СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ценностно - смысловых компетенций на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя литературы. Статья рассказывает об интересных нестандартных приёмах, которые можно применить на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ценностно - смысловых компетенций на уроке литературы»


  Развитие ценностно – смысловых компетенций на уроках литературы.
  В методике преподавания литературы некоторыми учителями и методистами используются опорные схемы – конспекты (ОСК). Эти схемы носят не только информационный характер, но заключают в себе и образный контекст. Проработка учащимися учебного материала основана на индивидуально стилевых особенностях. Поэтому предъявлять познавательный объект учащимся необходимо в нескольких формах: словесной, графической, знаково-символической. Работа с ОСК мне представляется достаточно интересной. На уроках литературы в 5 -8 классах я несколько меняю ОСК, добавляю цвет, детали (в зависимости от изучаемого произведения). Получается схема-образ. Многие уроки провожу через схему-образ, который я предлагаю детям.
  Происходит своеобразное «открытие темы», опирающееся на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, в интересной форме поставленную учителем. Схема-образ позволяет создать на уроке особый подтекст, который воздействует в воспитательном, социальном направлениях. Кроме того, активно работает один из самых сильных каналов восприятия – зрительный, а слуховой канал разгружается. Наглядный образ помогает вызвать ответную реакцию, включает ассоциативное мышление, играет роль стимулятора активной деятельности учащихся, развивает воображение, снимает утомляемость. Кроме того, решается проблема с наглядностью, которая « отвечает психологическим особенностям детей, позволяет строить обучение не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком» Этот приём позволяет в течение всего урока поддерживать интерес, создаёт эмоциональную атмосферу, помогает не только осмыслить философские, этические, психологические стороны произведения, но и увидеть ребёнка, заглянуть в его внутренний мир, вывести на саморефлексию, ценностные ориентиры.

  В пятом классе через схему-образ провожу урок по рассказу Л. Андреева «Кусака». Рассказ предварительно должен быть прочитан детьми. В начале урока на экране появляется чёрный круг. Предлагаю расшифровать смысл этого образа. Для этого нужно обратиться к первой части рассказа. Дети прочитают или расскажут о тяжёлой жизни собаки, увидят пропойцу-мужика. Чёрный круг означает жизнь собаки до знакомства с людьми. Это мир страха и злобы. Подтверждает образ и описание зимней ночи в конце первой части.
  Во второй части рассказа жизнь собаки меняется. В первом же предложении появляется слово «весна». Вокруг чёрного круга возникает большой белый круг. Границы окружающего мира расширились. В жизни собаки произошли большие изменения. Обращаю внимание детей на то, что белый цвет не очень удачен. Предлагаю в тексте найти цвета, предметы, детали и заполнить белое поле, дополнить образ. К доске потянется целая очередь желающих нарисовать траву, цветы, солнце. Выполняя это задание, дети обращаются к тексту, учатся видеть и наблюдать. Необходимо обратить внимание и на перемены в характере Кусаки. Теперь она живёт в другом мире. Что нового появилось в её жизни? Образ концентрирует внимание детей на тексте, помогает провести сравнение, найти точные слова. Учащиеся отмечают, что на смену горю, страху, ненависти, злобе пришли радость, счастье. У собаки появилось имя. Капелька любви, участия, жалости сотворила настоящее чудо. 
  Заканчиваю образ рассказа знаками вопроса вокруг белого круга. Появился образ-глаз. Вопросы дети должны сформулировать сами. От чувств, вызванных чтением, переходим к осмыслению рассказа, его пафоса. Вопросы отражают глубину восприятия этого произведения. Можно ли дачников, которые приручили собаку, считать добрыми людьми? Почему Кусака оказалась никому не нужна? Что будет дальше? Самые внимательные увидят в конце четвёртой части ещё одно несчастное существо, деревенского дурачка Илюшу. Делая наблюдения по тексту, ученики выходят на понимание того, что перед ними не только вопросительный взгляд собаки, это смотрит на всех людей с укором, мольбой, просьбой обездоленное существо. Обращаем внимание и на то, что в конце рассказа снова появляется чёрный цвет, ночь, тьма, звучит вой собаки.
  На уроке у детей возникает потребность поделиться своим жизненным опытом по поднятой проблеме, кому-то захочется написать творческую работу. Можно предложить изобразить мир, который окружает вас, рассказать об этом, ответить на вопросы одноклассников, услышать друг друга. Уже в пятом классе необходимо выводить детей на осмысление мира и себя в нём. Анализ этих работ даёт возможность по-новому увидеть и понять многих учеников.
  Схему-образ удобно применять при изучении произведений небольшого объёма, при изучении сложных произведений. Этот приём помогает вызвать интерес не временный, сиюминутный, а глубокий. Дети начинают внимательно вглядываться в текст, вести собственный поиск. 
  Так образ помогает увидеть философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти», развивает образное мышление, вводит в художественный мир писателя. После чтения рассказа показываю образ: между чёрным и белым цветами проходит расширяющаяся кверху полоса красного цвета. Сначала детям кажется, что понять образ очень легко. Белый цвет – снег, метель; красный – лапти, жар, болезнь; чёрный цвет – смерть Нефеда. Так кажется на первый взгляд. Предлагаю искать расшифровку образа в тексте. С удивлением дети отмечают, что метель, вьюга, описанная Буниным, имеет чёрный цвет. «Непроглядная вьюга», «страшные снега», «бездна снежного урагана и мрака» создают ощущение безысходности, это разбушевавшиеся тёмные силы. Значит, чёрный цвет в образе – это олицетворение тьмы, зла, а белый цвет – это добро, любовь. На стороне добра в рассказе находятся мать ребёнка, её молитва, Нефед. Красный цвет становится символом борьбы добра и зла, символом самопожертвования. Туда, в метель, буран, ушёл Нефед. Жертвуя собой, он будет сражаться за душу ребёнка. Образ помогает искать и находить ответы на многие важные вопросы: за что идёт борьба между добром и злом; что последует за смертью Нефеда; почему у ребёнка нет имени; что символизирует горящая всю ночь свеча и другие. 
  Дети аргументируют образ через текст, учатся видеть художественную деталь, делают философские выводы. В качестве творческого задания предлагаю поработать над своим вариантом образа, найти в тексте деталь, которую можно поместить в образ. Можно предложить прокомментировать свой образ не только устно, но и письменно. В своих работах многие дети удивительно глубоко размышляют о жизни, делятся своими наблюдениями, с удовольствием подбирают высказывания о добре и зле. 
  Образ использую на уроках и в старших классах. Например, он помогает девятиклассникам понять «непонятного» Печорина. При анализе главы «Тамань» на доске появляется целая цепочка образов. Чтобы заинтересовать, заинтриговать, открываю только первый рисунок, остальные закрыты. Их предстоит отгадать. Делаю подсказку: все образы связаны с глазами. Первый рисунок – маска. Зорро. Мистер-икс. Ученики видят, что у нашего героя путешествие только началось. Ночь, небольшая хата на берегу моря, луна, морской ветер, тень на полу, странные разговоры, странные люди. Всё это волнует героя, всё необычно, интересно, романтично. Печорину хочется разгадать тайну, стать её участником. Обращаем внимание на глаголы: притаился, пробирался, наблюдал, спрятавшись. «Надо было вернуться домой, но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра», - такое подтверждение в тексте мы находим первому рисунку. 
  На втором рисунке – слепые глаза. Дети ищут ответ в тексте, размышляют, спорят и находят, что слепым оказался не только мальчик, но и Печорин. Красавица Ундина его заворожила, ослепила, лишила осторожности. Всегда бдительный, наблюдательный проницательный Печорин здесь оказывается слепым, безрассудно следует за красавицей в лодку. Его жизнь висит на волоске. 
  Что же на третьем рисунке? Наступило прозрение, Печорин испытывает грусть и разочарование. Приключение не принесло удовольствия, тайна разгадана, любят не его, слепой мальчик плачет. На третьем рисунке – зрячие глаза. « И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»  
  Последний рисунок-образ ученики предлагают сами. Там могут быть закрытые глаза или чёрные очки. Глава заканчивается словами: «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…» Странствие Печорина продолжается. Одно из заданий, которое я даю в конце изучения романа, нарисовать и объяснить свой образ главного героя. Это задание увлекает даже самых слабых учеников. Кто-то в образе выделяет одну черту характера, кто-то стремится показать многогранность характера, подтверждая свои мысли, выводы цитатами из текста. Такой вид работы делает установку на индивидуальность и самостоятельность, учит детей не искать готовых ответов и шаблонов.
  Анализ произведения через образ может идти весь урок, а иногда работа с образом может занимать только несколько минут. Часто образ помогает мне дать подсказку творческому воображению, вывести детей на самостоятельное решение проблемы, найти ответ. Образ может стать не только стимулом к внимательному чтению, но и вывести на осмысление многих жизненных ситуаций.
  Так в пятом классе дети проходят рассказ Ю.П.Казакова « Тихое утро». Эпизод спасения Володи вызывает яркие эмоциональные реакции. При разборе этого отрывка на экране появляется лабиринт. Это лабиринт человеческой мысли. Вместе с ребятами прослеживаем по тексту движение мысли главного героя. Мы видим, как Яшка « попятился вверх, прочь от воды », « выскочил на луг, кинулся к деревне, но , не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя…», « стал подкрадываться, подошёл, скатился вниз…прыгнул, схватил,…бросился». Этот путь можно наглядно прочертить в лабиринте. Там есть тупики, выходы, остановки. Мы видим, как мысль мальчика нашла единственно верное решение, хотя это произошло не сразу. Яшке пришлось преодолеть страх, слабость, отчаяние. Не дать ход дурной, неправильной мысли, не совершить то, о чём потом будешь жалеть – один из главных выводов на этом уроке. Образ лабиринта использую на других уроках, он учит детей следить за движениями души, мысли, помогает понять многие поступки героев. С удовольствием дети придумывают образы своих мыслей. Такая работа учит анализировать собственные мысли, поступки.  
  « Сегодня я не хотела мириться со своей подружкой Светой, я даже собиралась сказать ей несколько неприятных слов, но, вспомнив лабиринт, поняла, что эта мысль, как паук, неприятная, тёмная. Она приведёт к ссоре и обиде», - пишет Катя Р.
  « Иногда я бываю очень упрямым. Мои мысли, как танки, идут напролом, и я не слушаю никого, а потом понимаю, что мои танки шли не туда», - пишет Вадим Р.
  На примере литературных героев дети учатся понимать людей, их характеры, себя в том числе. Это одна из самых важных граней урока, именно она может поддержать читательский интерес, а главное – учит внимательному творческому чтению. Так при изучении рассказа В.Солоухина « Мститель» мне важно, чтобы ученики проследили за развитием человеческих качеств главного героя, увидели переход от обиды и мести к прощению. Автор во вступительной статье пишет: « Я часто вспоминаю детские годы. Я стараюсь найти, где и когда зародились во мне те или иные душевные качества либо недостатки». Образ-схема помогает активизировать деятельность учащихся, привлечь внимание к тексту и не только проследить за сюжетом, но и понять идею произведения. Чтобы ученики увидели борьбу в душе мальчика, его психологическое состояние, даю задание: цепочку кружков белого цвета предлагаю раскрасить в разные цвета (в зависимости от настроения, намерений главного героя). Такая работа требует внимательного прочтения, самостоятельности, аргументации примерами из текста, наблюдения за речью героя. Создаются условия для освоения знаний в форме творческой деятельности. Цепочка разноцветных кружков помогает увидеть внутренний конфликт, который и является главным. Образ заостряет внимание на том, как герою рассказа пришлось пройти трудный путь от мести к прощению и дружбе. На уроке дети должны сделать важный вывод о том, что не только Витька спасён великодушием героя, но и сам мальчик спасает себя и свою душу тем, что, простив Витьку, не совершил греха, преступления. Эту ситуацию вспомним, когда будем изучать « Дубровского», где любовь изменит мстительные планы героя.
  Довольно часто на уроках дети создают свои образы. Такая работа позволяет учителю выявить глубину восприятия текста, способность к обобщениям, а ученикам проявить творческие способности. Образы, предложенные детьми, являются ярким, ёмким и глубоким выражением мыслительного содержания. Сильные ученические образы к произведению могут повернуть ход урока в необычное, новое русло, дать толчок для размышления всем, вывести класс на дискуссию. Дети начинают говорить, выражать своё отношение, защищать своё мнение, свои находки. Образ помогает понять сложные произведения. Так проблематика « Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина, в которой переплетаются судьба и свободная воля человека, власть князя и независимость кудесника, за которой стоит некая высшая власть, сложна для шестиклассников. Идейный контекст « Песни о вещем Олеге» заключён в поединке земного владыки с небесным. Если принять во внимание контекст пушкинского творчества, страшное предсказание волхва прочитывается не как месть, а как некоторое предостережение гордому князю: не пытайся одолеть судьбу земными мерами, не мни о себе слишком много. Эту тему на уроке я не обхожу стороной. Сравнивая самонадеянного князя, обладающего земной властью, и независимость волхва, который признаёт власть небесную, дети предложили достаточно глубокий образ, который показывает понимание смысла баллады. На рисунке Оли Б. извергающийся вулкан и солнце. Кто сильнее? Олегу дана сила и власть (он вулкан), но он не в силах тягаться с небесным владыкой. Уместно прозвучит отрывок из «Подражаний Корану»:
  Но смолкла похвальба порока
  От слова гнева Твоего:
  Подъемлю солнце Я с востока, 
  С заката подыми его.
