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.

В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике. Проекты различны по форме, теме, содержанию.

В 1 классе – это рисунки, поделки.

2 классе - мини-сочинения,рефераты, презентации.

В первом классе проекты представлены в виде рисунков «Моя родословная», «Моя семья», «Режим дня».

Во втором классе это уже книжки-малышки, рефераты на тему «Загадки», «Народные приметы».

В новыхФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике.

Здесь широко можно использовать принцип «Минимакса». У детей появляется возможность узнать максимум, но учитель старается довести до его сознания минимум.

Максимум – может узнать

Минимум – должен освоить

Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.

Разберем этот принцип на примере фрагмента урока: Звук и буква И.

  1. Произнесите слова и прислушайтесь Игорь, Ирина, Иван,

Что общего в этих словах?

- назовите мне этот звук (И)

- чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?

- для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)

- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?

- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.

- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.

Это минимум. Дальше максимум.

  1. Словарно-логическое упражнение

- что еще общего заметили в этих словах?

- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.

- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы.

- на какие 2 группы можно разделить эти слова?

2 слога

3 слога

начинается с ударного слога

начинается с безударного слога

имена девочек

имена мальчиков

Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

Системно-деятельностный подход не предполагает подачу знаний учащимся в готовом виде, они должны уметь их добывать самостоятельно. Поэтому необходимо учить сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывать систему заданий. Не задавать мелких вопросов.

Например: - Перечислите отличие растения от животного?

Работа должна быть организована по-другому:

Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»

Или:

Можно сказать: Определите площадь?

А можно задать этот вопрос по-другому: «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?»

Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делается акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

На уроках окружающего мира идет нацеливание детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учимся ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. Примеряя на себя роль реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.

Таким образом, технология деятельностного метода – это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность. Благодаря этому, создаются условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности. При этом обеспечивается глубокое и прочное усвоение изучаемых ими знаний.

Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении  открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

- Выполняя задание, ученик по-своему самостоятельно выражает полученное на уроке знание и полученный продукт представляет классу. Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Например, на уроках окр.мира, предполагаются следующие задания:

1.Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему: «Берегите воду!»

2.Написать памятку: «Как вести себя у водоема», «Как вести себя в лесу».

3. Мы представили фрагмент выставки «Где мы были…»

Далее необходимо оценить творческий продукт. Оценивание нужно проводить через сравнение с результатами класса: « Вы согласны? Есть дополнение». Или с опорой на готовый образец: « Сравни с учебником».

Внедрение в Российскую школу нового образовательного стандарта, предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, созидательной личности.

Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения, на мой взгляд, и есть тот инструмент, который помогает научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии

 "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.

порождается знание.

Организация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы.


Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. С этой целью в первом классе мною используются активные формы и методы обучения: различные виды игр, проблемные ситуации, работа в парах и группах, метод проектов, «оценочная» деятельность учащихся, рефлексия.

Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила русского языка используются следующие приемы работы:

-Развивающие игры, поддерживающие эмоциональную активность и естественный интерес.

-Творческие диктанты: составление предложений со словарными словами, изменение готового текста.

-Сопоставление правил: частично-поисковый метод, позволяющий на большом количестве примеров , выводить правила.

-Использование схем: для опоры и моделирования.

-Составление плана по содержанию изученного материала: группировка материала и выделение основных компонентов.

-Установление сходства и различия: наблюдения за языковыми явлениями.

-Прием рассуждения: развитие связной учебно-научной речи, тренировка мышления и внимания. Многократное повторение монологов в форме рассуждений.

Прием словесной- наглядности: использование грамматических сказок, загадок, мнемотехники,

Организация работы учащихся-помощников организаторов, консультантов, экспертов, лидеров групп взаимопомощи постоянно тренирует у учащихся коммуникативную активность и навыки сотрудничества.

На уроках обучения грамоте и чтения широко используется создание мини-проектов: ученики по группам делают «Азбуку животных», «Азбуку профессий моих родителей», Любимые литературные и сказочные герои», «Рассказ моего портфеля», «Описание нашего кабинета», игры в слова, угадай слово с орфограммой, составляем кроссворды и отгадываем их на правила русского языка, работаем со словарными словами и лексическими темами.и т. д. Дети привыкают конструктивно работать в группах. Перед работой над проектом обязательно подчеркиваем важность планирования любого дела и точное ему следование.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

1. Пофантазируй, о чем может думать твоя тетрадь.

2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи.

3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)

8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).

9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.

10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.

11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его дневника и т. д.)



Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого  в положениях Закона РФ  « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!