СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения химии через использование информационно-коммуникационных технологий

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения химии через использование информационно-коммуникационных технологий»

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Технологии никогда не заменят учителя, но они все более настойчиво вытесняют прежние способы обучения. Учитель - генерал на поле, ведущий свое войско не просто к постижению отрывочных знаний, но всех и каждого в отдельности к открытию окружающего мира и развитию собственной личности в этом мире.

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012) во многом трансформировал облик современной системы образования: обеспечил самостоятельность образовательных организаций в определении содержания образования, в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, расширил образовательные возможности и для обучающихся и педагогов.

Методологической основой современных Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования является системно-деятельностный подход.

Из множества приемов и методов реализации системно-деятельностного подхода в настоящее время все более актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии. Современный урок невозможен без использования этих технологий, особенно это касается предметов естественнонаучного цикла, т. к. именно они формируют единую картину мира.

Среди естественнонаучных дисциплин, химия, по содержанию и способам представления учебного материала, видам деятельности обучающихся обладает большим потенциалом. Именно использование на уроках химии информационно-коммуникационных ресурсов поможет как педагогу, так и школьнику более эффективно реализовать этот потенциал. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Применение информационно – коммуникационных технологий позволяет реализовать необходимую модернизацию образования в соответствии с потребностями современного общества.

Опыт работы представляет собой один из путей реализации системно-деятельностного подхода на уроках химии через эффективное использование возможностей информационно-образовательной среды школы.

Цель: интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс изучения курса «Химия» в условиях школы.

Задачи:

– систематизации создаваемого и используемого материала в процессе изучения химии;

– использование в учебной и исследовательской деятельности инструментов ИКТ.

Говоря о возможностях информационных технологий для образовательного процесса, многие исследователи приводят следующие аспекты (Л. Л. Босова, В. А. Красильникова, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт и др.):

· создание единой информационно-образовательной среды обучения не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом;

· независимость образовательного процесса от места и времени обучения;

· неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;

· развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;

· повышение доступности образования, с расширением форм получения образования;

· значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое);

· повышение активности субъектов в организации образовательного процесса;

· значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса;

· обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;

· развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося;

· повышение мотивационной стороны обучения и др.

Новизна опыта состоит в том, что создана информационно-образовательная структура процесса обучения химии, интегрирующая все доступные школе информационные технологии, в соответствии с требованиями ФГОС.

Сущностная характеристика опыта

Что нового появляется в урочной и внеурочно деятельности.

1) В условиях интеграции информационно-коммуникационных средств в процесс изучения химии используются новые источники информации: базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т. д.

2) Как инструменты учебной и исследовательской деятельности используются мультимедиа презентации; видеоролики и видеофрагменты; анимации, моделирующие физические процессы; обучающие программы; интерактивные учебные пособия «Наглядная химия», цифровые лаборатории; различные тренажеры на мобильных устройствах, программы-тренажеры (для подготовки к ГИА и ЕГЭ), а также работа с интернет-сайтами.

3) Как средства коммуникаций – локальные компьютерные сети или Интернет.

В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т. д.) преломляются через призму личности обучаемого – его потребностей, способностей, активности, интеллекта и др.

Таким образом, информационно-коммуникационные средства помогают получить информацию, обработать, а также выступить средством самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования.

Включение ИК-средств в процесс преподавания химии, изменяют учебную среду.

При этом средства обучения:

1. Формируют мотивацию и готовность к обучению. Для этого можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного материала, имитационное моделирование проблем в изучаемой области и воссоздание ситуаций мотивационного характера.

2. Организуют учебную деятельность. При этом знания не передаются в «готовом виде», а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. На этом этапе реализуются функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения. Благодаря этому обеспечивается возможность «погружения» обучаемых в определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Наличие информационных технологий обучения делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.

3. Важным условием повышения качества обучения является систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. При этом компьютер позволяет представлять любое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные пооперационные результаты, обеспечивает интерпретацию каждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решения задачи и т. д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.

Описание информационно-коммуникационных технологий

Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия». Материалы пособий соответствуют как базовому, так и профильному уровням подготовки учащихся по учебной дисциплине. Работа с пособиями не требует специального обучения для учителя, интерфейс разработки прост и удобен, а главное – интуитивно понятен, поэтому его легко освоить. Учебный материал одного пособия охватывает крупный раздел школьного курса. Материал сгруппирован в крупные блоки – темы. Они соответствуют темам, предусмотренным образовательным стандартом по каждому предмету, а также разделам в школьных учебниках.