  В шестом классе дети знакомятся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус». Вопросы о смысле жизни, мужестве, неуспокоенности – весь этот комплекс лермонтовских дум также сложен для шестиклассников. Стихотворение не должно стать плоской исторической иллюстрацией и исчезнуть бесследно из сознания школьников. Необходим разговор о загадке этого стихотворения: о его композиции, двойном движении, о поэтической гармонии зрительных образов и внутреннего смысла, о трагическом парадоксе. В конце урока рефлексивный момент: провожу две черты, вертикаль и горизонталь. (Под ним струя, светлей лазури, над ним луч солнца золотой.) Предлагаю дополнить рисунок. Работа детей показывает, насколько глубоко они поняли это стихотворение. Часто дети рисуют кораблики, парусники. Но появятся работы, которые привлекут внимание всех. Некоторые ученики почувствуют настроение стихотворения, радость и сомнение, тревогу и уверенность, покой и бурю, испытываемые парусом. На рисунке Кати К. две линии превратились в стрелки, которые обозначают четыре стороны света. Ученица объясняет своё решение так: « Человек может выбрать любое направление своему движению в жизни. Это бывает трудно, и он находится в вечном поиске». На рисунке Дениса Г. Изображён луч света, направленный вверх от земли. Работа ученика говорит о том, что ребёнок почувствовал мятежность паруса, его противопоставленнность всему миру. В седьмом классе происходит первая встреча с « маленьким человеком» при изучении рассказа Лескова Н.С. «Человек на часах», где человеческие проявления героя вступают в прямое противоречие с его служебными обязанностями. На новый уровень размышлений натолкнул учеников образ, предложенный Викой М.: из воды виднеются три руки. Почему три? Ведь тонул один человек. Но спасение одного привело к тому, что начали «тонуть» другие герои рассказа. «Как ведут себя люди в этой ситуации? Чтобы не пострадать самому, нужно солгать, обмануть. А ещё можно несправедливо наградить и несправедливо наказать. Это подло и низко», - пишет девочка.  
Образ к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Дениса Г. Земной шар и огромный сапог, наступивший на землю. « Мне кажется, что в жизни очень много таких людей, как Очумелов. Они боятся сильных и унижают слабых. Подхалимство, трусость и наглость рождают зло, мешают счастливо жить другим людям. Мы смеёмся над Очумеловым, но это смех сквозь слёзы», - пишет мальчик.
  К рассказу В.Солоухина «Закон набата» Рома К. придумал такой образ: две планеты, на одной расположена деревня Некрасиха, на другой – Олепино. « Иногда людям кажется, что какое-то дело просто невозможно сделать, и тогда человек ищет для себя оправдание. Успокаивает червячка, который тревожит совесть. Мужики в рассказе сначала просто ничего не делали, как будто горящая деревня была на другой планете. А на самом деле нужно просто действовать, спешить на помощь. Мы все живём на одной планете, а значит, можем помочь. Закон набата действует. И когда слышишь набат, нужно спешить», - рассуждает ученик.  
  Не вызывает трудности для учащихся придумать образ Данко по рассказу М.Горького. В круге, который символизирует мир, окружающий человека, дети рисуют горящее сердце. Оно расположено не в центре, а сбоку, потому что Данко не превозносит себя, но горящие лучи его любви распространяются на весь мир. А как же нарисовать образ эгоистичного человека? Это задача труднее. Вот образ, предложенный Ваней С. В центре круга стоит трон, похожий на букву Я. «Эгоистичный человек ставит в центре всего собственную персону, считая, что мир вращается и должен вращаться только вокруг него», - пишет ученик. Можно предложить детям подумать над образом «Я в этом мире», устно или письменно прокомментировать его. В старших классах детям предлагаю написать сочинение на эту тему. Данное задание выполняется по желанию, по моим наблюдениям большинство детей берётся за работу. Ученики пытаются высказаться, выразить себя. Анализ работ позволяет выяснить многое: отношение детей к миру, позицию к самому себе. Задание носит диагностико – рефлексивный характер. Ученики в разной степени выражают проявление активности по отношению к окружающему миру. В некоторых работах видна отстранённая позиция: сведений о себе мало, местоимение «я» употребляется в значении «мы», сообщается об известных истинах безотносительно к жизненной позиции автора. В других работах повествование ведётся от первого лица, сообщаются сведения о себе, звучат личностно-окрашенные мысли и суждения. В работах можно увидеть отношение к миру, принятие его. В большей части работ старшеклассников заметно положительное отношение к миру: общий позитивный тон повествования, отсутствие негативных и агрессивных суждений. Встречаются работы и с отрицательной позицией по отношению к миру, ученики сосредоточены на противопоставлении себя миру. 
  В сочинениях дети пишут о себе как личности, имеющей собственные взгляды на жизнь, обладающей способностями и возможностями для развития, имеющей своё представление о ценностях. Появляются суждения о принятии ответственности за свою и чужую жизнь, за состояние мира в целом.
  Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, образно представить – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы. От вдумчивого чтения к созданию собственного продукта, от творчества читателя к самостоятельному творчеству, от произведения к ценностным ориентирам ученика, к его способности видеть и понимать окружающий мир – вот вектор, который берётся за основу работы на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей