СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация преемственности детского сада и начальной школы в образовательном пространстве как условие успешной адаптации первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация преемственности детского сада  и начальной школы в образовательном пространстве как условие успешной адаптации первоклассников

Просмотр содержимого документа
«Реализация преемственности детского сада и начальной школы в образовательном пространстве как условие успешной адаптации первоклассников»

Реализация преемственности детского сада и начальной школы в образовательном пространстве как условие успешной адаптации первоклассников

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». В работах классиков педагогики преемственность рассматривается:

  • как дидактический принцип;

  • составная часть принципа систематичности и связи его с практикой;

  • как условие научности;

  • как компонент принципа доступности обучения.

В 1996 году на коллегии Министерства образования Российской Федерации преемственность была впервые определена как главное условие непрерывного образования.

Концепция содержания непрерывного образования составила теоретико-методологическую основу взаимодействия педагогов детских садов и школ. Провозгласила отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утвердила индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательноразвивающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями. Толковый словарь русского языка говорит нам о том, что преемственность – это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому.

Преемственность – это обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка;

это выстраивание единой линии развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В науке преемственность рассматривают как:

1) форму связи между элементами системы обучения;

2) организационно - педагогические условия непрерывного образовательного процесса;

3) условие успешной адаптации ребенка на разных ступенях общего образования, включая дошкольное.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием рассматривается как:

  • Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития

  • формирование степени готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания одно из условий непрерывного образования ребёнка

Как видим, преемственность - понятие многогранное, что создает сложности в обосновании способов и средств реализации этого принципа в практике образования. Придать этому процессу целостный и поступательный характер можно при условии, когда воспитатели детских садов в своей работе ориентируются на требования школы, а учителя начальных классов организуют учебный процесс с учетом задач, решаемых в детском саду.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» (Л.С. Выготский)

В единой системе образования дошкольное образование является первым звеном. Выпускникам ДОО, поступающим в начальную школу, приходится адаптироваться к новым условиям. Их успехи во многом зависят от уровня сформированности готовности детей к школьному обучению, от качества знаний, умений и навыков, сформированных в дошкольный период их жизни, от уровня развития когнитивных интересов и познавательной деятельности ребенка.

Преемственность основывается на идее ведущей деятельности или периодизации детского развития, которая предполагает смену ведущего типа деятельности в зависимости от возраста и новообразований у ребенка.

До 1 года -ситуативно-личностное общение, а именно непосредственно-эмоциональное общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими людьми.

От 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность, при которой ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами: у него возникают речь, смысловое обозначение вещей, восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление.

От 3 до 6 лет - игровая деятельность. В игре развиваются воображение, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления

От 6 до 10 лет -учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

Целевые ориентиры ФГОС – это основание преемственности дошкольного и начального общего образования:

  • воспитание нравственного человека охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

  • развитие мыслящей деятельной личности

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка

  • развитие навыков общения и сотрудничества

При соблюдении требований к условиям реализации ФГОС настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Приоритетом для педагогов должно быть: не как учить (т.е. методы и приемы), а чему и зачем учить (т.е цели и содержание обучения)

На какие же принципы опирается преемственность?

Приоритетный принцип – личностное развитие ребенка в детском саду и школе, т.е. сохранение и развитие природных задатков и способностей.

Принцип сензитивности: наиболее благоприятные периоды для развития определенных психических свойств и процессов.

Принцип наглядно-образного видения мира: взаимосвязь чувственного восприятия с мышлением.

Принцип комфортности: доброта, отзывчивость и сопереживание взрослых, дружеские отношения в детском коллективе, интересная деятельность на каждом уровне образования.

Принцип самоценности каждого периода развития: дошкольнику – игра, продуктивные виды деятельности, школьнику – осознанное обучение, в процессе которого формируется личностные, предметные и метапредметные результаты.

Принцип связи теории с практикой: тесная связь обучения с жизнью, общественной деятельностью.

Принцип межкультурного взаимодействия: основывается на уважении к истории, традициям, обычаям, языку народов, проживающих в России.

Отсюда вытекают задачи преемственности:


Детский сад

Школа

  • обеспечение условий для психического и физического развития ребенка через игру и продуктивные виды деятельности

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни



  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения

  • обеспечение условий для адаптации к школе: школа учит, развивает, помогает личностному росту


  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними

  • обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка, развитие его позитивного отношения к миру


  • развитие любознательности, произвольности, активности, самостоятельности



  • формирование различных знаний об окружающем мире, развитие доброжелательного отношения к себе и окружающим людям

  • стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности


  • развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, саморегуляции, способности к творческому самовыражению

  • расширение различных знаний об окружающем мире, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе

  • готовность к сотрудничеству и активному взаимодействию с окружающим миром



Российский психолог В.Т. Кудрявцев писал о том, что

«Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».

Рассмотрим виды готовности ребёнка к школе.

Эмоционально-волевая готовность

Умеет анализировать, контролировать эмоции и поведение; а именно:

Адекватная самооценка и положительный образ себя.

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

  • Формированию этих качеств поможет игра!!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Со временем ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Мотивационная готовность

Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)

  • Родителям полезно рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

Интеллектуальная готовность

Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности

  • Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Личностно-социальная готовность

Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками

  • У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в разных местах: в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, мы знакомимся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Формы осуществления преемственности:

1.Работа с детьми

2. Взаимодействие педагогов

3. Сотрудничество с родителями

Работа с будущими первоклассниками начинается задолго до поступления их в первый класс. Традиционными формами работы стали

  • экскурсии в школу;

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

  • взаимопосещение выставок «Дары осени» и «Новогодний сувенир»

  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, например, «Безопасная дорога»

Ежегодно на базе нашей школы с октября по апрель реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленностипо адаптации детей к школьным условиям «Школа будущего первоклассника», которая является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад - начальная школа». Преемственность между двумя уровнями: дошкольным и школьным следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение.

Организация и функционирование «Школы будущего первоклассника - результат социального заказа общества. Он определяется, с одной стороны, сохраняющимися высокими потребностями родителей, заинтересованных подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей, с другой стороны – необходимостью обеспечения МОУ «Средняя школа № 31» контингентом учащихся, которые смогут адаптироваться и успешно обучаться в школе.

На протяжении длительного времени педагоги нашей школы тесно сотрудничают с коллегами дошкольных образовательных учреждений, находящихся в микрорайоне нашей школы. Мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • совместные методические совещания педагогов детских садов и учителей начальной школы;

  • семинары, мастер- классы;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • взаимодействие логопедов и психологов ДОУ и школы позволяют успешно решать проблемы адаптационного периода



Стали традиционными семинары по преемственности, которые наша школа проводит ежегодно в ноябре месяце с педагогами дошкольных учреждений. Особенно интересно проходят открытые уроки в присутствии старших дошкольников. Их активное участие на уроках наряду с первоклассниками, несомненно, повышает их учебную мотивацию, желание стать учениками.

Основной вопрос данных семинаров «Итоги адаптационного периода первоклассников». Обмен опытом между коллегами на данных мероприятиях имеет очень важное значение при решении проблем адаптации.

Сотрудничество с родителями тоже является очень важным аспектом работы по преемственности. Какие же формы работы с родителями хорошо себя зарекомендовали?

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

  • круглые столы, дискуссионные встречи;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;

  • анкетирование, тестирование родителей;

  • образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей



Учителя начальных классов нашей школы – частые гости на родительских собраниях в подготовительных группах детских садов. Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы позволяют родителям получить ответы на интересующие их вопросы, связанные с подготовкой детей к школе. Участие в совместных образовательных проектах является одной из важных форм взаимодействия с родителями; например, проект с участием будущих и нынешних первоклассников и их родителей, бывших выпускников нашей школы «Аллея выпускников».

Таким образом, подводя итог сегодняшнему разговору, необходимо отметить, что преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольный уровень , который сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства.   С другой – преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Известный советский психолог Венгер писал: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!