Журавли. Сколько песен сложено про вас!
Журавли, наверно, вы не знаете,
Сколько песен сложено про вас,
Сколько вверх, когда вы пролетаете,
Смотрит затуманившихся глаз!
В.Солоухин
Осень. Листопад. Золотой дождик. И в небе журавлиный клин. Кто из нас не любовался такой картиной! Сколько легенд связано с этой удивительной птицей! Журавли – красивые, благородные и очень древние птицы. Уважительное отношение к птицам прослеживается в культурах многих народов мира. Журавль считается национальным символом Армении. В других странах журавль – священная птица, воплощение счастья и долголетия. На Руси же их считали посланниками Божьими.
Действительно, «сколько песен сложено про» них! Богатство и разнообразие русской лирики позволяет выявить большое количество разнообразных смыслов этого символа.
Конечно, к традиционным мотивам можно отнести прилеты-отлеты журавлей, определяющие цикличность природы, однако аллегорическое значение образа журавля выходит далеко за пределы традиционного понимания – осень, отлет, печаль прощания.
В русской «журавлиной» поэзии эти птицы порождают светлые, возвышенные ассоциации.
В стихотворении А.Н Майкова «Журавли»( 1855г.) поэт связывает с этим образом представление о возвышенном, бесспорно прекрасном, о том, что заставляет забыть о мелочных проблемах, оторваться от суеты и поднять глаза от земли к прекрасному, удивительному в своей свободе небу.
От грустных дум очнувшись, очи
Я подымаю от земли:
В лазури темной к полуночи
Летят станицей журавли.
Порой кажется,что с помощью мечты и воспарения можно преобразить мир, подняться над повседневностью.
Летящие журавли помогают нарушить одиночество, ощутить связь с природой, почувствовать свое родство с ней. Поэт получает светлую энергию, заложенную в прекрасных птицах, он видит в них благой, сакральный смысл, поэтому и лексика книжная: «очи, лазурь, благовест, патриархальный».
От криков их на небе дальнем
Как будто благовест идет -
Привет лесам патриархальным,
Привет знакомым плесам вод!..
Каким изображён лирический герой? Это человек с тонкой, нежной душой, он из тех, кто видит красоту, умеет её ценить. Наблюдая за полетом журавлей, лирический герой словно получает передышку, возможность отрешиться от обступающих повседневных забот, зарядиться прекрасной светлой энергией.
В чём идея произведения? В стихотворении ассоциативный ряд журавль – высокое, журавль – мечта возникает не случайно: птицы летают высоко, возвышенной должна быть и мечта; они пролетают, скрываясь вдали, и кажутся иногда такими же эфемерными, как наши мечты.
Может ли журавль быть сакральным символом? Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении « Летят над Кисловодском журавли» Г. Фатеева, ставропольского поэта.
В 1978 году в Кольцовском сквере Кисловодска появилась архитектурно-скульптурная композиция "Журавли". Красивый памятник, посвященный не вернувшимся с войны жителям Кисловодска. Памятник представляет собой обелиск, вершину которого венчают три журавля, а у его подножия расположена скульптура Матери.
И у Майкова, и у Г. Фатеева изображён осенний пейзаж:
Над Кисловодском осень листья трогает
А в небе, над просторами земли,
Скликаясь перед дальнею дорогою,
Собрались на поверку журавли.
Журавли А. Майкова «летят станицей», кричат с небес, передавая привет, а у Г. Фатеева они «собрались на поверку». Оба поэта любуются красотой клина:
Звучит под солнцем песня журавлиная.
Смыкая строй, плывут за рядом ряд.
Но лирического рероя Г.Фатеева, печально взирающего на уплывающую стаю, волнует и другое: три застывших журавля, которым никогда не удастся взлететь.
И лишь три гордых птицы над долиною
Навстречу стае больше не взлетят.
Сопоставление живых журавлей, летящих на юг, и трёх навечно застывших придают стихотворению особую глубину
У подножия памятника Вечный огонь, сюда приходят почтить память героев, тех, кто не вернулся с войны.
И в память тех, что в смертный бой ушли,
Над синими Кавказскими отрогами
Летят, не улетают журавли.
Журавли заставляет человека поднять глаза, посмотреть на небо, задуматься... Стихи о журавлях прививают любовь к родине, уважение к погибшим воинам. Они просветляют наши души, побуждают к раздумьям о смысле существования, о ценностях человеческой жизни.
Если обратить внимание на художественные средства стихотворений, то можно заметить точные эпитеты: « от грустных дум, « в лазури темной», «три гордых птицы», «над синими Кавказскими отрогами»; сравнения: «как будто благовест идет», « волнующею повестью»; яркие метафоры; «осень листья трогает», «вечно сердце ранится». Интересен поэтический приём: «Летят, не улетают журавли». Движение и статичность в одном образе одновременно. Все эти средства помогают автору создавать красивые, убедительные, выразительные образы.
Стихотворный размер «Журавлей» А. Майкова – четырёхстопный ямб, а произведения Г.Фатеева –пятистопный ямб. И в одном , и в другом есть пиррихий»(стопа, состоящая из двух безударных слогов). Способ рифмовки перекрёстный, что придаёт особый стихотворный ритм.