СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ознакомлению с профессиями (опыт работы ДОУ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ознакомлению с профессиями (опыт работы ДОУ)»

















Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

Внедряя различные формы работы с воспитанниками педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» используют дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая)

  • Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

  • Подвижная

  • Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Игровая деятельность дошкольников по ознакомлению с трудом взрослых, может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.

При наполнении развивающей предметно-пространственной среды в группах и на прогулочных участках педагоги нашего ДОУ ориентировались на педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. Согласно пункту 3.3. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, педагогами МБДОУ «Детский сад «Снежинка» была создана предметно-развивающая среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволяет педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.  В нашем ДОУ созданы такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий.

Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в МБДОУ «Детский сад «Снежинка» в группах оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета.

  • «Центр профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий Тюльганского района, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.

  • Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка

  • Цент «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.

  • Центр «Фермерское хозяйство» Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в Тюльганском районе.

  • Центр «Машиностроение» представлен игровыми центрами в группе, макетами, папками «Lapbook», конструкторами разного вида.

  • Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных является сьёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.

  • Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.

  • Центр «Служба уборки». Основная цель центра – воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов.

Созданные условия позволяют в дальнейшем проводить интересные экскурсии (в медицинский кабинет; прачечную, в библиотеку, в школу; на почту), квэст-игры, игры-путешествия и пр. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, педагоги нашего ДОУ воспроизводят их выразительно и привлекательно, дают возможность детям задать вопросы.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной развивающей предметно-пространственной среды.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Детский сад «Снежинка» в целях ранней профориентации подразумевает:

  • Материалы для дидактических, сюжетно-ролевых игр. Приложение 1.

  • Подбор демонстрационного материала - «Профессии» Приложение 2.

  • Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями

  • Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»

  • Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

  • Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

  • Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, в том числе с использованием ИКТ-технологий.

  • Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

  • Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

  • Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

  • Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

Неоценимую помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которые активно вовлечены в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Перечень материалов оснащения профориентационной развивающей предметно-пространственной среды



Приложение 1.

Перечень игрового материала и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр в МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

  • Тематические строительные наборы

  • Конструктор.

  • Куклы крупные и средние

  • Кукольные коляски, соразмерные куклам.

  • Комплект постельных принадлежностей для кукол.

  • Кукольные стол, стул, кровать, диванчик, кухонный шкафчик и плита.

  • Набор посуды.

  • Набор продуктов (объёмные муляжи).

  • Весы. Касса.

  • Сумки, корзины, рюкзачки.

  • Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

  • Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель). Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расческа, фен).

  • Гараж.

  • Светофор

  • Грузовые машины. Спецмашины.

  • Полицейский набор.

  • Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолет)

  • Штурвал на подставке. Руль автомобильный.

  • Бинокль (подзорная труба).

  • Машины общественного транспорта.

  • Машины – строительная техника.

  • Каска строительная.

  • Набор инструментов.

  • Домашние и дикие животные и птицы.

  • Телефон.

  • Набор бытовой техники.

  • Набор музыкальных инструментов.



Приложение 2


Аннотированный список демонстрационного материала для ознакомления детей с профессиями


  • Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях.

Издательство: Детство-Пресс, 2009 г. В комплект входят 9 демонстрационных картин, изображающих представительниц типично женских профессий («профессий мам»). Иллюстрации выполнены на картонных вкладках.


  • Нищева Н.В. Все работы хороши.

Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

В пособии представлены 8 сюжетных демонстрационных картин, изображающих труд представителей разных профессий, дидактическая игра и методические рекомендации по обучению дошкольников старших возрастных групп рассказыванию по картине.


  • Строительство: специальности, техника, материалы. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.

Издательство: Весна-Дизайн, 2008 г.

В комплект входят 18 демонстрационных картин, изображающих строительную технику, строительные инструменты и материалы. Комплект предназначен для формирования у детей первоначальных представлений о процессе строительства жилья и промышленных зданий.


  • Профессии, спорт. Демонстрационный материал для дошкольных учреждений и начальной школы. Издательство: ТЦ Сфера, 2012 г

Пособие содержит 40 рисунков с изображением представителей разных профессий и спортсменов.

Перечень иллюстраций: 1. Агроном. 2. Аптекарь. 3. Балерина. 4. Строитель. 5. Ветеринар. 6. Воспитатель. 7. Водитель. 8. Геолог. 9. Бадминтонист. 10. Баскетболист. 11. Велосипедист. 12. Волейболист. 13. Пловец. 14. Теннисист. 15. Фигурист. 16. Футболист. 17. Косарь. 18. Повар. 19. Врач. 20. Лесничий. 21. Лѐтчик. 22. Маляр. 23. Машинист. 24. Милиционер. 25. Учитель. 26. Пекарь. 27. Парикмахер. 28. Пианист. 29. Проводник. 30. Программист. 31. Продавец. 32. Садовник. 33. Скрипач. 34. Скульптор. 35. Слесарь. 36. Певец. 37. Столяр. 38. Стюардесса. 39. Плотник. 40. Токарь.

  • Шипунова В.А. Профессии. Беседы с ребенком. Комплект карточек.

Издательство: Издательский дом «Карапуз», 2012 г.

Комплект содержит 24 картонные карточки размером 22,7x16,6 см. Комплект карточек поможет знакомить детей с трудом взрослых; расширить и уточнить представления о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; дать представление о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; формировать системные знания детей о преобразовании человеком предмета труда в продукт (результат труда); развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях.



Перечень картин по теме «Труд человека»
  • Базылев Н. «Экскурсия на завод»

  • Белых А. «Мостостроители»

  • Дега Э. «Танцовщицы на репетиции»

  • Дельфтский Я. «Кружевница»

  • Жанков Г. «Следователь»

  • Жемерикин В. «Дорожники»

  • Заринь И. «Какая высота»

  • Кузнецов Н. «На винограднике»

  • Маковский В. «Дети в мастерской художника»

  • Мальцев М. «На вахте»

  • Пластов А. «Ужин трактористов»

  • Попова З. «Хороший улов»

  • Проказов Б. «Сенокос»

  • Рыбин П. «На молочной ферме»

  • Середин И. «Пограничник»

  • Харитоненко Е. «Электросварщица»

  • Цветков В. «Птицеферма»

  • Яблонский Т. «Хлеб»



















Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»
  • Малышам о профессиях. Аудио CD. Сборник стихов детской поэтессы Н. А. Кнушевицкой для детей от 3-х лет.



  • Стихи: 1. Профессии. 2. Учитель. 3. Врач. 4. Автоинспектор. 5. Архитектор. 6. Домохозяйка. 7. Водолаз. 8. Дирижер. 9. Астроном. 10. Кондуктор. 11. Космонавт. 12. Кинолог. 13. Библиотекарь. 14. Повар. 15. Писатель. 16. Парикмахер. 17. Банкир. 18. Продавец. 19. Регулировщик. 20. Программист. 21. Ветеринар. 22. Портной. 23. Сапожник. 24. Радист. 25. Геолог. 26. Лесничий. 27. Дворник. 28. Фармацевт. 29. Комбайнер. 30. Фотограф. 31. Лесоруб. 32. Строитель. 33. Шахтер. 34. Экскурсовод. 35. Шофер.

Стихи читают: Л. Чекмарева, Ю. Некрасова, С. Комарова, О. Тищенко.

  • Аудиоэнциклопедия на CD. Замечательные профессии. Для детей 4 - 7 лет.

  1. Вступительная песенка 1:29

  2. Путешествие начинается 3:09

  3. Комбайнер, тракторист 4:14

  4. На молочной ферме 3:18

  5. Педагог 2:47

  6. Врачебные специальности 4:26

  7. Пожарные. Юристы 3:47

  8. Профессии военных 3:12

  9. Транспортные профессии 4:14

  10. Авиаконструкторы 2:18

  11. Какая работа у лесника 3:11

  12. В кафе. Повар 4:19

  13. Строители. Архитектор 3:19

  14. Промышленность. Геологи 3:52

  15. Автоматическая линия 2:27 16.

  16. Программисты 1:54

  1. Творческие профессии 5:03

  2. Где работает дядя Кузя 4:24

  3. Учtные 2:47

  4. Вот мы и дома! 1:31

  5. До новых встреч! Заключительная песенка 1:10

Общее время звучания 66:52



Мультипликационные фильмы:

«Каменные музыканты»

«Молочный Нептун»

«Самый главный»

«Кем быть» (по стихотворению В. Маяковского).

«Каникулы Бонифация»

«Весёлая карусель» Выпуск №15. Сюжет «Всё для всех» (по стихотворению Ю. Тувима «Всё для всех»).

«Боб-строитель»

«Приключения Компаса и Будильника»

«Фиксики»

«Поликлиника кота Леопольда»

«Доктор Айболит и его звери»



Перечень стихотворений по теме «Профессии»

  • Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».

  • Маршак С.Я. «Мастер-ломастер», «Пожар». «Почта», «Цирк», «Как печатали вашу книгу»

  • Маяковский В. «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»

  • Михалков С. «Воздушные гимнасты», «В парикмахерской», «Дядя Степа-милиционер», «Жонглер», «Канатоходцы», «Фокусник», «Холодный сапожник».

  • Мориц Ю. «Билет на дачу», «В цирке. Художник»

  • Мошковская Э. «Капитан», «Клоун», «Кондитер», «Пассатижи», «Поэт», «Пускай они скучают», «Рубанок», «Я тоже буду шофером»

  • Олифирова Л. «Кем хотите стать вы, дети?»

  • Пожарова М. «Маляр», «Водитель», «Воспитатель»

  • Родари Дж. «Пожарный», «Человек на подъемном кране», «Шесть тысяч поездов», «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»

  • Собакин Т. «Будущая профессия»

  • Усачев А. «Поливальная машина»

  • Чуковский К. «Айболит»

  • Чертков С. «Ветеринар», «Конструктор», «Летчик», «Моряк», «Музыкант», «Парикмахер», «Повар», «Пограничник», «Столяр», «Фокусник», «Художник»

Дидактические игры по теме «Профессии»
  • Деревянная головоломка «Профессии» для детей от 2-х лет.

  • Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.

  • Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.

  • Развивающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.

  • Обучающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.

  • Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.

  • Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.

  • Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.

  • Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.

  • Настольная игра «Все профессии важны» для детей от 4-х лет.

  • Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет.



Печатная продукция по теме «Профессии»

  • Манакова М. Моя первая книга о профессиях. – Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007. – 16 с.

  • Каспарова Ю. В. О профессиях. Полезная книжка. – Белгрод: Ранок, 2008. – 16 с.

  • Школа семи гномов 3+. Какие бывают профессии. Автор: Д. Денисова. Производитель: Мозаика-Синтез.

  • Первые раскраски. Профессии. Для детей от 2-х лет. Художник: Жиренкина А., Холчев С. Производитель: Карапуз.

  • Первые раскраски. Профессии. Для детей от 2-х лет. Художник: Лыкова И. Производитель: Карапуз.

  • Профессии. Развивающая книга – раскраска для детей от 5-ти лет. Художник: Сребреник Д. Производитель: Раскраски.

  • Профессии. Изучаем и раскрашиваем. Раскраска с кроссвордами для детей от 5-ти лет. Художник: Аржевитин В., Тетерина Л. Производитель: Адонис.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!