О.А.Голубева,
учитель музыки МБОУ «Гимназия№11»(Бийск);
«Реализация проектной технологии на уроках музыки и внеурочной деятельности, как средство формирования УУД в рамках ФГОС.»
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму», данное высказывание китайского философа Конфуция определило для меня выбор изучения основной технологии: метода проекта.
Цель данной работы: создание условий для формирования УУД через реализацию проектной технологии на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Задачи:
-изучить теоретический материал по проектной технологии;
-познакомиться с опытом других педагогов по использованию метода проекта;
-разработать сценарии уроков с применением проектной технологии, осуществить апробацию этих уроков;
-разработать учебно-методические и дидактические материалы;
Поставленные задачи направлены на формирование УУД и личностных результатов.
Проектная деятельность позволяет ребёнку планировать и реализовывать свою деятельность, даёт возможность учиться самому, развивать коммуникативные стратегии.
Учащиеся получают опыт познавательной, учебной, исследовательской деятельности, как средство формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Урок музыки, является не основным в списке предметов, музыку не сдают на экзаменах, и поэтому к нему учащиеся относятся не настолько серьёзно, как к основным предметам.
Метод проекта способствует повысить интерес к предмету, мотивацию - это формирует личностные результаты.
На теоретическом этапе изучения метода проекта я узнала, что данная технология была использована в системе образования ещё до революции. В 1931 отменена, как чуждая советскому народу. Наиболее разработан метод проекта в России в трудах Евгении Семёновны Полат (2007), апробируется в образовательную практику благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения).
В переводе с греческого проект – путь к исследованию, через детальную разработку проблемы, которая должна завершится реальным, практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
Данная технология состоит из нескольких этапов:
-проблема (роль учителя на данном этапе создать проблемную ситуацию.)
-проектирование (распределение задач по группам, планирование, обсуждение методов исследования)
-поиск информации (самостоятельная работа в различных информационных источниках), промежуточные обсуждения
-продукт (обработка информации)
-презентация (защита проектов, экспертиза, выводы, оценка)
По продолжительности, я с детьми использую мини-проект, краткосрочный, недельный, годичный.
По типам
Индивидуальные, групповые.
На своих уроках, метод проекта я применяю следующим образом:
1.Мотивирую учащихся к постановке темы урока.
ребята ставят перед собой цель урока.
Я ставлю проблемный вопрос
Что мы можем создать на уроке для достижения данной цели?
Ребята называют конечный проект продукта, например: альбом иллюстраций на прослушанную музыку, клип, музыкальную открытку, обложку для музыкальных пьес.
Учащиеся предлагают тему проекта, ставят цель проекта и планируют свою деятельность.
Работая в группе, дети распределяют роли, и обязанности.
Перед началом этапа поиска информации мной озвучиваются требования к участникам проекта, и задания, которые они должны выполнить.
Когда ребята приступают к самостоятельной работе, поиску информации в учебнике, распечатанном материале или при помощи мобильного класса в интернете, на это отводится определённое время 10-15 минут.
Минусы этого этапа: при работе в мобильном классе происходят затруднения в работе аппарата или сбои в интернете, в такие моменты я вместе с ними включаюсь в работу, предлагаю другие источники (распечатанный материал, справочники, музыкальные словари).
Приступая к презентации проектов, ещё раз напоминаю о самооценки, так как на данном этапе ребята других групп продолжают делывать свою работу и не слушают выступления учащихся.
Оцениваем каждую группу по намеченным критериям.
Например: соответствие иллюстрации с прослушанными фрагментами, выразительное выступление, эстетическое оформление;
Применяю приём «Светофор»
Зелёный цвет – все критерии выполнены; 5
Жёлтый цвет- два критерия; 4
Красный цвет – один критерий; 3
Завершается урок обращением к теме урока, цели, что узнали по теме урока, каким путём шли, что создавали, что у нас получилось, или нет, к чему должны стремиться в своей работе над проектом.
На этапе рефлексии ребята сами себя оценивают.
В проектной деятельности возникают материальные сложности - это обеспечение бумагой, распечатывание материала, вырезки из журналов, газет, поэтому задаю домашнее задание принести к таким урокам бумагу, карандаши и другие необходимые материалы, либо упрощаем оформление и работаем в тетради учащихся, а иллюстрации, эскизы представляем при помощи документ - камеры. Также оформление в мобильном классе решает материальную проблему.
Во внеурочной деятельности метод проекта апробирую в «Проектной лаборатории» по музыке.
Продукты внеурочной деятельности:
Клипы, музыкальные фильмы, презентации для уроков музыки, музыкальные картины.
По данной теме, я обобщала опыт работы на уровне школы, города, выступала на международной научно-практической конференции «Художественное образование: проблемы и перспективы «в Бийском музыкальном колледже 2014 и 2015 годах, отправляла разработку урока «Мюзикл» 5 класс с применением метода проекта на всероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» март 2014г, диплом 3 степени и на персональный сайт.
Динамика предметных образовательных результатов учащихся за 2015/2017 учебные года показала лучшие результаты, базовый уровень подготовки в 2015/2016 уч. год 46%; в 2016/2017 уч. год 53,8%
Динамика образовательных достижений, оценка моего опыта на профессиональных конкурсах говорит о том, что проектная деятельность, актуальна, и не только мотивирует интерес к предмету, но и формирует УУД.
Литература:
Современные образовательные технологии: Проектный метод в школьном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.nsportal.ru/.
Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.muzuka.ucos/ru/.
Бойко, О.Н. Использование метода проектов на уроках музыки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.okoll.ucos/ru/.
4 Сергеева, Г.П. Освоение технологий преподавания предмета [Текст]/ Г.П. Сергеева. - Москва: музыка,2013г.