Цифровые лаборатории. Наборы «Цифровые лаборатории учащихся» предназначены для проведения лабораторных работ и исследований при изучении химии, биологии и экологии. Цифровая лаборатория включает в себя оборудование и программное обеспечение для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента, позволяет использовать широкий спектр цифровых датчиков для сбора и анализа данных экспериментов (датчики рН, температуры, освещенности, датчик оптической плотности, датчики определения концентрации различных ионов и многие другие). Применение компьютера и датчиков, входящих в цифровую лабораторию, как измерительного инструмента позволяет расширить границы школьного эксперимента и проводить исследования в «полевых условиях», экономит время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений, значительно повышает наглядность как в процессе исследования, так и при обработке результатов. Цифровая лаборатория играет ключевую роль при выполнении исследовательских работ обучающимися, позволяет им не только собирать данные, но и самим обрабатывать, анализировать и систематизировать их. Наличие различных цифровых датчиков позволяет выполнять достаточно обширные исследовательские работы, которые не только хорошо теоретически обоснованы, но и подтверждены экспериментально самими обучающимися, что является немаловажным фактором для развития исследовательских навыков обучающихся.

Образовательный интернет ресурс – ЯКласс. Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний обучающихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Электронные варианты тестов наиболее привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. На уроках химии мы активно пользуемся электронным ресурсом школьного образования ЯКласс, которая предлагает теоретические материалы, практические задания и тесты. Использовала сайт на уроках химии. Решали с обучающимися тесты, работали фронтально, индивидуально, в парах. Ученики выполняли домашние задания, принимали активное участие в «ТОПах», соревновались друг с другом. Хвастались количеством решённых задач Такая работа вызывала определённый интерес у обучающихся. Возможности сайта «ЯКласс» помогают учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Это база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. С помощью данного ресурса можно разобраться в трудной теме, так как содержит теоретический материал. Повторить пройденный материал или самостоятельно изучить пропущенный в школе урок. Коллекция материалов постоянно пополняетс

ЯКласс – выпускник акселератора ФРИИ, резидент программ «Сколково» и Microsoft. Партнёрами являются крупнейшие системы электронных дневников Дневник.ру, НетСкул и ЭлЖур.

Мобильные приложения. Учащиеся активно используют приложения по химии для мобильных телефонов, которыми пользуются обучающиеся. Приложение «Таблица Менделеева» отображает всю периодическую таблицу элементов. При нажатии на любой элемент предоставляется полная информация. Приложения «Химические элементы» и «Функциональные группы» помогают учащимся быстрее запомнить материал. Данные приложения можно использовать и в игровой форме.

Онлайн-школа «Фоксфорд» для учеников, учителей и родителей. Здесь можно найти мастер-классы, разборы задач ЕГЭ и много другой полезной информации для успешной сдачи ГИА и участие во многих предметных олимпиадах.

Анализ результативности

Таким образом, информационные технологии становятся эффективным вспомогательным средством при изучении химии в школе. Внедрения информационных технологий в современный урок повышает качество знаний обучающихся, качество самих уроков, способствует появлению интереса к предмету. Химия – это естественная наука, при изучении которой проводится огромное количество опытов, экспериментов, выводятся формулы, законы. Использование информационных технологий на уроках позволяет насытить эти уроки богатейшим иллюстративным материалом, интерактивными анимациями и видеоэкспериментами.

Учащиеся активно участвуют олимпиадах и конкурсах различного уровня: Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный и республиканский этапы), Евсевьевская олимпиада школьников, интеллектуальная олимпиада Приволжского Федерального округа среди школьников, Республиканский форум «Шаг в будущее», Республиканский форум «Химический потенциал» и многие другие.

Обобщение и распространение опыта происходит:

– на заседаниях школьного объединения учителей естественных наук;

– на открытых уроках, мастер-классах школьного, муниципального и республиканского, всероссийского уровней;

– в публикациях, в печатных изданиях, электронных СМИ, на личном и школьном сайтах;

– при участии в конкурсах научно-исследовательских проектов Регионального и Всероссийского уровней;

- при участии в форумах молодых учителей Всероссийского уровня.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.

  2. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003.

  3. Пищик А. В.Информационно-коммуникационные технологии и современный урок // Химия. Все для учителя, 2012, № 2 (14), С.4-10.

  4. Платонова Т.И.Об использовании электронных презентаций. // Химия в Школе, 2007, №9.

  5. Дорофеев, М.В. Информатизация школьного курса химии / М. В. Дорофеев // газ. «Первое сентября», Химия. - 2002. - №37. - С. 2 - 3.

  6. 11. Дрижун, И.Л. Технические средства обучения в химии: учебное пособие для пед. вузов / И.Л. Дрижун. - М.: Высш. Шк., 1989. - 175 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!