СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Реализация духовно-нравственного

воспитания детей дошкольного возраста



Исследования проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста было и будет актуально во все времена. Оно составляет анализ современной практики воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Стремление к полноте осмысления развития интересующего нас направления побуждает обратиться к воспитательной работе детских садов с начала постсоветского периода — времени, связанного с серьезными трансформациями сферы дошкольного образования.

В начале 1990-х гг. в силу изменения социально-экономической ситуации в России существенно сократилась сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Оказалась почти полностью ликвидирована система ведомственных детских садов. Нарастающие проявления демографического кризиса привели к значительному уменьшению численности детского населения и снижению востребованности общественного дошкольного воспитания. Также произошла существенная трансформация содержания воспитания: социоцентристская парадигма предыдущих десятилетий стремительно сменялась парадигмой гуманистической. Прервалась традиция воспитания коллективизма, приоритеты сместились в сторону индивидуализации развития, «формирования представлений ребенка о себе как уникальном, ценном индивиде». Социально-значимые сферы воспитательной деятельности — нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое воспитание — оказались вытеснены на периферию дошкольного образования или вовсе перестали существовать. Утратили актуальность героические мотивы патриотического воспитания.

Именно на начало 1990-х гг. пришелся переход от единой Типовой программы воспитания и обучения в детском саду к вариативности образовательных программ. Временное положение о дошкольном учреждении (1991) предоставило возможность каждому детскому саду выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения, создавать авторские программы, а в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) уточнялось, что выбор может осуществляться из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования. В те же годы был разработан ряд комплексных программ, охватывающих все сферы жизнедеятельности и образования дошкольников. Целевые и содержательные ориентиры этих программ почти на двадцать лет определили характер массовой практики воспитательно-образовательной работы в детских садах. Также был разработан ряд парциальных программ по развитию в дошкольных образовательных учреждениях конкретных направлений воспитательной деятельности.

В связи с этим анализ практики детских садов целесообразно предварить кратким обзором представленности вопросов духовно-нравственного воспитания в комплексных программах дошкольного образования, получивших наибольшее распространение: Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; программе «Радуга» (авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон); Базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», созданной авторским коллективом специалистов Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца; программе «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.); программе «Развитие» под ред. 0. М. Дьяченко.

Сам термин «духовно-нравственное воспитание» авторы этих программных материалов не использовали, заменяя его дефинициями «социальное развитие», «социально-нравственное развитие», «формирование основ будущей личности», или продолжая работать с привычной с советских времен формулировкой «нравственное воспитание».

Тем не менее в скрытом виде в комплексных программах дошкольного образования представлены многие аспекты, созвучные логике традиционалистской парадигмы духовнонравственного воспитания. Обозначена линия развития ценностно-смысловой сферы дошкольников, предложены интересные методические приемы развития внутреннего мира детей с опорой на традиции отечественной педагогики и психологии. Имплицитный, неявный характер представленности в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования духовно-нравственного воспитательного компонента обусловливает необходимость выявления, уточнения, систематизации и дополнительной методической проработки ценностно-целевой и содержательной составляющих программ. Это позволило бы проектировать и выстраивать системную деятельность дошкольных образовательных учреждений по духовнонравственному воспитанию детей в массовой практике дошкольного образования, а также обеспечило бы преемственность с реализацией воспитательной составляющей на ступени начального общего образования.

До настоящего же времени в массовой практике работы детских садов ценностные и смысловые аспекты комплексных программ дошкольного образования часто оказываются нераспознанными и нереализованными. Следствием отсутствия в программах специальных задач и содержательных разделов по духовно-нравственному воспитанию является отсутствие в детских садах системы работы по формированию ценностной сферы дошкольников.

Еще одной показательной тенденцией развития практики 1990—2000-х гг. явилась прагматизация содержания дошкольного образования посредством реализации парциальных программ, направленных на развитие у детей навыков безопасности жизнедеятельности, формирование пристального внимания к своему организму и здоровью, освоение дошкольниками прав ребенка. Эта тенденция закрепилась в комплексных программах нового поколения, модифицированных или заново разработанных после утверждения в 2009 г. Федерального государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования — «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Я считаю риском акцентирования в практике воспитания обозначенных направлений является возможность формирования утилитарного отношения дошкольников к жизненным вопросам, развитие моральной нейтральности, ориентация детей на приоритет личного благополучия. Духовно-нравственное воспитание этими программами если и предполагается, то понимается также утилитарно — как средство приобретения телесного и душевного комфорта.

К началу 2000-х гг. ситуация несколько меняется. На некоторое время духовно-нравственное воспитание получает официальный статус. В 2001 учебном году Управлением дошкольного образования Министерства образования РФ оно обозначено как приоритетная задача деятельности дошкольных образовательных учреждений наряду с социально-личностным развитием детей. Однако в практике детских садов начала 2000-х гг. духовно-нравственное воспитание все еще понимается и реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях, тех или иных памятниках культуры.

В массовой практике детских садов по освоению культуры сторона знаний или внешняя, атрибутивная сторона превалирует до настоящего времени. Дети знакомятся с образами героев народных сказок, элементами национального костюма, национальными музыкальными инструментами, фольклорными атрибутами праздников. При этом фольклорные тексты и предметы традиционного быта рассматриваются по большей части как образы русской старины, музейные экспонаты, не актуальные в контексте современности. Смысловые аспекты народных сказок, элементов уклада, мотивов декоративно-прикладного искусства если и разъясняются детям, либо в произвольном, придуманном авторами методических разработок контексте. Христианские смыслы русской культуры по-прежнему остаются неизвестны большей части педагогов и воспитанников детских садов. При такой постановке дела традиционная культура не может оказать определяющего влияния на формирование национальной идентичности, а также моделей совестливого поведения (основанного на взаимном участии, сопереживании, со-радости) и неспособна защитить детей от деструктивного воздействия современной массовой культуры. В связи с этим необходимо констатировать, что для преодоления обозначенных ограничений решения задач духовно-нравственного воспитания в массовой практике детских садов необходимы:

• оптимизация социокультурного воспитательного потенциала примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

• просветительская методическая работа по преодолению стереотипного восприятия педагогами дошкольного образования традиционной культуры;

• ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования через моделирование процесса духовно-нравственного воспитания в детском саду на основе отечественной социокультурной традиции.

Более оптимистичную картину реализации духовно-нравственного воспитания детей позволяет получить анализ инновационной практики дошкольного образования за последние двадцать лет. Уже при первичном рассмотрении примеров инновационной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников было отмечено своеобразие организационной формы осуществляющих эту деятельность образовательных учреждений и особенностей их программно-методического обеспечения. Поэтому для выявления, анализа и классификации инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников мы разработали алгоритм, основанный на характеристике организационного типа или формы собственности дошкольного образовательного учреждения, типологии программного обеспечения, особенностей организационных форм образовательной и методической работы по духовно-нравственному воспитанию. Использование данного алгоритма в процессе анализа инновационной практики позволило сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание зачастую является профильным направлением образовательной деятельности дошкольных учреждений в рамках вариативных форм дошкольного образования:

• в детских садах с этнокультурным национальным компонентом образования;

• в дошкольных образовательных учреждениях, имеющих статус экспериментальных площадок различного уровня;

• в детских садах, осуществляющих широкую партнерскую социокультурную деятельность (взаимодействие с учреждениями культуры, религиозными объединениями, общественными организациями);

• в семейных детских садах;

• в негосударственных конфессиональных дошкольных учреждениях.

В основу целенаправленной деятельности по формированию ценностно-смысловой сферы воспитанников, освоению определенной духовной традиции в этих детских садах положены авторские программы социокультурной направленности. На основе применения алгоритма анализа и систематизации работы в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников выделено восемь сегментов инновационной практики развития этого направления в системе дошкольного образования.

Первый сегмент инновационной практики работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста представлен деятельностью дошкольных образовательных учреждений регионов, реализующих комплексные региональные программы сохранения духовно-нравственного здоровья детей и молодежи. После принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005) комплексные целевые программы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи были разработаны во многих регионах Российской Федерации (Московской, Белгородской, Калининградской, Калужской, Курской, Тульской и др. областях). В Белгородской, Курской, Костромской, Смоленской областях был также принят ряд законодательных актов, направленных на стабилизацию духовно-нравственного развития социального пространства (законы и постановления о мерах по улучшению демографической ситуации, обеспечению духовной безопасности детей и молодежи), созданы координационные советы и рабочие группы по духовно-нравственному воспитанию. Программы регионального развития Курской и Белгородской областей включают положение о

том, что духовно-нравственное воспитание должно стать элементом образовательного процесса начиная с дошкольного этапа образования и частью жизни социума, в котором растет и развивается личность.

В данном сегменте инновационной практики духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется последовательно и целенаправленно в рамках программно-целевого подхода. Стержневой основой комплекса мер по духовно-нравственному воспитанию детей, начиная с дошкольного возраста, является включение в региональный компонент содержания дошкольного и основного общего образования учебно-воспитательных программ духовно-нравственной направленности, построенных на основе традиционных ценностей русской культуры

Второй сегмент инновационной практики представлен в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих авторские программы духовно-нравственного воспитания, утвержденные муниципальными и региональными органами управления образования.

