Просмотр содержимого документа
«Развивающее обучение по Эльконину»
Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина Доклад на тему:
Теория развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина
Выполнила: студентка ФЕМКН группа БХ-17-1
Киселева Анна
Нижний Новгород
2019
Теория Развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В.Давыдова.
- Теория развивающего обучения- это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.
- Система Эльконина – Давыдова существует более 50 лет.
- Данная система закрепилась законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования.
- В 1996 г. Решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем. 1995-1996г система Эльконина - Давыдова была внедрена в начальные классы и признана государственной системой обучения.
- Созданная отечественными учёными теория вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов.
Авторы Системы
- Даниил Борисович Эльконин (1904-1984)
- Является учеником Льва Семеновича Выготского. Глубоко воспринял идеи научной школы в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах.
- Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, теория обучения детей чтению.
Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной
- Василий Васильевич Давыдов (1930-1998)- последователь Л.С.Выготского, ученик Д.Б.Эльконина и П.Я.Гальперина.
- Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
«Теория развивающего обучения разработанная нами,-писал В.В.Давыдов,- в русле основных идей научной школы Л.С.Выготского и одновременно развивает и конкретизирует сами эти идеи...В теории развивающего обучения понятие зоны ближайшего развития приобрело функцию общей реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение школьниками знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем»
История системы развития Эльконина- Давыдова.
- В 1959 году на базе школы№91 г. Москвы была открыта лаборатория Д. Б.Эльконина «Психология младшего школьника» Просуществовала 20 лет.
- В 1991 году образовательная система Эльконина -Давыдова вошла в массовую педагогическую практику.
- В 1994 году по инициативе В. В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила в себе идеи учителей, руководителей школ, специалистов и учёных развивающего обучения.
- В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина -Давыдова признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой развивающего обучения Л. В.Занкова.
- В 1998 году сотрудники лаборатории Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова получили Премию Президента РФ за вклад в развитие отечественного образования.
- В 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы№91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования.
- В 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого осуществляется переподготовка и повышение квалификации работников образования.
Цель развивающего обучения
- Цель развивающего обучения-формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относят искусство, нравственность, право, религия и политика.
- Развитие познавательных способностей, которое выступает как специально организуемый процесс обучения.
- Обучение в данной концепции понимается и как формирование личных качеств ученика : вырабатывается знание и понимание самого себя, умение контролировать процесс усвоения знаний, способных критически оценивать собственные и чужие действия, привычка искать доказательства, склонность к дискуссионным способам поиска ответов на любые вопросы, способность аргументировать своё мнение.
- Учитель направляет учебную мысль, а не объясняет.
- Пример. В первом классе дети сами открывают понятие орфограммы, когда перед ними стоит выбор букв. У ребенка должно появиться «орфографическое сомнение», в основе которого лежит умение разделять известные и неизвестные орфограммы, то можно обеспечить безошибочное письмо задолго до знания всех орфографических правил.
Принципы обучения
- 1Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
- 2.Принцип опережающего обучения(Обучение есть источник развития).
- 3. Предметом усвоения являются общие способы действия- способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем этот способ относят только к частным случаям.
- 4. Работа учащихся строится на поиске средств по решению задачи.
- 5. Суждения ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Особенности организации урока
- В системе Эльконина -Давыдова урок-урок понятие вневременное, он может занимать от 10 до 40 минут.
- Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся.
- «Актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач»(А.Б.Воронцев)
Изучаемые предметы
- Обучение грамоте-5 ч
- Письмо-4 ч
- Русский язык-5 ч
- Иностранный язык-2 ч
- Математика-4 ч
- Окружающий мир-2 ч
- Музыка-1 ч
- Изобразительное искусство-1 ч
- Трудовое обучение-2 ч
- Физическая культура-2 ч
Типология уроков
- 1. Урок постановки учебной задачи.
- 2. Урок решения учебной задачи.
- 3.Урок моделирования и преобразования модели.
- 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- 5.Урок контроля и оценки.
Структура урока
- 1. «Ситуация успеха»(рефлексия способа)
- 2. Постановка учебной задачи
- Столкновение знания с незнанием
- Выявление проблемы
- Выдвижение гипотез, идей
- Выбор проверка гипотез
- Подведение итога(формулируют дети)
- 3. Моделирование
- 4. Преобразование модели(решение частных задач по применению «открытия»
- 5. Контроль(само- взаимо-)
УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:
- - Обучение грамоте и чтению (2 линии).
- Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А.
- Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.
- - Русский язык (2 линии).
- Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
- Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- - Литературное чтение (2 линии).
- Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.
- Автор Матвеева Е.И.
- - Математика (2 линии).
- Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
- Автор Александрова Э.И.
- - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Достоинства
- 1. Включены в развивающее обучение групповые и дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
- 2. Задания не даются в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются в ходе учебной дискуссии, тем самым развивая мышление обучающегося.
- 3. Отметок детям в начальной школе не ставят. Это создаёт атмосферу психологического контроля.
- 4. Домашние задания сведены к минимуму. Нет зрительной нагрузки, дети имеют больше времени на посещение дополнительных секций, кружков.
- 5. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.
- 6.Развитие мышления ребенка; развитие восприятия, воображения и памяти; формирования мотивационной сферы, развитие эмоционально-нравственной сферы.
Недостатки
- Не получают продолжения на более высоких ступенях развития учащегося.
- Мало квалифицированных кадров, которые могут обучать детей по данной программе.
- Мало учебных заведений, где можно пройти курсы повышения квалификации или получить дополнительной образование по этому виду обучения.
- Из-за отсутствия оценок родителю сложно контролировать знания ребенка. Понять, что подтянуть, на что обратить внимание, практически невозможно.
- -Человека непосвященного учебники этой программы приводят в ступор: они заполнены схемами, таблицами, шкалами. Родители, даже очень ответственные, зачастую не могут помочь детям, поскольку не понимают задание в виде схемы, а их в учебниках большинство.
- Д.Б. Эльконин разработал метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари. В Букваре первоклассника нет ни одного стихотворения. Все-таки мы привыкли к тому, что литература – это шедевры языка, беседы и сочинения.
Соотношение развивающего обучения и традиционного
Параметры
Традиционное
Цель
Развивающее
отношения
ЗУН
S→О
Развитие способностей
Методы
S ↔ S
объяснительно-иллюстративные
Формы
фронтальные
проблемные, творческие, эвристические
Деятельность
репродуктивная
групповые, коллективные
Функция учителя
информатор, хранитель норм
Позиция ученика
продуктивная
консультант, управленец
пассивная
Ведущий принцип
продавливание
активная
выращивание
Список используемой литературы:
- 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- 2. История развития системы Эльконина Д. Б для вас.
- 3. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
- 4. Калмина Н.И. Иду на урок, Омск: изд-во ООИПКРО, 2002
- 5.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998
Спасибо за внимание!