СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие игры своими руками

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прекрасные и полезные развивающие игрушки для  дошколят могут изготовить учащиеся  6 класса. Мы эти игры подарили детскому садику, где воспитывались сами Ваня и Влад.

Просмотр содержимого документа
«Развивающие игры своими руками»

Управление образования администрации Алнашского района

МКОУ Старо-Шудьинская основная общеобразовательная школа









Развивающие игры своими руками.




Выполнили:

ученики 6 класса

Гусев Иван и Шишкин Владислав



Руководитель:

Салякудинова Гульфинур

Зиннатовна

учитель математики







д. Старая Шудья

2018 г.

Содержание


1. Введение_______________________________________2-3

2. Обзор литературы_______________________________ 4-5

3. Развивающие игры В.В.Воскобовича.

3.1. Кораблик «Плюх-Плюх»_____________________6

3.2. «Геоконт»__________________________________7

3.3. «Квадрат Воскобовича»______________________8-9

4. «Сложи квадрат» или квадраты Никитиных__________10 -11

5. Заключение_____________________________________12

7. Литература _____________________________________13







































1

1. Введение.



«Игра — это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный поток 

представлений, понятий об окружающем мире.

 Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и 

любознательности».
        В.А. Сухомлинский.

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих маленьких братиков и сестрёнок. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.

Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.

Все развивающие игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.



2

Актуальность:

Игры занимают очень важное место в жизни маленьких детей. Играя, они познают что-то новое, приобретают навыки общения, учатся логически мыслить, догадываться. Значит, через различные игры происходит развитие, как малышей, так и дошкольников. Развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность возможно только через использование развивающих игр. А какая же игра без игрушек.

Гипотеза:

В наше время даже самые простые и неинтересные игрушки стоят недёшево. Можно создать комплект развивающих игр своими руками из подручных материалов и за сравнительно малые финансовые затраты.

Объект исследования:

детские развивающие игры и игрушки; увлекательная математика, геометрические фигуры.

Цели:

- Показать возможность создания недорогих детских развивающих игрушек своими руками.

- Создать из подручных материалов комплект развивающих игр и испытать их в действии.

Для достижения результата, мы ставили перед собой следующие задачи:

Задачи:
- изучить литературу о детских развивающих играх;

- выбрать из очень большого списка игр простых в изготовлении, но многофункциональных и более полезных;

- своими руками сделать игры;

- проверить модели в действии.

Методы исследования:

-    поиск и изучение литературы;

- применение интернет ресурсов;
-   анализ материалов и имеющихся средств;
-   прикидка и сравнение стоимость готовых изделий;

- проектирование и моделирование ;

- подбор несложных развивающих упражнений, заданий.

3

2. Обзор литературы.

Чем проще игрушка, тем больше с ней можно сделать. Ну, представьте сами — допустим, школьный класс для Барби или кукольный домик — это красивые, сложные игрушки, но играть с ними можно только в одну игру.

Методика Вячеслава Витальевича Воскобовича — это особый метод развития ребёнка с использованием многофункциональных развивающих игрушек с использованием сюжетов из увлекательных сказок.

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Вспоминается свое детство в песочнице, как мы своими руками возводили целые крепости и города, устраивали рыцарские турниры, соревнования, играли в казаков-разбойников. Простые игрушки требуют большой отдачи , и поэтому они так привлекательны с точки зрения раннего развития.

Вячеслав Воскобович был обычным инженером-физиком. Во время перестройки он пытался купить для своих детей хорошие развивающие игрушки, но все его попытки их найти не увенчались успехом. Все игрушки казались ему устаревшими и не соответствующими идеям альтернативной педагогики. В конце концов, он сконструировал их сам. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. По методике Воскобовича, которую сам он назвал «технологией», ребёнок с помощью игр попадает в развивающую среду, названную «Фиолетовый лес». Пособия, используемые Воскобовичем вполне можно сделать дома самостоятельно. Самые известные из них — это «Геоконт», «Складушки»,

«Квадрат Воскобовича», «Цветовые часы», «Прозрачная цифра», «Планета умножения», «Математические корзинки» и серия «Чудо-головоломки».

Ещё одна очень популярная среди родителей и воспитателей детских садиков методика развивающих игр – методика Никитиных. Елена и Борис Никитины оба учителя. Разные простые в изготовлении, но очень увлекательные игры создавали тоже сначала для своих семерых детей .

4

Чудесная игра “Сложи квадрат» или «Квадрат Никитиных очень нравится не только детям, но и их родителям. С её помощью можно многому научить ребенка. Ребенок, занимаясь с этим пособием, начинает понимать, что даже из самых причудливых форм можно сложить обычный ровный квадрат. Он учится соотносить цвета, у него развивается пространственная ориентация. Кроме того, развивается сообразительность, восприятие целого. Игра развивает внимание, концентрацию, память, мышление. А еще является отличным способом качественного времяпрепровождения с ребенком. Эту игру можно очень легко сделать своими руками.






























5

3. Развивающие игры В. В. Воскобовича

3.1. Кораблик «Плюх-плюх»

Игрушка сделана в форме корабля с пятью мачтами, которые располагаются, возрастая по высоте. Возрастание обозначено цифрами от 1 до 5, расположенными в основании парусника. Мачты сделаны из деревянных реек. На них надеваются разноцветные паруса, пошитые из шероховатой ткани.

В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.

Яркая игрушка, созданная по авторской методике Вячеслава Воскобовича, настолько интересна и многофункциональна, что может заменить сразу несколько развивающих игр для ребенка 2–7 лет. Кораблик «Плюх-плюх» отличная замена обычной пирамидке.

Игра с корабликом развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических понятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

Как можно играть с корабликом?
- раскладываем флажки по группам по одному признаку - цвету;
- снимаем флажки с мачт и одеваем обратно;
- нанизываем флажки на шнурок;
Для детей постарше:
- определяем пространство (поверни флажки направо от себя, навстречу друг другу;

- найди средний флажок на самой высокой мачте, какой цвет у третьего флажка на самой низкой мачте и пр.)
- покажи все мачты выше среднего или найди мачту выше средней , но ниже самой высокой и т.д.
- обучение счету (сколько всего флажков на кораблике; распредели флажки так, чтобы на трех мачтах было 10 флажков; надень на две любые мачты флажков поровну и т.д.).

6

3. 2. ГЕОКОНТ.

Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур». Геоконт в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Конструктор представляет собой дощечку из фанеры. На игровом поле нанесена координатная сетка и закреплены 33 гвоздика из пластмассы разных цветов. На гвоздики, которые называются «серебряными», надевается разноцветная резинка – паутинка. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Задания различаются в зависимости от возраста детей. Малыши могут выдумывать свою геометрическую фигуру. Так же строить фигурки по примеру родителя или воспитателя. Дошкольники постарше отображают схемы-образцы или словесные модели взрослого. А Школьники составляют настоящие геометрические городки. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности. Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.

Координатная сетка построена опираясь законам оптики. По центру крепится черный гвоздик, остальные же располагаются цветовыми группами, кроме белых гвоздиков сверху. Лучик белого цвета, попадая на центральный черный гвоздик, распадается на 7 цветов радуги. Это свойство помогает не только познакомить детей с основными цветами, но и упрощает знакомство детей с координатной системой. Лучи имеют буквенное обозначение в соответствии с цветом, где "Б" - белый, "К" - красный, "О" - оранжевый, "З" - зеленый, "Г" - голубой, "С" - синий, "Ф" – фиолетовый. Гвоздики в лучах также пронумерованы от 1 до 4. С помощью этого, поиск необходимого гвоздика происходит по его обозначению, например Б1, З4, Г2. 

Конструктор «Геоконт» принесет огромную пользу для развития ребенка любого возраста.

7

3. 3. Квадрат Воскобовича.

Эта игра будет интересна не только детям разных возрастов, но и играющим с ними взрослым. Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Между треугольниками, составляющими квадрат, есть пространство шириной 0,5 – 1 см. Стандартные размеры треугольников 4,5*4,5*6 см. В качестве основы игрушки выбирают хорошо гнущийся материал, чаще всего это ткань. Стандартный размер основы квадрата от 14 до 15 см.

Плоскости каждого треугольника окрашены в контрастные цвета. К примеру, с одной стороны все треугольники, составляющие квадрат, красного цвета, а если мы развернем квадрат, то увидим, что они зеленые.

Количество цветов, представленных в квадрате, зависит от возраста ребенка, который им будет играть. Можно встретить двухцветный и четырехцветный квадраты. Двухцветный предназначен для детей возрастом от 2 до 5 лет, со схемами сложения четырехцветного квадрата сможет справиться ребенок от 3 до 8 лет и старше. Часто для четырехцветного квадрата применяются красный и синий цвет треугольников с одной стороны, желтый и зеленый цвет с другой стороны.

Играя с ним, ребенок будет:

  • учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур;

  • ориентироваться в размерах – большой, средний, маленький;

  • формировать первые представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании;

  • уметь пользоваться предложенными схемами или придумывать свои для конструирования плоскостных и объемных фигур;

  • запоминать цвета;

  • развивать внимательность, мыслительные процессы, логику, память;

  • развивать фантазию, творческие данные, креативность;

  • мелкую моторику

8

Для игр с волшебным квадратом Воскобовича вы можете воспользоваться книжкой «Квадратные забавы», которая предлагает сказочную историю с 18 цветными схемами сложения. Сказка «Тайна ворона Метра» с её главными героями мамой Трапецией, папой Прямоугольником, малышом Квадратом, дедушкой Четырехугольником и другими персонажами увлечёт малыша в мир приключений. Он с радостью согласится помогать преодолевать трудности, стоящие на пути героев.

Можно включить воображение и пофантазировать вместе с малышом. Придумайте собственную сказку и свои схемы. Можно создать свою книгу, в которой будут записаны ваши сказочные истории и нарисованы картинки, придуманные вместе с ребёнком, по которым он сможет воссоздать фигуры снова. Такая игра для него будет еще интереснее.

Можете предложить сосчитать, сколько задуманных фигур есть в квадрате. Считать в этом случае надо и составные фигуры тоже. Вы можете посчитать треугольники, квадраты, прямоугольники…

Поиграйте в игру «Угадай, что получилось». Для этого сложите какую-либо фигуру и попросите малыша отгадать, что получилось. Если ребенок уже умеет самостоятельно складывать фигуры, то поменяйтесь ролями. Теперь он для вас сложит фигуру, а вы отгадывайте.















9

4. «Сложи квадрат» или квадраты Никитиных.


В основе этой развивающей игры лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Как изготовить пособие.

Из плотного картона вырезаем квадраты со сторонами 10 х 10 см. Обклеиваем их цветной бумагой, стараясь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине отмечаем цифрами с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, делаем это раньше, чем начнем  резать фигуры. Один квадрат оставляем целым для образца. Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

С помощью этого комплекта можно многому научить малышей. Ребенок, занимаясь с этим пособием, начинает понимать, что даже из самых причудливых форм можно сложить обычный ровный квадрат. Он учится соотносить цвета, у него развивается пространственная ориентация. Кроме того, развивается сообразительность, восприятие целого. Игра развивает внимание, концентрацию, память, мышление. Первый черный квадратик — это образец. Его стоит оставить целым. Вот и все! Игра готова! Как играть? Сортировать по цветам все кусочки. Разложить их на 24 кучки. Сортировать по форме или по номерам. Сложить из кусочков каждой кучки квадрат, как на образце. Квадраты расположены в порядке возрастания сложности. Сначала квадраты состоят из 2 частей. Затем из 3, потом из 4 и 5. Начинайте с самых простых заданий. Не подсказывайте ребенку, он должен самостоятельно решать эти задания. Сложить квадрат по образцу. Сложить квадрат без образца. Делать дорожки для машин из фигурок (теплых тонов, холодных тонов; только из треугольников; и т. п.) Поиграть в “Волшебный мешочек”, сложив в мешок фигурки, а детям дав задание на ощупь узнать, что это за фигура. Складывать квадратики на время (если ребенок уже справляется со всеми)

Играя, ребенок не только знакомится с формой предмета и цветом, но учится понимать, что целое состоит из частей. «Сложи квадрат» развивает у детей творческие способности, воображение, логическое мышление, сообразительность, знакомит с начальными математическими задачами.

В этой игре существует несколько уровней сложностей:

1-ый уровень – количество составных частей квадрата 2-3.

10

2-ой уровень - количество составных частей квадрата 3-5

3-ий уровень - количество составных частей квадрата 4-7

Ребенок осваивает уровни постепенно. Никитин рекомендует последний уровень для детей 6-7 лет. Таким образом играть можно с 7-8 месяцев и весь дошкольный период.

Игру можно использовать, как геометрический конструктор. Пусть ребенок найдет одинаковые фигуры по форме, по цвету, по размеру, покажет фигуры с тремя углами, четырехугольники, квадраты. Расскажите и покажите сначала Вы, а потом малыш – острый, прямой, тупой угол. Сравните стороны у фигур, какая длиннее, какая короче. Найдите фигуры, у которых совпадает хотя бы одна сторона.

Вот возможный вариант игры.
1. Покажите малышу неразрезанный образец Карточки №. Дайте части К№2 и пусть сложит целый квадрат. Позже дайте сразу три квадрата К№2, К№3, К№4 – пусть малыш самостоятельно достает их из конверта, подбирает кусочки по цвету и складывает из них целое.
2. Когда будете видеть, что ребенок быстро справляется с предложенным заданием, увеличьте количество квадратов, прибавляя по 1-2 новых.
3. Смешайте все части квадратов К№2, К№3, К№4 в одном пакете. Пусть кроха рассортирует их по цвету, а потом сложит квадраты.
4. Малыши, которые умеют считать и знают цифры, могут разлаживать не только по цвету, но и в порядке номеров. Для этого задания необходимо смешивать от 5 до 15 квадратов, ориентируясь на уровень вашего ребенка.
5. Детям старше четырех лет можно предлагать играть со всеми 23 квадратами, сортировать их по цвету и номерам в порядке возрастания или убывания.
В игре «Сложи квадрат» квадраты разрезаны по прямым линиям, а можно разрезать по дуге или по кривой.















11



5. Заключение.

1.При изготовлении самодельных игр приобрели навыки работы с простейшими инструментами, научились оценивать результаты своей работы, учились связывать теорию с практикой, пользоваться инструментальными методами исследования. Кроме того, изготовление самодельных приборов побудило меня к самостоятельному получению знаний за счет более глубокого изучения дополнительной литературы.

2. Данный комплект развивающих игр мы планируем подарить детсаду деревни Казаково, где воспитываются братик Вани и сестрёнка Влада. Мы надеемся, что игры понравятся всем малышам садика. А воспитатели с удовольствием будут их применять на занятиях для всестороннего развития способности ребят. Инструкции по применению и сказки можно быстро найти в интернете или сочинять самим разные сюжеты.
































12

6. Литература.

1. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.

2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.

4. Интернет – ресурсы:

- https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3048557 © abyBlog.ru

- https://ihappymama.ru/igra-slozhi-kvadrat-nikitinyh-svoimi-rukami/

- https://www.smartytoys.ru/igrushki_365/

- http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie23.htm

- http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5911-razvivajushhie-igry-v-detskom-sadu.php

- http://www.maam.ru/detskijsad/razrabotka-pedagogicheskogo-soveta-igra-forma-organizaci-detskoi-zhizni.html





























13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!