СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Развитие творческих способностей на уроках истории"

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках истории»

Развитие творческих способностей у учащихся на уроках истории



Автор: Шукаева О.Н. учитель истории МОУСОШ №6



12.12.2005



Развитие творческих способностей у учащихся на уроках истории.


Творческая деятельность – это антипод репродуктивной деятельности, в ней нет шаблона или образца. Творческая деятельность содержит в себе множество новых идей, новых способов решения задач, подразумевает наличие различных точек зрения для решения проблем. Такая деятельность не ограничивается категорией «учебная деятельность», она способствует личностному становлению и развитию ребенка, формирует его миропознание.

Творческая деятельность учащихся проявляется на уроках активностью, наличием познавательных интересов, осмысленным отношением к предмету, при выполнении заданий решения у ребят возникают не только логическим путем, но и по догадке, интуиции, фантазии.

Для стимулирования творческой деятельности, развития творческих способностей учащихся на уроках применяется множество методических приемов, используются разные группы вопросов (интеллектуальные, конструктивные или проблемные) рассчитанные на творческую деятельность учащихся, на догадку, используются различные домашние задания развивающего характера.

В последнее время в педагогической деятельности используются новые, современные подходы: личностно – ориентированный, дифференцированный деятельностный. Данные подходы предполагают развитие творческих способностей учащихся, так как главное место в них отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности учащихся.

В рамках деятельностного подхода используется форма урока практикум. В зависимости от сложности темы и объема информации можно организовать как групповую, так и индивидуальную форму работы. На данном уроке ребята изучают разные первоисточники (документы, воспоминания, статистический материал), учатся сопоставлять и сравнивать полученную информацию, анализировать разные аспекты проблемы, в конце урока ребята обсуждают работу каждой группы или отдельно учащихся и по завершению делают совместные выводы. Пример,8 кл. тема «Развитие с/х и промышленности в пореформенной России», 9 кл. тема «Экономика эпохи Брежнева». Работа с первоисточниками может использоваться как элемент урока, пример, 9 кл. тема «НЭП» - сравнение статистического материала (диаграммы, таблицы, графики).

Деятельностный подход позволяет проводить возрастную дифференциацию, когда на уроках в старших классах используются формы уроков – семинар, дискуссия, «круглый стол». Учащимся заранее раздаются вопросы и задания по проблемной, дискуссионной теме. Они самостоятельно ведут поиск информации, проводят анализ, синтез приобретенного материала, на уроке учатся аргументировать, отстаивать свою точку зрения, выступать в качестве оппонента, искать альтернативный путь. Пример, 10 кл. тема «Опричнина Ивана Грозного», 11 кл. тема «Октябрьская революция: за и против». Проблемные вопросы, а так же задания, предполагающие поиск альтернативных путей, могут использоваться как элементы урока. Пример, 9 кл. тема «НЭП» - поиск альтернативных путей выхода из кризисной ситуации в 1921г., 11 кл. тема «Октябрьская революция» - альтернативные пути развития России после Февральской революции.

Но основная масса уроков проходит в комбинированной форме, где используются элементы разных подходов, и уроки выстраиваются как сочетание разных видов самостоятельной творческой работы учащихся.

В рамках дифференцированного подхода используются индивидуальные задания, пример, 5 кл. тема «Древнейшая Индия» (задание: соберите из фрагментов карты, карту страны. Какая это страна? Укажите ее природные и географические особенности.), тема «Древняя Греция» (задание: составьте путь из Северной Греции к полуострову Пелопоннес), а так же опережающие задания, пример, 5 кл. тема «Древний Восток» (задание: разработайте экскурсию по одному из великих городов Древнего Востока (Вавилон, Ниневия) с указанием достопримечательностей, планом города), 6 кл. тема «Восточные славяне» (задание: разработайте экскурсию по торговому пути «из варяг в греки» с указанием географических объектов, ввозимых и вывозимых товаров). Подобные задания достаточно эффективны в 5 – 6 кл., когда учащиеся впервые знакомятся с исторической картой, приобретают навыки работы с ней, а своеобразность таких заданий позволяет развивать у них творческие способности и самостоятельную работу.

При изучении сложных тем (развитие экономики, общественных движений, политическая система) применяется метод работы с таблицей.

Что вы знаете по теме?

Что бы вы хотели узнать по теме?

Что вы узнали по теме?










Этот прием позволяет актуализировать имеющиеся по предложенной теме знания (работа в начале урока с 1 – 2 графами), умение провести анализ, синтез полученных знаний (работа в конце урока с 3 графой), а так же способствует развитию личностного отношения учащегося к изучаемой теме.

В рамках методической темы нашей школы «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности» на уроках большое внимание отводится изучению исторических личностей с помощью метода синквейн, что помогает формировать активную гражданскую позицию каждого учащегося.

Алгоритм синквейна:

1.строка существительное (обозначение темы)

2.строка прилагательные 2 (описание темы)

3.строка глаголы 3 (описание действий)

4.строка фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме

5.строка существительное (синоним первому существительному)

Пример, 8 кл. тема «Дней Александровых прекрасное начало… » (задание: составить синквейн на Александра 1):

Александр 1

Двуличный, красивый

Правил, преобразовывал, завоевывал

Сфинкс, не разгаданный до гроба

Император

С помощью этого приема ребята учатся излагать личностное отношение к историческому деятелю, учатся формулировать свои мысли, подводить итог размышлениям.

Развивая межпредметные связи, применяются методы с использованием учебной картины, пример, 6 кл. тема «Средневековый город» (задание: составьте рассказ о средневековом городе с использованием картины), а так же домашние задания развивающего характера (составление кроссвордов по теме, написание работы – исследования или сочинения, пример, 6 кл. тема «Феодальное общество у восточных славян», задание: написать сочинение на тему «Один день из жизни крестьянина или боярина», тема «Средневековый рыцарь», задание: составить и оформить девиз, герб средневекового рыцаря).

Домашние задания могут быть следующего плана, например, 6кл.тема «Культура Древней Руси», задание: изготовить макет церкви, кремля, учитывая архитектурные особенности постройки. В старших классах, используя информационно – коммуникативные технологии, применяется проектный метод. Пример, 10 кл. тема «Реформы Петра 1», «Отечественная война 1812г.», задание: сделать презентацию по данной теме.

Домашние задания подобного плана усиливают формируемые умения учащихся, активизируют самостоятельную творческую деятельность, развивают наблюдательность.

Проверка домашнего задания так же подразумевает использование методов, способствующих развитию творческих способностей у ребят, это тексты с ошибками, тексты с пропущенными словами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!