СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как основа требований к результатам образования в рамках реализации новых ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснительная записка педагогического опыта работы участника конкурса Мельник В.О.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как основа требований к результатам образования в рамках реализации новых ФГОС»

Конкурсное задание

Методический семинар


Мельник Виктория Олеговна

учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края


Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как основа требований к результатам образования в рамках реализации новых ФГОС


Основная задача образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в новых ФГОС. Педагогическая система и образовательная практика педагога являются определяющим фактором, обеспечивающим результативность и эффективность его педагогического труда. При подготовке выпускника школы к жизни в условиях современного общества очень важно уделять внимание развитию мышления, а не репродуктивной способности по воссозданию ограниченного набора определенных знаний.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Концептуальной основой образовательного процесса является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  1. формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Таким образом, образовательный процесс ставит главной задачей активную деятельность обучающихся. Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся.

Как практикующий учитель истории и обществознания, на примере своих уроков я хочу представить методические рекомендации к проведению учебных занятий в рамках системно - деятельностного подхода, продемонстрировать методические приемы и привести примеры организации таких этапов урока, как:

1. Этап мотивирования к учебной деятельности.

2. Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана.

3. Этап открытие нового знания.

4. Этап первичной проверки и закрепления знаний.

Главную идею своей образовательной практики я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания истории и обществознания на основе деятельностного подхода через использование проблемно-диалогической технологии изучения нового материала. Идея опыта – внедрение в урочную систему и апробирование на уроках истории и обществознания различных инструментов и приемов данной технологии.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и на внеурочных занятиях начинается с этапа мотивирования учащихся к учебной деятельности. Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания строится с использованием элементов проблемно-диалогической технологии. Большое значение на каждом этапе урока я отвожу использованию ИКТ. Что же дает использование ИКТ в ходе урока на этапе мотивирования к учебной деятельности? Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребенка: зрение, слух, моторную память; формировать наглядные образы исторических памятников культуры, исторических событий, социальных процессов и явлений; воспитывать чувство гордости и любви к Родине. Учащиеся просматривают презентацию учителя, участвуют в дискуссиях, работают в рабочих печатных тетрадях, знакомятся с видеофрагментами.

Наличие в моем кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft PowerPoint неотъемлемой частью любого урока. Презентацию на уроке я использую как технологическую карту и демонстрацию модельных ответов учащихся. Каждый слайд – иллюстрация того или иного тезиса, вопроса, утверждения, понятия. На экране – заранее подготовленные таблицы для заполнения, инструкции, практические задания, видеофрагменты, звук, комментарий к домашнему заданию. Для визуализации деятельности обучающихся организую работу на виртуальной онлайн-доске Padlet

Этап мотивирования к учебной деятельности. Проблемно-диалогическая технология позволяет поддерживать интерес к уроку, учащиеся самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, строят план исследования проблемы, открывают новое знание, делают выводы. Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и, одновременно, самое трудное - это создать проблемную ситуацию на уроке. Использую виды познавательной деятельности: проблемный диалог, групповое обсуждение, сочетание групповой и фронтальной работы с историческими источниками; методические приёмы «мозговой штурм», «маркировка текста», «незаконченные предложения». А также использую приём создания проблемной ситуации: предоставить учащимся для сравнения и анализа два противоречивых факта: например, урок истории в 6 классе на тему «Расцвет Руси при Ярославе Мудром». Из толкового словаря живого великорусского языка В. Даля (XIX в.): «Мудрый – основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный».

- Что означает слово «мудрый»? (Справедливый, умный, дальновидный.)

Для дальнейшего анализа данного термина можно использовать приём работы с лентой времени и историческими персоналиями.

- Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей. Давайте проанализируем их деятельности и отметим те поступки, которые можно назвать мудрыми.

Задание: Соотнесите имена русских князей и их поступки. Выделите главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси. Какие из поступков первых князей можно назвать мудрыми и почему?

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Владимир

Объединение Киева и Новгорода в Русское государство.


Установление размеров дани и мест её сбора.

Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии и Волжской Булгарии.

Крещение Руси.


Строительство крепостей для обороны от степняков - кочевников

Педагог отмечает, что за всю историю человечества только трёх правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев VI , французский король Карл V и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил через пять веков после смерти. Сначала его так назвали московские летописцы, а затем русский историк Николай Карамзин. Сын Владимира Крестителя, великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Ярослав в начале своего правления в 1016 году, ввёл в действие писаный свод законов – Русскую Правду. Князь Ярослав Владимирович за 35 лет правления заслужил прозвание «Мудрого» правителя.

Учащиеся читают в учебнике сведения о его деятельности. «По законам Ярослава Мудрого государство не карало преступника, совершившего убийство. Отомстить убийце имели право ближайшие родственники убитого (сын, родные или двоюродные братья, племянники). Если таких не было, то преступник должен был выплатить государству (князю) виру – штраф за убийство».

- Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников? (Убийца расплачивался деньгами.)

- Сравни толкование слова «мудрый» и закон, который издал Ярослав Мудрый.

- Какое наблюдается здесь противоречие?

- Можешь ли ты - человек XXI века – признать такое решение мудрым? Какой возникает вопрос? (Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)

Ученики отвечают и приходят к формулировке проблемного вопроса урока: «Почему Ярослава назвали Мудрым?». Затем называют задачу урока: выяснить, почему из многочисленных русских князей именно Ярослав удостоился такого имени. Для визуализации деятельности обучающихся организую работу на виртуальной онлайн-доске Padlet

В 10 классе при изучении темы «Россия накануне преобразований Петра Великого» ученикам можно предложить проанализировать различные точки зрения об исторических личностях – царе Фёдоре Алексеевиче и царевне Софьи.

  1. «...Фёдор был слаб здоровьем, податлив чужому влиянию, обладал номинальной властью...». (С.М.Соловьёв)

«…яркая личность и невероятной энергии молодой

реформатор...». (А.П.Богданов)

  1. «...главная черта личности Софьи - «жестокость» и «кровожадность» по отношению к людям...» (С.Ф.Платонов)

«...великая, умная, властная женщина, которая сумела обуздать бояр и продолжить модернизацию России...» (Е.А.Дмитриев)

Проблемный вопрос: Кто прав? Где истина? Почему оценки историков столь противоречивы? Кем же на самом деле были эти правители? Какой след они оставили в русской истории?

Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана.

После того как сформулирована проблема и поставлена цель урока, начинается второй этап - выдвижение гипотез («Какие у вас есть предположения?»). На данном этапе в коммуникативной форме проходит обсуждение, на доске записываются все версии учеников. Переход к составлению плана урока начинается с вопроса: «Что мы должны узнать, чтобы решить проблему и проверить правильность гипотез?». Для усиления проблематики урока я дополняю примеры авторов учебника собственными версиями.

Приведу пример этапа постановки проблемы, формулировки цели и составления плана исследования проблемы на примере урока истории в 6 классе «Расцвет Руси при Ярославе Мудром».

  1. Ярослав мог приказать московским летописцам написать о нём только восторженные отзывы. Возможно, он таким хотел казаться для потомков.

  2. А почему летописцы не назвали его хромцом? Ярослав действительно хромал. Исследование останков князя, захороненных в Софийском соборе, зафиксировало врожденный вывих тазобедренного сустава в сочетании с ранением правой ноги. Но почему летописцы «забыли» о хромоте Ярослава?

  3. А может – Мудрый – за то, что был хорошо образован?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Учащиеся составляют план работы:

1. Как пришел к власти? 2. Что сделал для Руси внутри страны?

3. Внешняя политика 4. Вклад в развитие Древнерусского государства.

Этап открытия нового знания

Этап открытия нового знания чаще всего можно организовать через работу в группах или парах с текстом учебника и заданиями из печатной рабочей тетради. Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с текстом учебника. Например, в 5-6 классах чтобы научить школьников выделять главную мысль текста, учащиеся получают задание передать главное содержание пункта параграфа 2-3 простыми предложениями. Другой приём работы - задать вопросы к тексту, после этого происходит обмен вопросами. Работа может проходить в парах или группах. Для визуализации деятельности обучающихся организую работу на виртуальной онлайн-доске Padlet

Приведу пример этапа открытия нового знания на примере урока истории в 6 классе «Расцвет Руси при Ярославе Мудром». Задание: прочитать текст учебника и выполнить задания по группам.

