СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация этнокультурного компонента во внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития этнокультурного образования актуальна для всех субъектов Российской Федерации. Не является исключением и Ульяновская область – многонациональный и многоконфессиональный регион, где исторически сосуществуют различные этнические группы, и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений.

Основой этнокультурного образования  является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде.

Просмотр содержимого документа
«Реализация этнокультурного компонента во внеурочной деятельности»


Реализация этнокультурного компонента во внеурочной деятельности

Торговкина Н.П.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ №2г.Димитровграда

Проблема развития этнокультурного образования актуальна для всех субъектов Российской Федерации. Не является исключением и Ульяновская область – многонациональный и многоконфессиональный регион, где исторически сосуществуют различные этнические группы, и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений.

Основой этнокультурного образования является освоение родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде.

Поэтому этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре;

-включение учащихся в разнообразные виды деятельности становятся отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры.

Основополагающим признаком этнокультурных образовательных технологий является их содержательный, дидактический потенциал, в котором наиболее полно представлены все богатство национальной культуры, уклад жизни населения региона, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности. Вместе с тем, образовательные технологии способны обеспечить условия для участия специалистов в равноправном диалоге или полилоге с представителями других культур. Этнокультурные образовательные технологии подлежат классификации в зависимости от их предметно без содержательного наполнения, вида образовательной деятельности, конкретных их носителей и пользователей. Каждая из технологических ступеней имеет свое целевое назначение и педагогический инструментарий.

Одним из эффективных методов формирования этнокультурной компетентности учащихся в рамках образовательного учреждения средней школы №2 г.Димитровграда является создание школьного этнографического музея(уголков). Школьный музей(уголок) позволяет приобщить детей к культурному наследию народов края с помощью музейных экспонатов, способствует формированию положительных установок по отношению ко всем этносам Ульяновской области. Наш уголок создан в результате совместной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды. Представленные экспонаты вызывают живейший интерес и являются основой экскурсий для учащихся начальной школы. Формы работы школьного музея(уголка) разнообразны: для учеников начальной школы проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традицион­ного быта в целом (история утюга, прялки, народного костюма). Для учеников средних классов викторины: «Для каких целей служил данный предмет?», «Найди вещь по описанию», «Отгадай, о ка­ком из предметов говорится в загадке». Поскольку предметы материальной культуры нередко явля­ются носителями утилитарной и символической нагрузки, в классе-музее достаточно успешно проходят тематические занятия по истории, литературе, и другим образовательным дисциплинам. Учащиеся старших классов осваивают музейное дело.

Технология обучения проектно исследовательской деятельности реализуется через организацию исследовательской работы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с историей и культурой своего народа на заседаниях кружков по изучению культуры мордовского, чувашского и татарского народов. Научно-исследовательские работы членов кружка и учащихся школы получили высокую оценку на городских и областных конкурсах. В 2021 году участвовали в Межрегиональный творческий конкурс «Голос эрзи», посвящённый трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей в Чувашии и учёному-этнографу из Мордовии Александру Степановичу Лузгину. Ждем результатов.

Получение школьниками самостоятельного социального опыта возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения социально ориентированных акций. Например, заседания кружка, организуемые для воспитанников детских садов, стали фактором приобретения школьниками опыта социального действия, фестивалей дружбы народов Поволжья, с участием вокального коллектива учителей и учеников «Эрзяночка».

История фестиваля Дружбы народов начиналась 8 лет назад как форма проведения МО учителей чувашского и мордовского языков. Став ежегодным мероприятием, Фестиваль превратился в муниципальное событие, охватившее не только представителей мордовского и чувашского народов, но и татарского, русского, немецкого народов. Победителями в номинациях «Пою сердцем», «Мордовский соловушка», «Голос народа» «Народный костюм» становились учащиеся МБОУ СШ №2 подготовленные не только руководителем кружка «Культура мордовского народа», но и учителями музыки Субботиной С.А., Пиядовой И.А, учителями начальных классов.

Также сохранению культуры способствует проведение ежегодного Дня родного языка, участие в конкурсе «Приметы старины глубокой» .

Активное участие обучающиеся принимают в Всероссийских олимпиадах по родным языкам. Призерами и победителями становятся ежегодно, но к сожалению выйти на региональный уровень мы не можем. Т.к. изучается язык на очень низком уровне в рамках занятий кружка.

Таким образом, - используемые формы учебной и внеучебной деятельности повышают уровень этнокультурной осведомленности учащихся;

-обеспечиваются реализацию принципов позитивного отношения личности к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога;

-используется потенциал социокультурной среды с целью взаимообогащения, взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей учащихся, воспитания их в духе мира;

Этнокультурный компонент, способствует приобщению детей к этнической (родной), российской и мировой культуре;

-осуществляется наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента.

В конце своего выступления я хотела бы напомнить слова президента РФ Путина

«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!