Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Октябрьский лицей»
Калачевского района Волгоградской области
Урок русского языка в 1 классе по теме
«Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень»
Автор: Супкарева Елизавета Петровна
п. Октябрьский, 2015 г.
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 1
УМК: «Школа 2100»
Тема урока: «Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень»
Технология: урок-путешествие
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель урока: развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова;
развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание актуальной информации).
Планируемые результаты:
Предметные: 1.Учебно-языковые умения: -понимать, что такое «корень слова»; -находить корень в группе однокоренных слов. |
2.Интеллектуально-речевые умения:
-правильно списывать слова;
-проверять написанное, сравнивать с образцом.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в паре; уметь слушать и понимать речь других; уметь строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование: учебник «Русский язык» (Л.Г. Петерсон), презентация Power Point и оборудование, заготовка яблоня с яблоками, корзины, цветы светлых и темных тонов, лист самоконтроля.
ХОД УРОКА
Ι. Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1.Организационный момент.
[Слайд 2]
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь все улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
Обучающиеся настраиваются на урок.
-Кто из вас любит путешествовать?
-Хорошо! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а заодно и повторим все, что узнали на уроках русского языка. Путешествие наше будет необыкновенным, название страны, в которую мы отправимся, вы узнаете сами.
2.Формулирование темы и цели урока
[Слайд 3] Семьи из слов живут на Земле.
По корню поймёшь об их близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать
И корни - близняшки с ошибкой писать.
-О каких словах пойдёт речь на уроке? (Однокоренные слова)
-Какие слова называются однокоренными?
-Приведите примеры таких слов.
[Слайд 4] Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? (Знакома)
- Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? (Уметь находить однокоренные слова, выделять в словах корень)
- Кто догадался, в какую волшебную страну отправимся путешествовать? (В страну «Корень слова»)
-Попасть в эту страну очень легко, ведь все загадки и испытания, которые встретятся на вашем пути, вам уже знакомы. Ну что, готовы?
-А на чём можно путешествовать? ( Путешествовать можно на машине, самолёте, автобусе, поезде…)
-Правильно, путешествовать можно на самолёте, поезде, машине и даже пешком.
-А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались, путь далёк
Лишь оставили дымок.
Что это? (паровоз)
[Слайд 5] Посмотрите, на каком красивом паровозике мы отправимся в путешествие.
-Запишите дату отправления. (Открывают рабочие тетради)
-Что мы запишем на первой строке? (Комментированная запись числа)
-Какую запись должны сделать дальше? (Записать «Классная работа»)
-Какие «опасные» места вам встретятся при записи этого предложения?
-Запишите это предложение, подчеркните «опасные» места.
-Итак, устраивайтесь по удобнее!
-Молодцы! С такими учениками можно смело начинать путешествие.
[Слайд 6] Наш паровоз отправляется.
Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза.
3. Чистописание
-Чтобы закрепить правильное написание букв, с чего мы начинаем урок русского языка? (Чистописание)
[Слайд 7] И первая станция «Чистописание».
-Рассмотрите, написание, каких букв мы будем сегодня повторять? (В написании строчных букв ц, щ)
-Что вы можете рассказать о звуках данных букв? (Звук [щ`] – всегда мягкий, согласный глухой; звук [ц] – всегда твёрдый, согласный глухой)
-Ребята, как вы думаете, что общего в написании этих букв? (Общие элементы: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу; прямая наклонная линия закруглением внизу; петля)
-Чем эти буквы отличаются в написании от букв ш, и? (Буквы отличаются петлёй)
-На что надо обратить внимание во время письма? (Во время письма нужно обратить внимание на наклон и высоту букв)
[Слайд 8-9] Ребята, посмотрите на экран и вспомните правильное написание букв щ, ц
Анимационная последовательность написания букв на экране, затем обучающиеся пишут и сравнивают с образцом.
-Оцените свою работу, обведите в кружок зелёной пастой самую красивую букву.
-С какой целью посетили станцию «Чистописание»? (Вспоминали правильное написание букв щ, ц)
[Слайд 10] Кто выполнил задание красиво, поставьте «+» в листок самоконтроля.
-У кого не получилась красиво написать буквы, что надо будет сделать дома? (Потренироваться в написании букв)
[Слайд 11] Молодцы! Отправляемся дальше.
Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза
4. Словарная работа.