1 группа: Выберите из текста предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

2 группа: Выберите из документа «Связи с заграницей» предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

3 группа: Познакомьтесь с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определите, можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком. Выберите из текста учебника факты, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

4 группа: На основе текстов учебника истории России и всеобщей истории сравните правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке. Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?

Итогом работы 4-х групп становится кластер.












На уроках эффективно использовать отдельные приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) при анализе исторических источников. Одним из них является ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при изучении темы «Восточные славяне в древности» при работе с текстом летописи «Повесть временных лет», из которой учащиеся узнают о территории расселения восточных славян, о религии, хозяйстве. Для визуализации деятельности обучающихся организую работу на виртуальной онлайн-доске Padlet

Этап первичной проверки и закрепления знаний.

Этап первичного применения и закрепления знания можно организовать через использование интерактивных методов в обучение, таких как проведение дискуссии, создание игровой ситуации, метод синквейна. Для визуализации деятельности обучающихся организую работу на виртуальной онлайн-доске Padlet

Приведу пример этапа урока в 6 классе при проверке и закреплении знаний по теме «Расцвет Руси при Ярославе Мудром»: можно воспользоваться следующим приёмом, позволяющим успешно закрепить изученный материал: методом синквейна.

Учащимся нравится составлять синквейны, это даёт им возможность в творческой форме проявить себя, а для учителя еще раз обратить внимание на основные характерные черты изучаемого явления.

Другим способом, позволяющим организовать этап первично проверки и закрепления изученного материала, является методический приём - таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Приведу пример данного этапа урока истории в 7 классе по теме «Преобразования в области культуры в эпоху Петра I».

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов служит при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Вопрос «тонкий»

Вопрос «толстый»

(не требует развёрнутого ответа, нужен однозначный ответ)

Кто...

Что такое ассамблея?

Когда платился бородовой знак?

Может...

Будет...

Мог ли...

Как звали...


(предполагают полный, развёрнутый ответ)

Дайте объяснение, почему дворянам приходилось изучать иностранные языки?

Почему вы думаете...

Почему вы считаете некоторые предписания книги «Юности честное зерцало» смешными?

В чем разница между одеждой дворян 17 и 18 века?

Предположите, что будет, если...

Что, если..

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала - «тонкие», а потом «толстые». 3 этап - при работе с текстом ученики к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

На данном этапе урока важно организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, соотнести ее цель и результаты, проанализировать степень их соответствия. Например, использую методический приём «Заверши предложение», который создаёт условия для осмысления всего урока. Ученики по ссылке заходят на Padlet-доску, выбирают одно предложение и дописывают его. Данный сервис в реальном времени помогает «собрать» все ответы и вывести на общий экран результат в виде постов (шаблон Padlet-доски «Стена» в форме кирпичиков). Анализируя наглядно представленные личные выводы учеников, учитель обращает внимание на уровень сформированности внутренней позиции личности школьников по дискутируемым вопросам учебного занятия.

Использование инновационных технологий и форм работы позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, стимулирует их активность, самостоятельность в поиске информации, аргументов, необходимых для подтверждения собственных позиции. Использование представленных технологий и приёмов служит активизации познавательной деятельности обучающихся, а также является инструментом, который способствует достижению целей и задач урока, позволяет придать учебной работе на уроке и во внеурочной деятельности проблемный, творческий характер. Результативность опыта работы: повышение положительной мотивации обучающихся к изучению обществознания и качества знаний. И, конечно же, позволяет увлечь своим предметом. На протяжении двух лет мой ученик Кондрин Семен являлся победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, в 10 классе занял 2 место, а в 11 классе – 1 место на региональном этапе, успешно сдал ЕГЭ (98 баллов по истории и 97 по обществознанию), сейчас студент 2 курса МГИМО. Блестяще выступили мои ученики 7а класса на муниципальном этапе краевой НПК «Будущее Хабаровского края в надёжных руках» 22.04.2022г. В секции Краеведения призёром стал Бородин Егор с исследовательской работой по теме «Память в сердце храня». Суханов Фрол стал победителем в секциях история («Хабаровский процесс 1949 года в судьбах её участников – японского и советского офицеров») и обществознание («Экономика на каждый день, или, инвестиции от «А» до «Я»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!