СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающее обучение по Эльконину

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развивающее обучение по Эльконину»

Нижегородский Государственный  Педагогический Университет  им. Козьмы Минина   Доклад на тему: Теория развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина Выполнила: студентка ФЕМКН группа БХ-17-1 Киселева Анна Нижний Новгород 2019

Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина Доклад на тему:

Теория развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина

Выполнила: студентка ФЕМКН группа БХ-17-1

Киселева Анна

Нижний Новгород

2019

Теория Развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В.Давыдова. Теория развивающего обучения- это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития. Система Эльконина – Давыдова существует более 50 лет. Данная система закрепилась законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования. В 1996 г. Решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем. 1995-1996г система Эльконина - Давыдова была внедрена в начальные классы и признана государственной системой обучения. Созданная отечественными учёными теория вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов.

Теория Развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В.Давыдова.

  • Теория развивающего обучения- это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.
  • Система Эльконина – Давыдова существует более 50 лет.
  • Данная система закрепилась законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования.
  • В 1996 г. Решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем. 1995-1996г система Эльконина - Давыдова была внедрена в начальные классы и признана государственной системой обучения.
  • Созданная отечественными учёными теория вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов.
Авторы Системы Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) Является учеником Льва Семеновича Выготского. Глубоко воспринял идеи научной школы в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах. Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, теория обучения детей чтению.

Авторы Системы

  • Даниил Борисович Эльконин (1904-1984)
  • Является учеником Льва Семеновича Выготского. Глубоко воспринял идеи научной школы в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах.
  • Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, теория обучения детей чтению.
Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной Василий Васильевич Давыдов (1930-1998)- последователь Л.С.Выготского, ученик Д.Б.Эльконина и П.Я.Гальперина. Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. «Теория развивающего обучения разработанная нами,-писал В.В.Давыдов,- в русле основных идей научной школы Л.С.Выготского и одновременно развивает и конкретизирует сами эти идеи...В теории развивающего обучения понятие зоны ближайшего развития приобрело функцию общей реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение школьниками знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем»

Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной

  • Василий Васильевич Давыдов (1930-1998)- последователь Л.С.Выготского, ученик Д.Б.Эльконина и П.Я.Гальперина.
  • Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.

«Теория развивающего обучения разработанная нами,-писал В.В.Давыдов,- в русле основных идей научной школы Л.С.Выготского и одновременно развивает и конкретизирует сами эти идеи...В теории развивающего обучения понятие зоны ближайшего развития приобрело функцию общей реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение школьниками знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем»

История системы развития Эльконина- Давыдова.

  • В 1959 году на базе школы№91 г. Москвы была открыта лаборатория Д. Б.Эльконина «Психология младшего школьника» Просуществовала 20 лет.
  • В 1991 году образовательная система Эльконина -Давыдова вошла в массовую педагогическую практику.
  • В 1994 году по инициативе В. В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила в себе идеи учителей, руководителей школ, специалистов и учёных развивающего обучения.
  • В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина -Давыдова признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой развивающего обучения Л. В.Занкова.
  • В 1998 году сотрудники лаборатории Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова получили Премию Президента РФ за вклад в развитие отечественного образования.
  • В 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы№91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования.
  • В 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого осуществляется переподготовка и повышение квалификации работников образования.

Цель развивающего обучения

  • Цель развивающего обучения-формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относят искусство, нравственность, право, религия и политика.
  • Развитие познавательных способностей, которое выступает как специально организуемый процесс обучения.
  • Обучение в данной концепции понимается и как формирование личных качеств ученика : вырабатывается знание и понимание самого себя, умение контролировать процесс усвоения знаний, способных критически оценивать собственные и чужие действия, привычка искать доказательства, склонность к дискуссионным способам поиска ответов на любые вопросы, способность аргументировать своё мнение.
  • Учитель направляет учебную мысль, а не объясняет.
  • Пример. В первом классе дети сами открывают понятие орфограммы, когда перед ними стоит выбор букв. У ребенка должно появиться «орфографическое сомнение», в основе которого лежит умение разделять известные и неизвестные орфограммы, то можно обеспечить безошибочное письмо задолго до знания всех орфографических правил.
Принципы обучения 1Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения. 2.Принцип опережающего обучения(Обучение есть источник развития). 3. Предметом усвоения являются общие способы действия- способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем этот способ относят только к частным случаям. 4. Работа учащихся строится на поиске средств по решению задачи. 5. Суждения ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Принципы обучения

  • 1Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
  • 2.Принцип опережающего обучения(Обучение есть источник развития).
  • 3. Предметом усвоения являются общие способы действия- способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем этот способ относят только к частным случаям.
  • 4. Работа учащихся строится на поиске средств по решению задачи.
  • 5. Суждения ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Особенности организации урока В системе Эльконина -Давыдова урок-урок понятие вневременное, он может занимать от 10 до 40 минут. Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся. «Актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач»(А.Б.Воронцев)

Особенности организации урока

  • В системе Эльконина -Давыдова урок-урок понятие вневременное, он может занимать от 10 до 40 минут.
  • Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся.
  • «Актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач»(А.Б.Воронцев)
Изучаемые предметы Обучение грамоте-5 ч Письмо-4 ч Русский язык-5 ч Иностранный язык-2 ч Математика-4 ч Окружающий мир-2 ч Музыка-1 ч Изобразительное искусство-1 ч Трудовое обучение-2 ч Физическая культура-2 ч

Изучаемые предметы

  • Обучение грамоте-5 ч
  • Письмо-4 ч
  • Русский язык-5 ч
  • Иностранный язык-2 ч
  • Математика-4 ч
  • Окружающий мир-2 ч
  • Музыка-1 ч
  • Изобразительное искусство-1 ч
  • Трудовое обучение-2 ч
  • Физическая культура-2 ч
Типология уроков 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3.Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5.Урок контроля и оценки.

Типология уроков

  • 1. Урок постановки учебной задачи.
  • 2. Урок решения учебной задачи.
  • 3.Урок моделирования и преобразования модели.
  • 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  • 5.Урок контроля и оценки.
Структура урока 1. «Ситуация успеха»(рефлексия способа) 2. Постановка учебной задачи Столкновение знания с незнанием Выявление проблемы Выдвижение гипотез, идей Выбор проверка гипотез Подведение итога(формулируют дети) 3. Моделирование 4. Преобразование модели(решение частных задач по применению «открытия» 5. Контроль(само- взаимо-)

Структура урока

  • 1. «Ситуация успеха»(рефлексия способа)
  • 2. Постановка учебной задачи
  • Столкновение знания с незнанием
  • Выявление проблемы
  • Выдвижение гипотез, идей
  • Выбор проверка гипотез
  • Подведение итога(формулируют дети)
  • 3. Моделирование
  • 4. Преобразование модели(решение частных задач по применению «открытия»
  • 5. Контроль(само- взаимо-)
УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:   - Обучение грамоте и чтению (2 линии). Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А. Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А. - Русский язык (2 линии). Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. - Литературное чтение (2 линии). Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Автор Матвеева Е.И. - Математика (2 линии). Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева. Автор Александрова Э.И. - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:

  • - Обучение грамоте и чтению (2 линии).
  • Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А.
  • Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.
  • - Русский язык (2 линии).
  • Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
  • Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
  • - Литературное чтение (2 линии).
  • Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.
  • Автор Матвеева Е.И.
  • - Математика (2 линии).
  • Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
  • Автор Александрова Э.И.
  • - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Достоинства 1. Включены в развивающее обучение групповые и дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. 2. Задания не даются в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются в ходе учебной дискуссии, тем самым развивая мышление обучающегося. 3. Отметок детям в начальной школе не ставят. Это создаёт атмосферу психологического контроля. 4. Домашние задания сведены к минимуму. Нет зрительной нагрузки, дети имеют больше времени на посещение дополнительных секций, кружков. 5. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. 6.Развитие мышления ребенка; развитие восприятия, воображения и памяти; формирования мотивационной сферы, развитие эмоционально-нравственной сферы.

Достоинства

  • 1. Включены в развивающее обучение групповые и дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
  • 2. Задания не даются в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются в ходе учебной дискуссии, тем самым развивая мышление обучающегося.
  • 3. Отметок детям в начальной школе не ставят. Это создаёт атмосферу психологического контроля.
  • 4. Домашние задания сведены к минимуму. Нет зрительной нагрузки, дети имеют больше времени на посещение дополнительных секций, кружков.
  • 5. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.
  • 6.Развитие мышления ребенка; развитие восприятия, воображения и памяти; формирования мотивационной сферы, развитие эмоционально-нравственной сферы.
Недостатки Не получают продолжения на более высоких ступенях развития учащегося. Мало квалифицированных кадров, которые могут обучать детей по данной программе. Мало учебных заведений, где можно пройти курсы повышения квалификации или получить дополнительной образование по этому виду обучения.  Из-за отсутствия оценок родителю сложно контролировать знания ребенка. Понять, что подтянуть, на что обратить внимание, практически невозможно. -Человека непосвященного учебники этой программы приводят в ступор: они заполнены схемами, таблицами, шкалами. Родители, даже очень ответственные, зачастую не могут помочь детям, поскольку не понимают задание в виде схемы, а их в учебниках большинство.  Д.Б. Эльконин разработал метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари. В Букваре первоклассника нет ни одного стихотворения. Все-таки мы привыкли к тому, что литература – это шедевры языка, беседы и сочинения.

Недостатки

  • Не получают продолжения на более высоких ступенях развития учащегося.
  • Мало квалифицированных кадров, которые могут обучать детей по данной программе.
  • Мало учебных заведений, где можно пройти курсы повышения квалификации или получить дополнительной образование по этому виду обучения.
  • Из-за отсутствия оценок родителю сложно контролировать знания ребенка. Понять, что подтянуть, на что обратить внимание, практически невозможно.
  • -Человека непосвященного учебники этой программы приводят в ступор: они заполнены схемами, таблицами, шкалами. Родители, даже очень ответственные, зачастую не могут помочь детям, поскольку не понимают задание в виде схемы, а их в учебниках большинство.
  • Д.Б. Эльконин разработал метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари. В Букваре первоклассника нет ни одного стихотворения. Все-таки мы привыкли к тому, что литература – это шедевры языка, беседы и сочинения.
Соотношение развивающего обучения и традиционного Параметры Традиционное Цель Развивающее отношения ЗУН S→О Развитие способностей Методы S ↔ S объяснительно-иллюстративные Формы фронтальные проблемные, творческие, эвристические Деятельность репродуктивная групповые,  коллективные Функция учителя информатор, хранитель норм Позиция ученика продуктивная консультант, управленец пассивная Ведущий принцип продавливание активная выращивание

Соотношение развивающего обучения и традиционного

Параметры

Традиционное

Цель

Развивающее

отношения

ЗУН

S→О

Развитие способностей

Методы

S ↔ S

объяснительно-иллюстративные

Формы

фронтальные

проблемные, творческие, эвристические

Деятельность

репродуктивная

групповые,  коллективные

Функция учителя

информатор, хранитель норм

Позиция ученика

продуктивная

консультант, управленец

пассивная

Ведущий принцип

продавливание

активная

выращивание

Список используемой литературы: 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 2. История развития системы Эльконина Д. Б для вас. 3. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. 4. Калмина Н.И. Иду на урок, Омск: изд-во ООИПКРО, 2002 5.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998

Список используемой литературы:

  • 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  • 2. История развития системы Эльконина Д. Б для вас.
  • 3. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
  • 4. Калмина Н.И. Иду на урок, Омск: изд-во ООИПКРО, 2002
  • 5.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!