День Наума Грамотника
Развлечение для детей подготовительной к школе группы
Звучит музыка в народном стиле, дети входят в зал, рассаживаются на стульчики
Ведущий:Собрались мы не случайно. Сегодня мы отмечаем День Наума Грамотника. Такой праздник на Руси отмечался 14 декабря. С этого дня детей начинали учить грамоте. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наставит на ум».
В старинных русских книгах есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.
Сегодня на наш праздник обещал прийти гость, а кто это, узнаете, если отгадаете загадки.
Дети отгадывают загадки, называют первый звук в отгадке, ведущий прикрепляет на мольберт соответствующую букву.
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
(Ножницы)
Поспевает жарким летом,
И становится при этом
Он таким, как круглый мяч,
Но его не пустишь вскачь,
Он тяжелый и большой,
Спелый, крепкий, наливной,
Сладкий, сочный и упругий,
Замечательный на вкус,
Всем полезен нам.. .
(Арбуз)
Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется …
(улитка)
С кошкой дружбу не вожу,
Стороною обхожу.
Даже маленький котенок,
Злейший враг еще с пеленок.
Хоть я ростом и мала,
Все достану со стола,
Если шорох странный слышен,
Значит в вашем доме…
(Мыши)
- Прочитайте, что за слово получилось?
- Правильно – Наум. Он-то и пришел сегодня к нам в гости.
Звучит музыка в народном стиле. Входит Наум.
Наум:
- Здравствуйте, ребята. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Вот и к вам пришел, рассказать вам про старину да посмотреть, чему вы научились, можно ли вас в школу отпускать.
Ведущий:
- Присаживайся, уважаемый Наум, на лавочку да расскажи-ка нам сначала про старые школы.
Наум:
- Ну, слушайте да смотрите. Сейчас мы с вами побываем в старорусской школе.
Слайд 1
Это школа, какой она была более ста лет назад.
Внимательно рассмотрите убранство классной комнаты.
Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, о начале занятий извещал школьный колокол. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка. Входя в школу, все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".
Ведущий:
- Как вы понимаете это выражение? Высказывания детей.
- Правильно, Наум?
Наум:
Первый урок – азбука.
"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Ели то, что из дома принесут, что мама дала. Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
Слайд 2 Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей.
За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
Ведущий:
- Наши дети тоже кое-что знают о старой школе. Дети читают стихотворение, в сопровождении показа слайдов.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Слайд 3
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Слайд 4
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Слайд 5
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Слайд 6
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке
Наум:
- Хорошо стихи читаете, но вот пришло время проверить чему еще вы научились.
Ведущий:
- Наши ребята знают много разных слов и умеют с ними играть.
Игра «Скажи наоборот»
Ведущий называет слова, а дети слова-антонимы.
Игра «Назови ласково»
Ведущий называет слова, обозначающие большой предмет, а дети - маленький.
Игра «Прятки»
Ведущий показывает карточку, где нарисовано много предметов, просит назвать детей, что это. Затем убирает карточку и спрашивает: «Нет чего?».
Ведущий:
- А еще мы знаем, что слова бывают длинные и короткие.
Наум:
- Чем же вы их измеряете, линейкой что ли?
- На этот вопрос тебе …….ответит.
Измерить длиннющее слово –
Да это же проще простого!
Сколько частей в нем надо узнать?
Хлопать в ладоши пора начинать.
Ведущий показывает картинку, дети с помощью хлопков определяют сколько в слове частей.
Наум:
- Ну, молодцы! Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”.
Игра
Наум:
- Я вот тоже много разных слов знаю. Только слова эти состарились уже и только в сказках встречаются. Теперь по-другому говорят. Подскажите-ка мне, как?
Наум называет слова. Дети подбирают современное слово.
Хоромы - деревянное жилое строение , перст-палец, палица - палка, дубинка, уста - губы, десница – правая рука, чело- лоб, кочет - петух, око- глаз.
Наум:
- Молодцы, а как вы еще со словами играть умеете?
Ведущий:
- Мы из слов умеем предложения составлять.
Задает определенное количество слов. Дети составляют предложения.
Наум:
- А буквы вы знаете?
Ведущий:
- Наши дети знают буквы, а некоторые уже умеютчитатьи писать их.
- Сейчас мы тебе покажем наши буквы.
Открывает коробку с буквами, буквы просыпаются на пол.
Что, такое, что случилось?
Наша азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г – ударилась немножко
И рассыпалась совсем.
Потеряла буква Ю
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Буква С совсем сомкнулась,
Превратилась в букву О,
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.
- Ой, ребята, что же делать? Надо помочь буквам.
Дети из элементов собирают буквы.
Наум:
- Молодцы!
- О грамоте да об ученье народ много пословиц придумал. Вот я сейчас проверю, знаете ли вы их. Я начну, а вы заканчивайте.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Неученый, что слепой – веди куда хочешь.
Век живи, век учись.
Наум:
- Может вы еще какие-нибудь пословицы знаете?
Дети рассказывают пословицы.
- Ну, молодцы! Вижу, что вы серьезно к школе готовитесь.
Ведущий:
- Да, Наум, наши ребята хотят хорошо учиться в школе, чтобы потом получить профессию и стать полезными для своей Родины людьми.
- Нам, было очень интересно узнать от тебя о старинной школе, а мы на прощание споем тебе песню о нашей, современной школе.
Дети исполняют песню «Чему учат в школе».