Развивающее обучение и проблемные ситуации на уроке – путь к развитию учебной мотивации. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте четко определены изменения в подходах к обучению, необходимые для формирования нового человека. XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения базовых учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». На современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС ОВЗ: цель образования – развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности. Ведущим понятием для системы развивающего обучения является понятие «целостность». Предметное содержание отбирается и структурируется на основе метода дедукции – от общего к частному. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических, теоретических и практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях) Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа – осознания принципа учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний мне не хватает?». Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, формируется рефлексия, включается мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются разные меры помощи: от намекающей, ориентировочной (направляющая помощь) до прямой (обучающая помощь). Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому. Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (степень трудности самостоятельно решаемых задач) и уровнем потенциального развития (чего ученик может достигнуть). Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития. В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода. Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми. самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Данная технология основывается на дидактическом принципе развивающего обучения системы Занкова – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Поисковая деятельность заставляет младшего школьника анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. Основная идея исследовательского метода – использование научного подхода к решению поставленной задачи. Ученик учится самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. При этом он действует в соответствии с особенностями своего развития. В четвёртом классе на уроке развития устной речи на основе ознакомления с окружающей действительностью мы создаём творческий проект «СТИХИИ ПРИРОДЫ» С первого класса я провожу игру «4 стихии» в начале урока для развития внимания. Поэтому беседу начинаю с вопросов: 1. Вспомните, какие стихии природы вы знаете? 2. Какую пользу они приносят человеку? 3. Могут ли стихии природы нанести вред человеку? Задание 1. Поделите тетрадную страницу на 4 части. 2. В каждой части нарисуйте придуманный вами образ стихии природы. 3. Подумайте, какой цвет, форма, символы вы будете использовать в работе. 4. Ответьте на вопрос, какая стихия вам больше нравится и почему? 5. Подготовьте дома дополнительный материал о стихиях природы (стихи, загадки, поговорки, сказки, интересные факты и др.) 6. Представьте результат работы товарищам. Задание. Опишите жизнь четырех стихий в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки. Технология проблемного обучения - наиболее ярко проявляется в системе развивающего обучения Занкова. Данная технология основана на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют организации самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Создание проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности», постановка учебной задачи и т.д. методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться. Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока – при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением". Организация проблемных диалогов оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка. Например: Математика, 4 класс. Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. Урок ручного труда по теме «Составление композиции из геометрических фигур. Домик.» К нам на урок пришли животные. Посмотрите, какие это животные: Ребята, давайте приклеим животных на лист бумаги. Будьте внимательны, клеим туда, где нарисован крестик. Посмотрите, на улице зима, животным холодно, им негде жить, чем мы можем им помочь? Что нам нужно построить? Верно! Мы можем построить им дом. Но сначала нам нужно научиться строить дом. Зачем нам нужны дома? Какие бывают дома? Из чего строят дома? Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. На уроке математики по теме: «Метр». Я прошу двух учеников измерить длину нашего класса шагами. У одного получается 16 шагов, а у другого 14. Проблема: почему получились разные ответы? Кто из учеников прав? Значит, нужна какая – то единица измерения длины, чтобы мы получили один правильный ответ. Задачи с несформулированным вопросом. Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи. Задачи с недостающими данными. Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа? Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? (Каково расстояние между пунктами?) Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано? Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов. Литература Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб.пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с. Федеральные государственные образовательные стандарты. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994 Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. -- М.: Педагогика, 1977. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986 Интернет-ресурсы: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42549/ http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00027688_0.htm - теоретически обоснована актуальность ПО в начальной школе и практически подтверждена эффективность его применения http://kupinos.narod.ru/APO5.htm - опыт учителя по применению технологии проблемного обучения на практике, позволяющий формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1324/ - технология проблемно-диалогического обучения, включающая организацию двух видов диалогов - побуждающего и подводящего http://pedsovet.su/load/240-1-0-5184 - реализация проблемного обучения на уроках математики в нач. школе. Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок с включением морально-этической проблемы. http://festival.1september.ru/articles/416944/ - технология РО Эльконина-Давыдова http://www.trizminsk.org/e/23302.htm - программа ТРИЗ http://lyceum-6.edusite.ru/p120aa1.html - система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова http://www.openclass.ru/stories/104004 - моделирование на уроках русского языка http://www.alted.ru/oo1406/doc/konspekt/kaptelova_2.doc - урок постановки и решения учебной задачи |