СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала педагогов через работу с МАК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект методической разработки по ознакомлению педагогов с МАК.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала педагогов через работу с МАК»



психологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияпсихологияэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс





«Развитие творческого потенциала педагогов через работу с ассоциативными метафорическими картами».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА методическому семинару для педагогов - психологов образовательных учреждений


01.04.2015


Емельянова М.О., педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №9 ˝Солнечный˝»




Цель: представить опыт проведения игровых сеансов по развитию творческого потенциала педагогов.

Задачи:

  • ознакомление педагогов-психологов с метафорическими ассоциативными картами как эффективным рабочим инструментом;

  • демонстрация практического применения метафорических ассоциативных карт в работе с педагогами;

  • показ результативности использования игр для активизации творческого потенциала педагогов.

Материалы и оборудование: колоды терапевтических карт, ручки, листы, цветные карандаши, краски.





Ход мероприятия:



Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию опыт моей работы с метафорическими ассоциативными картами в области развития творческого потенциала педагогов (Слайд 1,2).

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус   предусматривает разработку  Федерального государственного стандарта дошкольного образования — впервые в истории российского образования. Как говорит А.Г. Асмолов: «Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве,  любознательность, мотивацию в достижении успеха» (Слайд 3). То есть одной из задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Складывающаяся сегодня педагогическая ситуация требует более организованной деятельности, новых нестандартных подходов к воспитанию и обучению. Для развития творческого потенциала ребенка самому педагогу важно быть творческой личностью. Развитие творческого потенциала педагогических кадров осуществляется мною, в том числе и через работу с метафорическими ассоциативными картами (Слайд 4).

Метафорические ассоциативные карты (иначе их еще называют проективными, терапевтическими) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Идея использовать карты как ассоциативные пришла из идеи ассоциаций Роршаха.

Впервые карты были опубликованы в Канаде в 1981 году, в 1986 году они были изданы в Германии и Голландии. Эта колода носила название «О». С тех пор они были доработаны, переведены на 17 языков и разошлись по всему миру. За последнее время появилось много новых карточных колод, объединенных единым названием «ассоциативные карты» и являющихся продолжением и развитием идей, заложенных в картах «О» (Слайд 5).

В независимости от направления работы проективные карты создают особую обстановку, способствующую подлинно глубокому самовыражению, раскрытию и саморефлексии, а также развивают творческие способности всех, кто соприкоснется с ними. Поэтому данный инструмент как нельзя лучше подходит для работы с педагогами, которые, как показывает практика, обладая качествами, позволяющими им творить, встречают барьеры в виде страха общественного осуждения, боязни неудачи, сковывающей воображение — основу творчества.

Использование этих карт не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах «Таро», определенных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Хотя каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

Эти карты можно использовать как для развлечения, так и для самой различной профессиональной деятельности в качестве эффективного рабочего инструмента.

В работе с картами следует придерживаться ряда правил (Слайд 6):

  • Играя в карты, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности.

  • Изображение на карте нужно рассматривать как символ или метафору.

  • Играя в карты, мы ценим чужой интеллект и воображение.

  • Играя в карты, мы воздерживаемся от интерпретации карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй.

  • Мы не прерываем рассказ других участников и не перебиваем их.

  • Реагировать на выбранную карту лучше спонтанно, используя больше свою фантазию, нежели логику.

  • Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.


Мною используются 4 колоды карт: «Персона», «Ох», «Петроглифы», «Невероятные приключения».


«О»

Карты «О» состоят из двух колод, в каждую из которых входит 88 карт: первая колода состоит из карт с названиями различных жизненных ситуаций, вторая из карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание этих ситуаций. Всего существует 7744 возможные комбинации карт из этих двух колод.

Карты «О» являются примером целостного подхода к рассмотрению человека. С помощью комбинаций слов и картинок происходит обращение, как к левому, так и правому полушариям одновременно. Таким образом, разум и интуиция принуждаются к выработке общей ассоциации. Две совершенно противоположные стороны нашей психики, приводятся в действие в единой упряжке и, таким образом, создается мощный творческий потенциал.

