СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Реалистические тенденции в живописи Голландии"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

методический материал к уроку МХК, 11 класс

Просмотр содержимого документа
«"Реалистические тенденции в живописи Голландии"»

Реалистические тенденции живописи Голландии

В 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую республику Соединённых провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну. Общественное устройство новых Нидерландов мало изменилось в сравнении с 16 веком, но в духовной жизни последовали значительные перемены.

Будучи много лет под властью католической Испании и жестокой католической инквизиции, Нидерланды, провозгласив независимость, отвергли католическую веру в пользу протестантизма. Их государственной религией становится кальвинизм. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. Для культовой практики кальвинистов характерно существенное упрощение богослужения по сравнению с католицизмом. Как и протестанты, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей; в церквах у них нет статуй и икон. Но если протестанты, отказавшись от икон, согласились, тем не менее, допускать настенную живопись в церквях. То кальвинисты отвергли любые изображения. Церковные помещения у них отличаются непритязательностью. В отличие от протестантов (лютеран), у кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужения не зажигаются свечи. Церковные службы, как и у лютеран, совершаются на языке верующих. Экстатические торжественные призывы во время богослужения не разрешаются.

Голландским художникам по неволе пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились к окружающей их действительности, будничным событиям, происходящим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики – чаще не вельможи, а мало образованные бюргеры – больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Следовательно, вкус горожан-обывателей, высшей ценностью для которых было благополучие и покой семьи, определял содержание полотен. Что хотели видеть на картинах голландцы? То, к чему они привыкли и что было не слишком обременительным для их интеллекта: уютные городские дворики, чистые комнаты домов, аккуратных, с неприметной внешностью хозяек в белых чепчиках, девушек, занимающихся шитьём, чтением или игрой на клавесине. Быт в этих полотнах представлен правдиво до мелочей. Говорят, что по предметам, написанным на картинах голландцев, историки могут изучать экономику и торговые связи в XVII столетии.

Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всецело зависело от умения живописца угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь совершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникнуты произведения голландской школы и их небольшой, как правило, формат, говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку. За простоту сюжета и небольшие размеры работ голландских художников назвали «малые голландцы».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!