Реализация программы наставничества в ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Николаенко Т.М., заместитель директора по научно-методической работе, кандидат наук, доцент
Николаенко Н.Н., методист научно-методического отдела, кандидат наук, доцент
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. В связи с этим, возникает потребность в педагогических кадрах, продуктом деятельности которых, будут квалифицированные специалисты в той или иной области. Настоящий педагог никогда не ограничивается простой передачей знаний, но учит жить, прививает ценности и смыслы.
Сегодняшним профессиональным учреждениям более не нужны просто выпускники СПО, обладающие исключительно дипломом. Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе.
Эти задачи можно решить с помощью проектирования, и далее, внедрения модели наставничества в организации среднего профессионального образования.
Наставничество – социальный институт, осуществляющий передачу и ускорение профессионального опыта, форма преемственности поколений. Наставничество в образовательной организации является наиболее эффективной формой профессиональной адаптации, способствующей повышению престижа педагогической профессии и закреплению педагогических кадров.
Развитие института наставничества в образовательных организациях направлено на создание условий для реализации потенциала молодых специалистов. В современных условиях применение технологий наставничества рассматривается более широко и включает в себя несколько моделей, среди которых реверсивное наставничество, при котором профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т. д. Поэтому наставничество, как технология, может быть распространено на всех участников образовательного процесса в профессиональной образовательной организации, что во многом определяет подходы к подготовке наставников, а также актуальность и практическую значимость наставничества в целом.
Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности. Нормативную правовую базу этой деятельности обеспечивают:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Наставническую деятельность в колледже регламентируют:
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что обучающийся должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях учебной и практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость обучающегося получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь во время обучения в колледже.
Цель: Обеспечить успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Педагог-наставник должен соответствовать определенным требованиям и обладать профессиональными умениями:
обладать хорошей теоретической базой, практическими навыками и достаточным опытом работы;
всегда находить контакт с наставляемым и в первую очередь заботиться о создании благоприятной обстановки для работы;
полностью понимать цели наставничества и всегда получать нужный результат;
составлять четкие, прозрачные и достижимые планы работы с наставляемым;
владеть разнообразными методиками педагогической работы и применять их в соответствии с индивидуальными особенностями наставляемого;
постоянно заниматься своим саморазвитием, поиском новых форм обучения и развития;
иметь высокую степень заинтересованности в воспитании специалиста и передаче ему своего опыта.
Но наставничество не должно ограничиваться только передачей навыков.
На современном этапе развития образования Российской Федерации проблема наставничества становится все более значимой. В условиях среднего профессионально-педагогического образования представляет большую теоретическую и практическую значимость, что обусловлено возросшими требованиями к качеству образования.
Основой в организации помощи молодому преподавателю является предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой педагог нуждается в практических советах. Поэтому возникает необходимость в наставнике. Наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:
требования к организации учебного процесса; требования к ведению учебной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга студентов.
Молодой преподаватель на начальных этапах работы, в случае возникновения проблем в работе, ошибок в общении со студентами, может получать помощь от методиста организации, педагога-психолога. Но помощь более опытного педагога-наставника, в данных ситуациях, имеет не менее важное значение. На данном этапе в работе с молодым специалистом (наставляемым) очень значима своевременная и грамотная помощь педагога-наставника. Как правило, специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки, которые помогаю оценить проблемную ситуацию в общем. В данном случае личное общение наставляемого с наставником является очень важным критерием, так как молодому специалисту на начальном этапе работы очень важен личный пример, поддержка, совет. Таким образом осуществляется индивидуальный подход к работе молодого специалиста.
Основной целью метода наставничества является ускорение процесса адаптации молодого специалиста в организации. Описанная выше форма наставничества предполагает постоянную обратную связь между опытным педагогом-наставником и молодым специалистом - наставляемым, поэтому она имеет более индивидуальный подход и отличается незначительным охватом персонала.
Таким образом, наставничество - это практическая передача знаний, умений, которая является не только более эффективной, чем изучение теоретического материала, но и познавательной.
Форма наставничества «опытный педагог-наставник: молодой специалист – наставляемый» помогает сотруднику приобрести специфические навыки, присущие данной профессии, легче перенести психологическую адаптацию к профессии, к новому коллективу. При действии системы наставничества в организации СПО, молодой специалист внедряется в образовательный процесс гораздо быстрее, так как имеет возможность всегда обратиться к наставнику по возникающим вопросам.