СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по учебному курсу "Русский язык" 1класс. Тема урока:"Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе УМК "Школа 2100". Тема урока: "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". Технология: урок-путешествие. Тип урока: урок развивающего контроля

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по учебному курсу "Русский язык" 1класс. Тема урока:"Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень слова".»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Октябрьский лицей»

Калачевского района Волгоградской области












Урок русского языка в 1 классе по теме

«Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень»

















Автор: Супкарева Елизавета Петровна














п. Октябрьский, 2015 г.



Технологическая карта урока русского языка


Класс: 1

УМК: «Школа 2100»

Тема урока: «Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень»

Технология: урок-путешествие

Тип урока: урок развивающего контроля

Цель урока: развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова;

развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание актуальной информации).

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Учебно-языковые умения:

-понимать, что такое «корень слова»;

-находить корень в группе однокоренных слов.

2.Интеллектуально-речевые умения:

-правильно списывать слова;

-проверять написанное, сравнивать с образцом.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в паре; уметь слушать и понимать речь других; уметь строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование: учебник «Русский язык» (Л.Г. Петерсон), презентация Power Point и оборудование, заготовка яблоня с яблоками, корзины, цветы светлых и темных тонов, лист самоконтроля.


ХОД УРОКА


Ι. Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1.Организационный момент.

[Слайд 2]

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

Обучающиеся настраиваются на урок.

-Кто из вас любит путешествовать?

-Хорошо! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а заодно и повторим все, что узнали на уроках русского языка. Путешествие наше будет необыкновенным, название страны, в которую мы отправимся, вы узнаете сами.



2.Формулирование темы и цели урока

[Слайд 3] Семьи из слов живут на Земле.

По корню поймёшь об их близком родстве.

Не надо их сходства, дружок, нарушать

И корни - близняшки с ошибкой писать.

-О каких словах пойдёт речь на уроке? (Однокоренные слова)

-Какие слова называются однокоренными?

-Приведите примеры таких слов.

[Слайд 4] Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? (Знакома)

- Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? (Уметь находить однокоренные слова, выделять в словах корень)

- Кто догадался, в какую волшебную страну отправимся путешествовать? (В страну «Корень слова»)

-Попасть в эту страну очень легко, ведь все загадки и испытания, которые встретятся на вашем пути, вам уже знакомы. Ну что, готовы?

-А на чём можно путешествовать? ( Путешествовать можно на машине, самолёте, автобусе, поезде…)

-Правильно, путешествовать можно на самолёте, поезде, машине и даже пешком.

-А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались, путь далёк

Лишь оставили дымок.

Что это? (паровоз)

[Слайд 5] Посмотрите, на каком красивом паровозике мы отправимся в путешествие.

-Запишите дату отправления. (Открывают рабочие тетради)

-Что мы запишем на первой строке? (Комментированная запись числа)

-Какую запись должны сделать дальше? (Записать «Классная работа»)

-Какие «опасные» места вам встретятся при записи этого предложения?

-Запишите это предложение, подчеркните «опасные» места.

-Итак, устраивайтесь по удобнее!

-Молодцы! С такими учениками можно смело начинать путешествие.

[Слайд 6] Наш паровоз отправляется.

Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза.

3. Чистописание

-Чтобы закрепить правильное написание букв, с чего мы начинаем урок русского языка? (Чистописание)

[Слайд 7] И первая станция «Чистописание».

-Рассмотрите, написание, каких букв мы будем сегодня повторять? (В написании строчных букв ц, щ)

-Что вы можете рассказать о звуках данных букв? (Звук [щ`] – всегда мягкий, согласный глухой; звук [ц] – всегда твёрдый, согласный глухой)

-Ребята, как вы думаете, что общего в написании этих букв? (Общие элементы: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу; прямая наклонная линия закруглением внизу; петля)

-Чем эти буквы отличаются в написании от букв ш, и? (Буквы отличаются петлёй)

-На что надо обратить внимание во время письма? (Во время письма нужно обратить внимание на наклон и высоту букв)

[Слайд 8-9] Ребята, посмотрите на экран и вспомните правильное написание букв щ, ц

Анимационная последовательность написания букв на экране, затем обучающиеся пишут и сравнивают с образцом.

-Оцените свою работу, обведите в кружок зелёной пастой самую красивую букву.

-С какой целью посетили станцию «Чистописание»? (Вспоминали правильное написание букв щ, ц)

[Слайд 10] Кто выполнил задание красиво, поставьте «+» в листок самоконтроля.

-У кого не получилась красиво написать буквы, что надо будет сделать дома? (Потренироваться в написании букв)

[Слайд 11] Молодцы! Отправляемся дальше.

Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза

4. Словарная работа.