[Слайд 12] Следующая наша станция «Словария»
- Ребята, как вы думаете, что нас ждёт на этой станции? (Словарные слова)
[Слайд 13] Прочитайте слова. (Помидор, огурец, капуста)
-Как назвать одним словом помидор, огурец, капуста? (Овощи)
-А что вы знаете интересное про овощи? (Рассказы детей)
-Посмотрите, в какой позиции стоят пропущенные гласные в этих словах? (В слабой позиции)
- Что значит в слабой позиции? (Безударные гласные)
-Можем ли мы их проверить? (Нет)
-Как мы поступаем, если нельзя проверить? (Проверяем написание по словарю)
-Как называются в словарных словах безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
-Написание этих слов вам знакомо? (Да)
-Напишите в тетради слово словарь. Запишите слова помидор, огурец, капуста.
-Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.
(Словарь: помидор, огурец, капуста)
[Слайд 14] Самопроверка
-С какой целью посетили станцию «Словария»? (Повторили словарные слова)
[Слайд 15] Кто выполнил задание без ошибок, поставьте «+» в листок самоконтроля.
-У кого были допущены ошибки, что посоветуем сделать дома? (Повторить словарные слова)
-Ребята, мы хорошо поработали, и наши глазки устали, давайте немного отдохнём перед дальнейшим путешествием.
[Слайд 16] 4. Физкультминутка для глаз.
-Отдохнули, но нам пора отправляться дальше!
[Слайд 17] Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза
II. Развитие умений – применение знания
1.Самостоятельная работа.
[Слайд 18] И вот мы доехали до страны «Корень слова».
-Посмотрите, какой волшебный лес в этой стране.
-Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения. Какие правила поведения вы знаете? (Ответы детей)
-Ребята, в этом лесу растут «словесные деревья». Как вы думаете, что это за словесные деревья? (Однокоренные слова)
-Вам сейчас предстоит поработать в парах. Но вначале вспомним основные правила работы в паре.
(Работать в паре дружно и активно; уметь слушать и уважать друг друга; выслушивать ответы другой пары; работать успешно)
[Слайд 19] У каждого на парте лежит яблоня, а на ней висят яблоки. Вам нужно собрать в корзину яблоки с однокоренными словами к слову лес. Выделите корень.
(Лесник, лесной, лесок, лесные, перелесок, лесовик)
[Слайд 20] Самопроверка
-Какие яблоки вы не положили в корзину? Почему? (Леска, лестница. Слова леска, лестница не являются однокоренными словами к слову лес, т.к. не имеют общее значение)
[Слайд 21] Кто выполнил задание правильно, поставьте «+» в листок самоконтроля.
- Молодцы! Отлично справились с заданием.
2. Работа в тетради.
[Слайд 22] Ребята, посмотрите, перед нами замок, в котором живёт корень слова. Для того чтобы попасть внутрь замка, вам предстоит выполнить упражнение 45, на странице 39. (Открывают учебник на странице 39, упр.45)
[Слайд 23] Прочитайте текст.
Обучающиеся читают текст про себя.
-О ком говорится в тексте? (О домашних гусях)
-Где любят бывать домашние гуси? ( У пруда)
-Прочитайте, какое задание вам предстоит выполнить. (Выписать слова с одинаковым корнем, выделить корень)
Упражнение выполняется по заданию в тетради. ( Гуси, гусак, гусыня, гуськом, гусята, гусёнок, гусиные)
[Слайд 24] Самопроверка
[Слайд 25] Кто выполнил задание правильно, поставьте «+» в листок самоконтроля.
III. Итог урока.
[Слайд 26] Звучит загадочная музыка, появляется Корень слова:
Я, Корень слова – главная значимая часть,
Родственные связи дарят мне корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
-Что такое корень слова? (Корень слова - общая часть однокоренных слов)
-Что надо знать о правописании корня в однокоренных словах? (Он пишется одинаково)
-Наше путешествие подходит к концу. И мы должны вернуться в класс.
[Слайд 27] Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза
[Слайд 28] Вот и всё.
Окончен путь.
Можно сесть и отдохнуть.
Справились и всё сумели,
Сделали всё, что захотели.
Молодцы, ребята, браво!
Потрудились вы на славу!
-Понравилось вам путешествие? Какую страну мы сегодня посетили? (Страну «Корень слова»)
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
[Слайд 29] Оцените свою работу на уроке:
-Что у вас получилось сегодня лучше всего?
-В чём испытали затруднения?
-Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
[Слайд 30] Ребята, я предлагаю в знак благодарность паровозику за предоставленное путешествие в страну «Корень слова», составить ему букет цветов.
-Ребята, которые всё поняли на уроке и справились с заданиями, возьмите светлый цветок и прикрепите его на доску.
-А те ребята, которые не всё поняли и ошибались, возьмите темный цветок.
Оценивание учителем.
[Слайд 31] Спасибо за работу!