Борисова Екатерина Анатольевна, заведующая лабораторией.
ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально – педагогический колледж», katerina_borisova_88@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО КУРСУ "ШВЕЯ»
Аннотация: В работе рассматривается образовательная деятельность колледжа по предмету «Технология» для учащихся школы. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Разработанная учебная программа по курсу «Швея» выделяет формирование у учащихся практических профессиональных умений и приобретение первоначального практического опыта по швейному делу.
Ключевые слова: Профильное обучение, швейное дело.
Профильное обучение в нашем колледже реализуется по разработанной программе по предмету «Технология», в соответствии выбранного курса обучения по трем направлениям: «Автомобильный транспорт», «Основы слесарного дела» и «Швейное производство». Данная образовательная деятельность проводится на основе договора МОБУ средней образовательной школы № 9 г. Якутска и ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально – педагогический колледж».
Основное отличие профильного обучения от профориентации состоит в том, что в рамках этой формы обучения происходит не только удовлетворение заказа общества на профессии, но и удовлетворение индивидуальной потребности личности в самореализации.
Основными направлениями образовательной деятельности по предмету «Технология» для девочек, является формирование общетрудовых умений и навыков по швейному направлению.
Цели изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами швейного оборудования;
развитие у обучающихся познавательных интересов и технического мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности
профессиональное самоопределение школьников.
По курсу «Швея», работа проводится на базе колледжа. Наши мастерские оснащены современными необходимыми оборудованиями. Имеются бытовые стачивающие и обметочные швейные машины фирмы Джаном и мериллок. Также старшие классы приобретают навыки шитья на промышленных стачивающих, специальных промышленных швейных машинах японской фирмы Джуки. Для проведения влажно-тепловой обработки швейных изделий имеются специальные отведенные места.
Большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил техники безопасности при ручных, машинных и утюжильных работах. Объем работ, выполнение которых запланировано в течение года, невелик, т.к. важно стремиться к тому, что бы дети доводили начатое до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ.
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками.
Обучение школьников швейному делу строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования швейных материалов, оборудований и инструментов и приспособлений.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ.
Программа учебного предмета разработана на каждый класс отдельно, в соответствии по разделам, темам, ступенчато поднимающая достижения по направлению. Школьницы по программе выполняют ручные работы по терминологии, потом переходят на упражнения по выполнению трудовых приемов на швейном оборудовании, - это машинные и утюжильные работы. Знакомятся с видами швейных материалов, также фурнитурой, выполняют зарисовку эскизов, по которым изготавливают такие швейные изделия как елочные игрушки, панно, декоративные подушки. Также выполняют работы по рукоделию: аппликация и вышивка. С начального обучения начинают изготавливать кухонные фартуки, наволочки, далее переходя на пошив домашней одежды как шорты, топы, брюки. В старших классах учатся шить блузки и платья, также отдельно выполняют все поузловые обработки мелких деталей швейных изделий. Девочки учатся конструировать чертеж швейных изделий как кухонные фартуки, шорты и базовую выкройку прямой юбки.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Особенностью предмета «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.
Введение профильного обучения – это одно из важнейших направлений модернизации школы. Наша оснащенная современными оборудованиями швейная мастерская и разработанные нашими педагогами учебные программы по классам, пробудили интерес к предмету технология, а именно швейному делу. Приобретенные на уроке знания, умения и навыки всегда будут полезны девочкам в предстоящей жизни, также для выбора профессии в направлении легкой промышленности.
Школьницы очень заинтересованы занятием по швейному делу, с удовольствием занимаются на уроках, выполняют домашние задания.
По работе для выполнения данного вида образовательной деятельности поддерживаем тесную связь с администрацией школы и классными руководителями классов, также есть и заинтересованные родители.
Использованная литература
Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // сайт «Профильное обучение в старшей школе.
Бердник Т.О. «Швея. Портной лёгкой женской одежды.