Гусева Светлана Сергеевна
МБОУ школа № 13 с УИОП г.о. Жуковский, Московская область
Консультация для педагогов.
"Развивающая беседа с родителями как способ профилактики конфликтных ситуаций."
Конфликт «педагог-родитель» предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обусловливает поведение учителя как обвинительной стороны. И такое положение вещей раньше устраивало как педагогов, так и родителей воспитанников. Однако в настоящее время родители, имея определенные знания и опыт в области психологии, пытаются не допускать на себя давление со стороны работников образовательного учреждения. Помимо этого, назидательное поведение педагога очень часто вызывает негативную реакцию, выражающеюся порой в агрессивной вспышке даже у самого миролюбивого родителя. Именно для того, чтобы избежать усугубления и масштабного развития конфликтной ситуации, следует применять в своей практике линию партнерского взаимодействия «на равных», при этом осознавая ее сущность. Именно сотрудничество педагога и родителя является тактикой, которая позволяет учитывать интересы обеих сторон.
Можно отметить некоторые типичные ошибки поведения педагогов в общении с родителями:
неумение на практике реализовывать конструктивные техники общения;
жесткие ожидания по отношению к родителям;
оценивание личности родителей;
директивная позиция по отношению к родителям;
суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);
агрессивность, напористость;
равнодушие, унылость.
Развивающая беседа - доступная и распространенная форма установления персонального, долгосрочного и системного контакта между педагогом и родителем. Развивающая беседа - это возможность для родителей и педагогов
прояснить и согласовать свои цели, ценности и смыслы. Сформулировать ожидаемые результаты для ребенка и результаты своего сотрудничества;
вместе найти наилучшие решения по достижению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Для того чтобы процесс слушания был более действенным, педагогу можно использовать следующие рекомендации:
Не перебивать собеседника.
Не переводить обсуждение на другую тему.
Не позволять себе отвлекаться.
Не задавать лишних вопросов.
Не пререкаться с собеседником.
Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме).
Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
Однако, как показывает практика, довольно часто общение затрудняется как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.
Одной из существенных личностных характеристик, которая способна поддержать педагога при общении с родителями в конфликтных ситуациях, считается ассертивность, под которой понимается черта личности, характеризующаяся позитивным социальным поведением, которое позволяет защищать свои права и достигать поставленной цели.
Ассертивный человек имеет следующие черты:
умеет сказать «нет» тогда, когда это необходимо;
умеет открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;
умеет хвалить и делать комплименты;
умеет принимать комплименты и критику;
умеет вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;
умеет за себя постоять.
Повседневная жизнь предполагает от каждого человека ведение переговоров, которые выступают в качестве основного средства получения от других людей того, чего он хочет. Профессия же педагога предполагает умение вести переговоры с родителями его подопечных. И очень часто успех проведения таких переговоров предопределяет успех решения проблемы ребенка.
Собственно переговоры начинаются в тот момент, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Для достижения успеха в переговорах нужно придерживаться следующих правил:
позволяйте родителю говорить;
задавайте вопросы;
используйте принцип наглядности;
сообщайте информацию;
активизируйте родителя, вырабатывайте совместные решения.
Для пробуждения активности в наших родителях, рекомендуется задавать им открытые вопросы, так как нашей задачей является не предоставить им готовое разрешение проблемы, а дать возможность участия в борьбе с возникшими трудностями. Для этого педагог должен владеть и приемами аргументации.
Напряженный характер в общении в системе «педагог-родитель» в достаточной степени зависит от эмоциональной и физической перегрузки обеих сторон. Случается, что мимолетно брошенная педагогом фраза в разговоре с родителями становится причиной возникновения конфликтной ситуации. Во избежание такого рода случаев педагогу и необходимо знать приемы эффективного ведения беседы.
Метод убеждения помогает эффективному взаимодействию в общении и сложных, конфликтных ситуациях. В переговорах с родителями педагогу помогут ряд рекомендаций:
При подготовке к разговору, желательно выписать аргументы. Наиболее сильные из них озвучить в начале и конце сообщения, самым сильным закончить аргументацию.
Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общению: «Нам с вами известно», «Для нас важно» и т. д.
Пользоваться приемом «Да – но...», чтобы ваши аргументы не вызывали возражений.
Не подменять аргументы своим мнением.
Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос: «Договорились?», «Хорошо?». Педагогу при вынужденном участии в споре надо придерживаться следующих рекомендаций :
не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения;
не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку;
не терять самообладания; бестактность, брань — признак слабости и отсутствия аргументов;
опираться на факты и логику;
быть лаконичным;
прогнозировать последствия своих слов;
не бояться критики в свой адрес, так как она помогает увидеть слабые места;
уметь признать свою ошибку;
избегать нечестных приемов в споре;
не попадаться на удочку комплиментов.
Разговор с родителями лучше вести в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции. Помимо этого, очень важно уметь учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен.