СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развивающая беседа с родителями как способ профилактики конфликтных ситуаций". Консультация для педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для педагогов. "Только вместе с родителями, общими усилиями,учителя могут дать дать детям большое человеческое счастье". В.А.Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«"Развивающая беседа с родителями как способ профилактики конфликтных ситуаций". Консультация для педагогов.»

Гусева Светлана Сергеевна

МБОУ школа № 13 с УИОП г.о. Жуковский, Московская область

Консультация для педагогов.

"Развивающая беседа с родителями как способ профилактики конфликтных ситуаций."

Конфликт «педагог-родитель» предполагает протекание его по типу «начальник-подчинен­ный», что и обусловливает поведение учителя как об­винительной стороны. И такое положение вещей раньше устраивало как педагогов, так и родителей воспитанников. Однако в настоящее время родители, имея оп­ределенные знания и опыт в области психологии, пытаются не допускать на себя давление со стороны работников образовательного учреждения. Помимо этого, назидательное поведение педагога очень часто вызывает негативную реакцию, выражающеюся порой в агрессивной вспышке даже у самого миролюбивого родителя. Именно для того, чтобы избежать усугубления и масштабного развития конфликтной ситуации, следует применять в своей практике линию партнерского взаимодействия «на равных», при этом осознавая ее сущность. Именно сотрудничество педагога и родителя является тактикой, которая позволяет учитывать интересы обеих сторон.

Можно отметить некоторые типичные ошибки поведения педагогов в общении с родителями:

  • неумение на практике реализовывать конструктивные техники общения;

  • жесткие ожидания по отношению к родителям;

  • оценивание личности родителей;

  • директивная позиция по отношению к родителям;

  • суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность пе­дагога в ответ на слова и действия родителей;

  • использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

  • приписывание родителям своих представлений и ожиданий (про­екция);

  • агрессивность, напористость;

  • равнодушие, унылость.

Развивающая беседа - доступная и распространенная форма установления персонального, долгосрочного и системного контакта между педагогом и родителем. Развивающая беседа - это возможность для родителей и педагогов


прояснить и согласовать свои цели, ценности и смыслы. Сформулировать ожидаемые результаты для ребенка и результаты своего сотрудничества;

вместе найти наилучшие решения по достижению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Для того чтобы процесс слушания был более действенным, педагогу можно использовать следующие рекомендации:

  • Не перебивать собеседника.

  • Не переводить обсуждение на другую тему.

  • Не позволять себе отвлекаться.

  • Не задавать лишних вопросов.

  • Не пререкаться с собеседником.

  • Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме).

  • Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.

Однако, как показывает практика, довольно часто общение затрудняется как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных страте­гий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.

Одной из существенных личностных характеристик, которая способна поддержать педагога при общении с родителями в конфликтных ситуациях, считается ассертивность, под которой понимается черта личности, характеризующаяся позитивным социальным поведением, которое позволяет защищать свои права и достигать поставленной цели.

Ассертивный человек имеет следующие черты:

  • умеет сказать «нет» тогда, когда это необходимо;

  • умеет открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;

  • умеет хвалить и делать комплименты;

  • умеет принимать комплименты и критику;

  • умеет вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;

  • умеет за себя постоять.

Повседневная жизнь предполагает от каждого человека ведение переговоров, которые выступают в качестве основного средства получения от других людей того, чего он хочет. Профессия же педагога предполагает умение вести переговоры с родителями его подопечных. И очень часто успех проведения таких перего­воров предопределяет успех решения проблемы ребенка.

Собственно переговоры начинаются в тот момент, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Для достиже­ния успеха в переговорах нужно придерживаться следующих пра­вил:

  • позволяйте родителю говорить;

  • задавайте вопросы;

  • используйте принцип наглядности;

  • сообщайте информацию;

  • активизируйте родителя, вырабатывайте совместные решения.

Для пробуждения активности в наших родителях, рекомендуется задавать им открытые вопросы, так как нашей задачей является не предоставить им гото­вое разрешение проблемы, а дать возможность участия в борьбе с возникшими трудностями. Для этого педагог должен владеть и приемами аргументации.

Напряженный характер в общении в системе «педагог-родитель» в достаточной степени зависит от эмоциональной и физической перегрузки обеих сторон. Случается, что мимолетно брошенная педагогом фраза в разговоре с родителями становится причиной возникновения конфликтной ситуации. Во избежание такого рода случаев педагогу и необходимо знать приемы эффективного ведения беседы.

Метод убеждения помогает эффективному взаимодействию в общении и сложных, конфликтных ситуациях. В переговорах с родителями педагогу помогут ряд рекомендаций:

  1. При подготовке к разговору, желательно выписать аргументы. Наиболее сильные из них озвучить в начале и конце сообщения, самым сильным закончить аргументацию.

  2. Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общению: «Нам с вами известно», «Для нас важно» и т. д.

  3. Пользоваться приемом «Да – но...», чтобы ваши аргументы не вызывали возражений.

  4. Не подменять аргументы своим мнением.

Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос: «Договорились?», «Хорошо?». Педагогу при вынужденном участии в споре надо придерживаться следующих рекомендаций :

    • не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения;

    • не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку;

    • не терять самообладания; бестактность, брань — признак слабос­ти и отсутствия аргументов;

    • опираться на факты и логику;

    • быть лаконичным;

    • прогнозировать последствия своих слов;

    • не бояться критики в свой адрес, так как она помогает увидеть сла­бые места;

    • уметь признать свою ошибку;

    • избегать нечестных приемов в споре;

    • не попадаться на удочку комплиментов.

Разговор с родителями лучше вести в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции. Помимо этого, очень важно уметь учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!