Когда этот потенциал достаточно высок, возникает нечто новое и открывается простор для креативности.

Карты «О» − это уникальный, похожий на игру инструмент, который может использоваться в самых разных ситуациях: личных, социальных или связанных с работой. С ними можно делать самые разные вещи: играть в сочинение рассказов и выдумывание фантастических историй, стимулировать творчество и воображение, развивать способности к общению и самовыражению, углублять и расширять самопознание.

Карты «О» учат нас слушать собеседника и вступать с ним в контакт, не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную и доброжелательную атмосферу для откровенного выражения своих мыслей, чувств и обмена ими с другими участниками.

Карты «О» предназначены для развития нашего воображения, осознанности и навыков интерпретации, а также умения слушать друг друга. Карты стимулируют нашу интуицию и эмоции (правое полушарие головного мозга) с помощью изображения, возбуждают нашу рациональную и анализирующую часть (левое полушарие головного мозга) картой-словом.

Карты «О» переведены на многие языки. Чтобы характер карт «О» сохранялся при переводах, необходимо было наметить общие указания для руководства переводчикам. Эли Раман сделал шесть подсказок:

  1. Слово должно быть взято из общего словарного запаса. Следует избегать психологических и социологических понятий, а также сленга и фразеологических выражений.

  2. Выбранное слово должно быть сильным по воздействию на чувства, убеждающим и вызывающим, по возможности, более широкий спектр настроений.

  3. Слово должно быть самым убедительным, вызывающим наиболее широкий спектр ассоциаций; оно должно порождать в первую очередь эмоциональную реакцию («любить», «гомосексуальный»), и в меньшей степени интеллектуальную.

  4. Различные грамматические категории должны своим смыслом раскрывать разнообразные возможности к интерпретации и ассоциации.

  5. По возможности слово должно быть субъектом действия, если это существительное, а не пассивным объектом манипуляций. А если это глагол – стоять в активном залоге.

  6. Слова должны служить средством самопознания.

Игра «Встреча»

Цель: стимулировать творчество и воображение, интуицию, развивать способности к общению и самовыражению (снятие барьера осуждения, который сковывает творчество), углублять и расширять самопознание, развитие навыков интерпретации, умения слушать собеседника, и вступать с ним в контакт, не конкурируя и не осуждая.

Игра рассчитана на 2-12 человек. Восемь или более карт-слов ведущий кладет в центр группы. Первый игрок вытягивает карту-картинку и кладет ее на карту-слово, кажущуюся ему наиболее подходящей, объясняет свой ход. Следующие игроки по очереди кладут эту карту-картинку на карты-слова, создавая новые комбинации. Одна карта-слово может использоваться разными игроками. После того, как все игроки закончили, берется новая картинка и процедура повторяется. Затем карты-картинки убираются, колода с картинками перетасовывается. Игрок берет из колоды карту-картинку и использует её как мост между двумя или несколькими картами-словами. Эта спокойная игра является формой визуального искусства.


«Персона»

Колода была выпущена в 1994 году, картинки рисовал Эли Раман. Карты «Персона» состоят из двух колод. 77 красочных портретов изображают самые разнообразные типажи и лица людей разных возрастов, стран и народов: северных и южных, восточных и западных. В тоже время карты могут демонстрировать не только разные типы людей, но и различные аспекты нашей собственной личности.

К портретам прилагается 33 карты-взаимодействия, которые схематично изображают возможные связи и отношения между людьми. Карты-портреты могут использоваться отдельно и в комбинации с картами взаимодействия. «Персона» предлагает нам через игру взглянуть на жизнь глазами других людей, таким образом, обучая нас навыкам толерантности к чужим взглядам и убеждениям. Используя наше воображение, мы можем тренироваться в понимании чувств, желаний и поведения самих себя и окружающих, а также понимании глубинного смысла нашего человеческого существования.

Можно использовать карты «Персона» как отправную точку для рисования или сочинения рассказов, для обучения коммуникативным навыкам, развития творческих способностей в педагогической деятельности и в других профессиях, связанных с общением. Количество различных вариантов игр и способов практического использования колоды во всех вышеперечисленных сферах безгранично.

Игра «Соло»

Цель: развитие воображения, творческих способностей, умения импровизировать.

Ведущий вытягивает из колоды карту-портрет. Каждый игрок по очереди описывает один из аспектов персоны, которая изображена на карте:

  • семейное положение;

  • род деятельности;

  • увлечения;

  • личные свойства и особенности характера;

  • ценности;

  • представления о самом себе;

  • любимый музыкальный инструмент, еду, цвет и т.д.


«Невероятные приключения: сочини свою историю»

Карты «Невероятные приключения: сочини свою историю» − красочные картинки в формате обычных игральных карт, изображающих героев и предметы из сказок. Каждая карта − это трамплин в хорошо знакомый миф, волшебную сказку или в историю, которую никто раньше не рассказывал. Авторами этой колоды являются Дж. и К. Мэттьюз.

Карты «Невероятные приключения» вновь освещают нашу жизнь светом спонтанности и удивления, воспоминаний о несбыточных детских фантазиях. Их изображения приглашают к путешествию в мир сказочных историй, фантазии, мечты и магии. Карты «Невероятные приключения» дают возможность тренировать воображение, развлекаться и играть.

Составляя историю, основанную на этих общих для всех сказок элементах, мы сможем увидеть свой собственный путь в этом мире и то, как мы справляемся с встречающимися на этом пути трудностями и препятствиями. Участники игры открывают древний сундук с сокровищами, сундук спонтанного творчества и креативности.


Игра «Коллективный миф»

Цель: стимулировать творчество и воображение, интуицию, развивать способности к общению и самовыражению.

Первый участник вытягивает карту, кладет ее на стол картинкой вверх и начинает рассказывать. Каждый последующий игрок по очереди вытягивает карту и продолжает рассказ, так до тех пор, пока карты не закончатся (Слайд 7).

Эта игра вдохновлена Юнгианским анализом мифов и народных сказок. Подробное описание архетипических паттернов, присутствующих в волшебных сказках разных народов, имеется в книге Марии-Луизы фон Франц. Все сказки, мифы, вне зависимости от культуры, к которой они относятся, используют структуру, составленную из шести шагов:

1. Герой появляется;

2. Герой отправляется в путешествие для выполнения какой-то миссии или борьбы с кем-то или чем-то;

3. Герой встречает помощников;

4. Герой сталкивается с препятствиями;

5. Герой справляется с препятствиями;

6. Конец истории.


«Петроглифы»

Карты «Петроглифы» представляют собой наскальные рисунки, которые изображают разные сцены из жизни первобытных племен. Мы живем во времена быстрых, иногда революционных перемен. Если посмотреть в прошлое, то чаще всего, наш взгляд может охватить лишь несколько предыдущих поколений. Какие знания и навыки мы унаследовали, например, от наших далеких и не очень далеких предков? Каждая карта − это цветной трамплин для нашей собственной фантазии.


Упражнение «Мозаика»

Цель: стимулировать творчество и воображение.

Участники «в слепую» вытягивают из колоды по одной карте. Затем ведущий говорит: «Расположите карту-картинку на белом листке бумаги. Если бы эта карта была лишь частью большой картины, как бы картина выглядела целиком? Что происходит снаружи за рамкой картины? Что изображено за границами карты? Дорисуйте вашу картинку».

2-я часть задания. Ведущий: «А теперь уберите картинку и зарисуйте белое пятно».

Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому, креативному началу.


Мною разработана программа «Развитие творческого потенциала педагогов через работу с ассоциативными картами» (Слайд 8).

Целью программы является активизация творческого потенциала педагогов.

Задачи:

1. Активизация мотивационной готовности педагогов к переходу от стереотипного к творческому мышлению;

2. Активизация личностного ресурса, накопление позитивного опыта;

3. Содействие в повышении профессионального мастерства педагогов через развитие способности к импровизации.

Программа состоит из трех этапов реализации:

I. Организационный.

Цель этапа: обследование творческого потенциала педагогов.

Виды деятельности: психологическая диагностика, консультирование педагогов по результатам диагностики.

Методический блок включал следующий психологический инструментарий:

    • Самооценка творческого потенциала личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов);

    • Методика «Гибкость мышления» А.С. Лачинса;

    • Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).

II. Практический.

Цель этапа: развитие у педагогов творческого мышления, воображения, умения импровизировать.

Виды деятельности: игровые сеансы.

Условия проведения игровых сеансов:

  • Частота проведения – 1 раз в неделю.

  • Длительность занятия – 60 мин.

  • Количество занятий − 10.

  • Помещение для занятий должно включать в себя зону для практической работы за столом и зону для работы в круге.

Программа реализуется педагогом-психологом.

Оборудование и материалы:

  • Стол и стулья по количеству педагогов.

  • Метафорические ассоциативные карты.

  • Цветные карандаши, краски, кисти, стаканчики для воды, ручки, ластики шкатулка, бумага для рисования.

Структура игрового сеанса:

  1. Приветствие ведущим участников.

  2. Упражнение на установление контакта и снятие напряжения, создание благоприятных условий для работы группы.

  3. Практические упражнения на активизацию творческого мышления педагогов.

  4. Подведение итогов.

III. Контрольный.

Цель этапа: оценка результативности программы.

Виды деятельности: контрольная диагностика, мониторинг включенности педагогов в инновационную деятельность.

Оценка эффективности данной программы осуществляется путем сравнения результатов диагностики проводимой до и после игровых сеансов.


Ожидаемые результаты:

  • Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

  • Повышение квалификационных категорий педагогов – участников игровых сеансов.

  • Включенность педагогов в инновационную деятельность, т.е. разработка и реализация ими проектов, активное участие в педсоветах, семинарах, педагогических часах.


Перспективный план мероприятий

Мероприятие

Время проведения

Ответный

1

Подбор и апробация пакета диагностических методик.

Ноябрь

Педагог-психолог

2

Игровой сеанс 1. Знакомство

1-я неделя декабря

3

Игровой сеанс 2. В художественной студии

2-я неделя декабря

4

Игровой сеанс 3. На вернисаже

3-я неделя декабря

5

Игровой сеанс 4. Мифы и легенды

4-я неделя декабря

6

Игровой сеанс 5. Цвета и чувства

5-я неделя декабря

7

Игровой сеанс 6. Мой поэтический талант

3-я неделя января

8

Игровой сеанс 7. Мне снится сон

4-я неделя января

9

Игровой сеанс 8. Я – профессионал

1-я неделя февраля

10

Игровой сеанс 9. Мои ассоциации

2-я неделя февраля

11

Игровой сеанс 10. Путешествие во времени

3-я неделя февраля

12

Контрольная диагностика, мониторинг достижений

4-я неделя февраля


Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Апробация представленной программы осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 «Солнечный»" с 1 декабря 2014 г. по 28 февраля 2015 г.

В ее реализации участвовало 5 педагогов, ведущих кружковую работу в ДОУ: ПДО по театральной деятельности, воспитатель по ИЗО, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, инструктор по физической культуре. Педагогический стаж работы у четырех педагогов более 15 лет, у одного педагога − менее 5 лет. У двух педагогов имеется высшее педагогическое образование, у трех − среднее специальное педагогическое образование.

Констатирующий эксперимент проводился на основе диагностических методик, описанных выше. Исследовались такие особенности педагогов как самооценка творческого потенциала, личностная креативность и гибкость мышления. В результате были получены следующие результаты:

  1. Методика «Самооценка творческого потенциала личности» (Н.П.Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) показала, что все педагоги, участвующие в эксперименте, обладают качествами, которые позволяют им творить, но есть и барьеры в виде страха общественного осуждения, страха неудачи, боязни осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства.

  2. Методика «Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник) выявила, что в целом у обследованных педагогов уровень личностной креативности средний, однако три особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность (предпочтение сложных идей) и склонность к риску у всех выражены по-разному. Так, шкала любознательность является преобладающей у двух педагогов, и у двух − она является выраженной. Шкала воображение у всех педагогов не выражена. Шкала сложность является преобладающей у одного педагога, и у одного − она является выраженной. Шкала «Склонность к риску» является преобладающей у двух педагогов, а у трех − она является выраженной.

  3. Методика «Гибкость мышления» показала, что у всех педагогов коэффициент гибкости выше 0,5, что указывает на то, что педагоги обладают пластичным мышлением, легко и быстро переходят от одной деятельности к другой, оперативно реагируют на изменения исходной ситуации, способны принимать адекватные решения.

Резюме: у большинства педагогов уровень самооценки творческого потенциала не высокий. Гибкость мышления − в целом развита достаточно для реализации педагогической деятельности, но для работы с талантливыми детьми данный показатель двум педагогам из пяти следует повышать. Диагностика личностной креативности показала, что необходимо развивать такой показатель, как воображение.

Контрольный этап позволил оценить эффективность развивающей работы с педагогами. Проверка осуществлялась с помощью методической программы, используемой перед началом работы. Результаты предварительного и контрольного этапов диагностики подвергались сравнительному анализу. В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. Методика «Самооценка творческого потенциала личности» (Н.П.Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) показала, что у всех педагогов повысилась самооценка творческого потенциала. У двоих из пяти человек самооценка творческого потенциала повысилась до высокого уровня, что свидетельствует о богатых творческих возможностях данных педагогов. Можно предположить, что барьеры в виде страха общественного осуждения, страха неудачи этими педагогами были преодолены, что подтверждается повышением показателя «Воображение» по методике «Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник).

  2. Методика «Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник) выявила, что у всех участников игровых сеансов повысилась шкала воображение, у двух обследуемых повысился показатель по шкале риска, у одного испытуемого − незначительно увеличился показатель по шкале любознательность.

  3. Методика «Гибкость мышления» показала, что перед посещением игровых сеансов коэффициент гибкости мышления у всех педагогов находился в пределах от 0,5 до 0,67. После посещения игровых сеансов коэффициент повысился от 0,52 до 0,70, т.е. более приблизился к единице.

Вывод: показатели творческого потенциала, такие как гибкость, воображение, личностная креативность и самооценка творческого потенциала педагогов повысились.

В результате посещения игровых сеансов педагоги активно стали совершенствовать предметно-развивающую среду ДОУ, начали разрабатывать проекты, планировать участие в профессиональных конкурсах.

Наиболее востребованными и информативными оказались на занятиях такие колоды карт, как «О» и «Невероятные приключения». Успешно прошли игры, связанные с сочинением историй. Наряду с развитием творческого потенциала, педагоги вовлекаются в обсуждение оптимальных приемов установления контакта с детьми, проводят самоанализ, работают со своим внутренним состоянием.

По мнению участников игровых занятий, данная программа косвенно решает задачу профилактики профессионального выгорания, что усиливает ее привлекательность в работе с педагогическим персоналом образовательных учреждений.

Эффективность программы доказана в ходе контрольного этапа (Слайд 9).

  Подведение итогов проводится в форме  обмена мнениями (Слайд 10).





Литература


  1. Батурин Н.А., Солдатова Е.Л. Проективная методика диагностики дивергентного мышления. – Челябинск, 2004.

  2. Горобченко А., Евмененко М. Уникальные колоды метафорических ассоциативных карт. / Горобченко А., Евмененко М. // Адукатар [Электрон. ресурс]. – 2011. – №1 (19). – Режим доступа: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2011/07/19_Pages_33-36.pdf – Дата доступа: 04.01.2015.

  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.

  4. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2015.

  5. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. – Германия: OH Verlag (русское издание), 2010.

  6. Морозовская Е. Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги. – М.: Генезис, 2014.

  7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова - СПб.: Речь, 2003.

  8. Синицына Е.И. Незаконченные хайку.// Территория весны. 2013. №4. С.6. (Газета).

  9. Скребейко О. Как дать волю интуиции и подсознательной мудрости? / Скребейко О. // Жить интересно! [Электрон. ресурс]. – 2014.– №15.– Режим доступа: http://interesno.co/mag/429b21cd5759 – Дата доступа: 04.01.2015.

  10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Из-во Института Психотерапии, 2002.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!