Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Внедряя различные формы работы с воспитанниками педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» используют дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая)
Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)
Подвижная
Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).
Игровая деятельность дошкольников по ознакомлению с трудом взрослых, может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.
При наполнении развивающей предметно-пространственной среды в группах и на прогулочных участках педагоги нашего ДОУ ориентировались на педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. Согласно пункту 3.3. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
• быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, педагогами МБДОУ «Детский сад «Снежинка» была создана предметно-развивающая среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволяет педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. В нашем ДОУ созданы такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий.
Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в МБДОУ «Детский сад «Снежинка» в группах оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.
Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета.
«Центр профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий Тюльганского района, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.
Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка
Цент «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.
Центр «Фермерское хозяйство» Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в Тюльганском районе.
Центр «Машиностроение» представлен игровыми центрами в группе, макетами, папками «Lapbook», конструкторами разного вида.
Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных является сьёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.
Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.
Центр «Служба уборки». Основная цель центра – воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов.
Созданные условия позволяют в дальнейшем проводить интересные экскурсии (в медицинский кабинет; прачечную, в библиотеку, в школу; на почту), квэст-игры, игры-путешествия и пр. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, педагоги нашего ДОУ воспроизводят их выразительно и привлекательно, дают возможность детям задать вопросы.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной развивающей предметно-пространственной среды.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Детский сад «Снежинка» в целях ранней профориентации подразумевает:
Материалы для дидактических, сюжетно-ролевых игр. Приложение 1.
Подбор демонстрационного материала - «Профессии» Приложение 2.
Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями
Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»
Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, в том числе с использованием ИКТ-технологий.
Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
Неоценимую помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которые активно вовлечены в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Перечень материалов оснащения профориентационной развивающей предметно-пространственной среды
Приложение 1.
Перечень игрового материала и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр в МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Тематические строительные наборы
Конструктор.
Куклы крупные и средние
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные стол, стул, кровать, диванчик, кухонный шкафчик и плита.
Набор посуды.
Набор продуктов (объёмные муляжи).
Весы. Касса.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель). Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расческа, фен).
Гараж.
Светофор
Грузовые машины. Спецмашины.
Полицейский набор.
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолет)
Штурвал на подставке. Руль автомобильный.
Бинокль (подзорная труба).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.
Приложение 2
Аннотированный список демонстрационного материала для ознакомления детей с профессиями
Издательство: Детство-Пресс, 2009 г. В комплект входят 9 демонстрационных картин, изображающих представительниц типично женских профессий («профессий мам»). Иллюстрации выполнены на картонных вкладках.
Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
В пособии представлены 8 сюжетных демонстрационных картин, изображающих труд представителей разных профессий, дидактическая игра и методические рекомендации по обучению дошкольников старших возрастных групп рассказыванию по картине.
Издательство: Весна-Дизайн, 2008 г.
В комплект входят 18 демонстрационных картин, изображающих строительную технику, строительные инструменты и материалы. Комплект предназначен для формирования у детей первоначальных представлений о процессе строительства жилья и промышленных зданий.
Пособие содержит 40 рисунков с изображением представителей разных профессий и спортсменов.
Перечень иллюстраций: 1. Агроном. 2. Аптекарь. 3. Балерина. 4. Строитель. 5. Ветеринар. 6. Воспитатель. 7. Водитель. 8. Геолог. 9. Бадминтонист. 10. Баскетболист. 11. Велосипедист. 12. Волейболист. 13. Пловец. 14. Теннисист. 15. Фигурист. 16. Футболист. 17. Косарь. 18. Повар. 19. Врач. 20. Лесничий. 21. Лѐтчик. 22. Маляр. 23. Машинист. 24. Милиционер. 25. Учитель. 26. Пекарь. 27. Парикмахер. 28. Пианист. 29. Проводник. 30. Программист. 31. Продавец. 32. Садовник. 33. Скрипач. 34. Скульптор. 35. Слесарь. 36. Певец. 37. Столяр. 38. Стюардесса. 39. Плотник. 40. Токарь.
Издательство: Издательский дом «Карапуз», 2012 г.
Комплект содержит 24 картонные карточки размером 22,7x16,6 см. Комплект карточек поможет знакомить детей с трудом взрослых; расширить и уточнить представления о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; дать представление о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; формировать системные знания детей о преобразовании человеком предмета труда в продукт (результат труда); развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях.
Перечень картин по теме «Труд человека»
Базылев Н. «Экскурсия на завод»
Белых А. «Мостостроители»
Дега Э. «Танцовщицы на репетиции»
Дельфтский Я. «Кружевница»
Жанков Г. «Следователь»
Жемерикин В. «Дорожники»
Заринь И. «Какая высота»
Кузнецов Н. «На винограднике»
Маковский В. «Дети в мастерской художника»
Мальцев М. «На вахте»
Пластов А. «Ужин трактористов»
Попова З. «Хороший улов»
Проказов Б. «Сенокос»
Рыбин П. «На молочной ферме»
Середин И. «Пограничник»
Харитоненко Е. «Электросварщица»
Цветков В. «Птицеферма»
Яблонский Т. «Хлеб»
Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»
Стихи читают: Л. Чекмарева, Ю. Некрасова, С. Комарова, О. Тищенко.
Вступительная песенка 1:29
Путешествие начинается 3:09
Комбайнер, тракторист 4:14
На молочной ферме 3:18
Педагог 2:47
Врачебные специальности 4:26
Пожарные. Юристы 3:47
Профессии военных 3:12
Транспортные профессии 4:14
Авиаконструкторы 2:18
Какая работа у лесника 3:11
В кафе. Повар 4:19
Строители. Архитектор 3:19
Промышленность. Геологи 3:52
Автоматическая линия 2:27 16.
Программисты 1:54
Творческие профессии 5:03
Где работает дядя Кузя 4:24
Учtные 2:47
Вот мы и дома! 1:31
До новых встреч! Заключительная песенка 1:10
Общее время звучания 66:52
Мультипликационные фильмы:
«Каменные музыканты»
«Молочный Нептун»
«Самый главный»
«Кем быть» (по стихотворению В. Маяковского).
«Каникулы Бонифация»
«Весёлая карусель» Выпуск №15. Сюжет «Всё для всех» (по стихотворению Ю. Тувима «Всё для всех»).
«Боб-строитель»
«Приключения Компаса и Будильника»
«Фиксики»
«Поликлиника кота Леопольда»
«Доктор Айболит и его звери»
Перечень стихотворений по теме «Профессии»
Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
Маршак С.Я. «Мастер-ломастер», «Пожар». «Почта», «Цирк», «Как печатали вашу книгу»
Маяковский В. «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»
Михалков С. «Воздушные гимнасты», «В парикмахерской», «Дядя Степа-милиционер», «Жонглер», «Канатоходцы», «Фокусник», «Холодный сапожник».
Мориц Ю. «Билет на дачу», «В цирке. Художник»
Мошковская Э. «Капитан», «Клоун», «Кондитер», «Пассатижи», «Поэт», «Пускай они скучают», «Рубанок», «Я тоже буду шофером»
Олифирова Л. «Кем хотите стать вы, дети?»
Пожарова М. «Маляр», «Водитель», «Воспитатель»
Родари Дж. «Пожарный», «Человек на подъемном кране», «Шесть тысяч поездов», «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
Собакин Т. «Будущая профессия»
Усачев А. «Поливальная машина»
Чуковский К. «Айболит»
Чертков С. «Ветеринар», «Конструктор», «Летчик», «Моряк», «Музыкант», «Парикмахер», «Повар», «Пограничник», «Столяр», «Фокусник», «Художник»
Дидактические игры по теме «Профессии»
Деревянная головоломка «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны» для детей от 4-х лет.
Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет.
Печатная продукция по теме «Профессии»
Манакова М. Моя первая книга о профессиях. – Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007. – 16 с.
Каспарова Ю. В. О профессиях. Полезная книжка. – Белгрод: Ранок, 2008. – 16 с.
Школа семи гномов 3+. Какие бывают профессии. Автор: Д. Денисова. Производитель: Мозаика-Синтез.
Первые раскраски. Профессии. Для детей от 2-х лет. Художник: Жиренкина А., Холчев С. Производитель: Карапуз.
Первые раскраски. Профессии. Для детей от 2-х лет. Художник: Лыкова И. Производитель: Карапуз.
Профессии. Развивающая книга – раскраска для детей от 5-ти лет. Художник: Сребреник Д. Производитель: Раскраски.
Профессии. Изучаем и раскрашиваем. Раскраска с кроссвордами для детей от 5-ти лет. Художник: Аржевитин В., Тетерина Л. Производитель: Адонис.