Возможность осуществлять мониторинг процесса разработки и реализации в разных регионах России программ воспитания дошкольников на основе православной культурной традиции. Такие программы создавались носителями православной культуры — практиками дошкольных образовательных учреждений (воспитателями, заведующими, педагогами дополнительного образования, иногда в сотрудничестве со специалистами высшей школы), проходили непростую процедуру экспертизы и грифования на городском или областном уровнях, а затем на протяжении многих лет апробировались в детских садах. Так, педагогом дополнительного образования г. Шиханы Саратовской области Г. Г. Алексеевой в середине 1990-х гг. была разработана и внедрена в практику программа «Нравственное воспитание на основах Православия»; в Калининграде и Калининградской области до настоящего времени успешно реализуется программа С. Ю. Афанасьевой «Основы христианской культуры» для детей 5-7 лет»16; в г. Челябинске — «Программа духовно-нравственного воспитания в детском саду», составленная Н. П. Шитяковой, Т. Г. Феоктистовой17.

Третий сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников сложился в результате деятельности государственных и муниципальных детских садов, педагогическими коллективами которых духовно-нравственное воспитание детей было выбрано в качестве приоритетного направления работы учреждения. Содержательной основой духовно-нравственного воспитания в этих детских садах явилась отечественная культурно-историческая традиция, а организационными формами — кружковая работа, экскурсионно-краеведческая, празднично-досуговая деятельность, педагогическое просвещение родителей, методическая работа с воспитателями. Во всех дошкольных учреждениях данного сегмента сложились творческие группы педагогов-единомышленников, возглавляемые заведующей или старшим воспитателем. Именно представители этих творческих групп выступали инициаторами различных начинаний детского сада в сфере духовно-нравственного воспитания, принимали участие в семинарах и курсах повышения квалификации, отслеживали новинки методической литературы, комбинировали для использования в работе различные программно-методические материалы, разрабатывали конспекты занятий, сценарии праздников. Работа осуществлялась, как правило, в тесной взаимосвязи с ближайшим приходским храмом, муниципальными учреждениями культуры (библиотеками, музеями, домами детского творчества). В течение многих лет (с середины 1990-х гг. до настоящего времени) именно эти дошкольные образовательные учреждения были и продолжают оставаться центрами практического развития традиционалистской парадигмы духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования различных регионов России. С педагогами многих детских садов данного сегмента практики, соединившей инновации и традиции работы с дошкольниками, автора статьи связывает давняя творческая дружба.

Четвертый сегмент инновационной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников представлен практикой детских садов, имеющих статус экспериментальных площадок различного уровня. Так, на основании приказа № 336 от 10.06.2008 г. Департамента образования города Москвы была открыта Городская инновационная сетевая экспериментальная площадка «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения». В состав экспериментальной площадки вошли 30 общеобразовательных школ и 10 дошкольных образовательных учреждений (Г0У ЦРР — Д/с № 463, Г0У Д/с №167, 213, 216, 815, 1252, 1463, 1357, 1853, 2637 Западного окружного управления образования). Научным руководителем эксперимента выступил д-р ист. наук, проф. А. В. Камкин, автор содержательной части программно-методического комплекса «Истоки»; научным консультантом — научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО 0. М. Потаповская. В детских садах Городской сетевой экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы апробировалась разработанная нами модель духовнонравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе отечественной социокультурной традиции.

Пятый сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания в детских садах составили дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования. Государственные и муниципальные детские сады с этнокультурным компонентом образования стали создаваться в середине 1990-х гг. с целью сохранения национальной самобытности русского и других российских народов, а также реализации национальнокультурных прав граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям.

Шестой сегмент образовательных учреждений, внедряющих инновации в сферу духовно-нравственного воспитания дошкольников, — негосударственные конфессиональные детские сады, решающие задачу духовно-нравственного воспитания детей в контексте определенной культурно-религиозной традиции. Дошкольные учреждения и отдельные группы, в которых стержнем воспитательнообразовательного процесса являлась конкретная религиозная традиция, стали открываться уже в начале 1990-х гг. по запросу родителей дошкольников и по инициативе религиозных объединений. В таких детских садах реализуется принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного религиозного воспитания детей в семье, в детском саду и религиозной общине. Важной характеристикой развивающей среды и всего образовательного процесса конфессиональных детских садов является их построение на основе традиционного уклада и годового круга религиозных праздников.

В негосударственном сегменте дошкольного образования функционируют иудейские, мусульманские и православные детские сады. Многие из них входят в структуру негосударственных комплексов непрерывного образования «детский сад — школа». В связи с экономическими и организационными трудностями таких образовательных учреждений немного, но работают они стабильно. Так, негосударственные православные детские сады функционируют в различных регионах.