[Слайд 12] Следующая наша станция «Словария»

- Ребята, как вы думаете, что нас ждёт на этой станции? (Словарные слова)

[Слайд 13] Прочитайте слова. (Помидор, огурец, капуста)

-Как назвать одним словом помидор, огурец, капуста? (Овощи)

-А что вы знаете интересное про овощи? (Рассказы детей)

-Посмотрите, в какой позиции стоят пропущенные гласные в этих словах? (В слабой позиции)

- Что значит в слабой позиции? (Безударные гласные)

-Можем ли мы их проверить? (Нет)

-Как мы поступаем, если нельзя проверить? (Проверяем написание по словарю)

-Как называются в словарных словах безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

-Написание этих слов вам знакомо? (Да)

-Напишите в тетради слово словарь. Запишите слова помидор, огурец, капуста.

-Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

(Словарь: помидор, огурец, капуста)

[Слайд 14] Самопроверка

-С какой целью посетили станцию «Словария»? (Повторили словарные слова)

[Слайд 15] Кто выполнил задание без ошибок, поставьте «+» в листок самоконтроля.

-У кого были допущены ошибки, что посоветуем сделать дома? (Повторить словарные слова)

-Ребята, мы хорошо поработали, и наши глазки устали, давайте немного отдохнём перед дальнейшим путешествием.

[Слайд 16] 4. Физкультминутка для глаз.

-Отдохнули, но нам пора отправляться дальше!

[Слайд 17] Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза

II. Развитие умений – применение знания

1.Самостоятельная работа.

[Слайд 18] И вот мы доехали до страны «Корень слова».

-Посмотрите, какой волшебный лес в этой стране.

-Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения. Какие правила поведения вы знаете? (Ответы детей)

-Ребята, в этом лесу растут «словесные деревья». Как вы думаете, что это за словесные деревья? (Однокоренные слова)

-Вам сейчас предстоит поработать в парах. Но вначале вспомним основные правила работы в паре.

(Работать в паре дружно и активно; уметь слушать и уважать друг друга; выслушивать ответы другой пары; работать успешно)

[Слайд 19] У каждого на парте лежит яблоня, а на ней висят яблоки. Вам нужно собрать в корзину яблоки с однокоренными словами к слову лес. Выделите корень.

(Лесник, лесной, лесок, лесные, перелесок, лесовик)

[Слайд 20] Самопроверка

-Какие яблоки вы не положили в корзину? Почему? (Леска, лестница. Слова леска, лестница не являются однокоренными словами к слову лес, т.к. не имеют общее значение)

[Слайд 21] Кто выполнил задание правильно, поставьте «+» в листок самоконтроля.

- Молодцы! Отлично справились с заданием.

2. Работа в тетради.

[Слайд 22] Ребята, посмотрите, перед нами замок, в котором живёт корень слова. Для того чтобы попасть внутрь замка, вам предстоит выполнить упражнение 45, на странице 39. (Открывают учебник на странице 39, упр.45)

[Слайд 23] Прочитайте текст.

Обучающиеся читают текст про себя.

-О ком говорится в тексте? (О домашних гусях)

-Где любят бывать домашние гуси? ( У пруда)

-Прочитайте, какое задание вам предстоит выполнить. (Выписать слова с одинаковым корнем, выделить корень)

Упражнение выполняется по заданию в тетради. ( Гуси, гусак, гусыня, гуськом, гусята, гусёнок, гусиные)

[Слайд 24] Самопроверка


[Слайд 25] Кто выполнил задание правильно, поставьте «+» в листок самоконтроля.

III. Итог урока.

[Слайд 26] Звучит загадочная музыка, появляется Корень слова:

Я, Корень слова – главная значимая часть,

Родственные связи дарят мне корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

-Что такое корень слова? (Корень слова - общая часть однокоренных слов)

-Что надо знать о правописании корня в однокоренных словах? (Он пишется одинаково)

-Наше путешествие подходит к концу. И мы должны вернуться в класс.

[Слайд 27] Под музыку «Паровозик из Ромашково», обучающиеся имитируют движение паровоза

[Слайд 28] Вот и всё.

Окончен путь.

Можно сесть и отдохнуть.

Справились и всё сумели,

Сделали всё, что захотели.

Молодцы, ребята, браво!

Потрудились вы на славу!

-Понравилось вам путешествие? Какую страну мы сегодня посетили? (Страну «Корень слова»)


IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

[Слайд 29] Оцените свою работу на уроке:

-Что у вас получилось сегодня лучше всего?

-В чём испытали затруднения?

-Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

[Слайд 30] Ребята, я предлагаю в знак благодарность паровозику за предоставленное путешествие в страну «Корень слова», составить ему букет цветов.

-Ребята, которые всё поняли на уроке и справились с заданиями, возьмите светлый цветок и прикрепите его на доску.

-А те ребята, которые не всё поняли и ошибались, возьмите темный цветок.

Оценивание учителем.

[Слайд 31] Спасибо за работу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!