Седьмой сегмент инновационной практики по духовно-нравственному воспитанию представляют дошкольные образовательные учреждения, работа которых выстроена на основе зарубежных педагогических теорий и технологий дошкольного образования с попытками их интерпретации в соответствии с логикой отечественных социокультурных реалий. Самые известные из зарубежных педагогических систем, ориентированных на развитие внутреннего мира и формирование основ мировоззрения ребенка, — «вальдорфская педагогика» и система Марии Монтессори.

Воспитание дошкольников в вальдорфских детских садах, открытых во многих городах России с начала 1990-х гг., основано на антропософии — учении немецкого философа Р. Штайнера о человеке и духовном мире. Антропософия не связывает индивидуальное духовное развитие с традиционными религиозными представлениями, всецело опираясь на «естественную духовность». Задача воспитания в дошкольном возрасте, с точки зрения вальдорфской педагогики, — помочь ребенку в достижении «гармоничного воплощении “Я” и индивидуализации тела». Это достигается посредством чередования в распорядке дня детского сада специальных двигательных упражнений (эвритмии), свободной игры, разговоров в общем круге, художественных занятий, рассказывания сказок, прогулок, совместного приготовления пищи, общей трапезы в атмосфере благодарности, пробуждения благоговения перед всем, что дается человеку. Однако на практике получается, что, помимо создания доброжелательной атмосферы, особого режима жизни детей и природосообразной предметно-развивающей среды, вальдорфский детский сад выполняет еще и идеологическую функцию.

Педагогическую систему Марии Монтессори российское педагогическое сообщество начинало осваивать дважды: в начале и в конце ХХ в., когда при поддержке Международной ассоциации Монтессори в Москве был создан Монтессори-центр и открыты группы в детских садах. Развивающий потенциал Монтессори-педагогики, неформальный подход ее сторонников к делу воспитания противопоставлялись тогда рутинным реалиям отечественной дошкольной педагогики. Монтессори-метод превращался, по мнению С. Л. Новоселовой, эксперта проекта «Монтессори-школа в Москве», в «своеобразную «педагогическую религию»30. В связи с этим С. Л. Новоселова указывала на необходимость такта и осторожности в «привнесении образовательных идей на ниву исторически сложившегося образовательного пространства» и говорила о культурном риске «любых попыток обогащения российского образования, а тем более приближения столичного образования к миростоличному»31.

Педагогика Монтессори до сих пор более известна педагогическому сообществу как технология развития восприятия и мышления ребенка, но в духовном отношении она не нейтральна. Ведущими в системе М. Монтессори являются идеи космизма, которые она начала разрабатывать во второй половине 1940-х гг., путешествуя по Азии и изучая традиции восточных учений. Содержание «космического воспитания» дошкольников по методу Монтессори реализуется в соединении освоения детьми знаний о внешнем (основы астрономии, физики, химии, биологии, географии, истории) и внутреннем мире человека. Такая интеграция направлена на развитие «скрытой энергии детской индивидуальности», достижение более ясного разума, более сильного характера и новых, более свободных форм сознания ребенка. Кроме того, у М. Монтессори достаточно глубоко проработан аспект религиозного воспитания дошкольников, малоизвестный в российской интерпретации ее метода.

Восьмой сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников представлен в функционировании детских групп и творческих студий, созданных по инициативе родительской общественности. Рост интереса активной части родительского сообщества к вопросам становления внутреннего мира малыша, осознание необходимости обогащения ценностно-смыслового пространства жизни детей, стремление содействовать формированию национально-культурной идентичности ребенка с дошкольного возраста — важная социально-педагогическая тенденция, развивающаяся с начала 1990-х гг.

Организационные формы групп духовно-нравственного воспитания, открываемых на основании родительской инициативы, различны:

— православные или мусульманские группы в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

— семейные детские сады, организующиеся в семьях, имеющих трех и более детей до 7 лет и функционирующие как структурное подразделение государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений на основании «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

— творческие студии для дошкольников на базе муниципальных и региональных общественных объединений (в том числе в рамках родительско-педагогических общественных инициатив духовно-нравственной направленности).

Перспективной является форма семейных детских садов, направленных на поддержку многодетных семей с детьми дошкольного возраста. Интересно развивается работа поддержки семейных детских садов в Москве (на базе Центрального, Юго-Западного и других округов).

Подводя итог анализа инновационной практики дошкольных образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания, таков, что наиболее интересные идеи авторских программ духовно-нравственного воспитания, эффективные методические подходы и организационные формы работы необходимо популяризировать, аккумулировать и творчески развивать в массовой практике работы дошкольных образовательных учреждений с целью их ориентации на реализацию моделей дошкольного образования, выстроенных в контексте отечественной социокультурной традиции. Подобная аккумуляция может быть осуществлена в процессе разработки универсальной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!