Введение. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Ситуация состоит в том, что на выходе из начальной школы в среднее звено мы должны получить выпускника, владеющего связной речью, умеющего выразить в устной форме свою мысль, обладающего умением вступить в диалог.
Противоречие заключается в том, что при высоких требованиях к учащимся с ОВЗ, мы наблюдаем несформированность связной речи.
В реальной жизни современные ученики с ОВЗ не умеют излагать свои мысли, не умеют логично построить рассказы с началом, основной частью и концовкой, не владеют связной речью.
Мы поставили цель: разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативных компетенций младших школьников с ОВЗ через обучение пересказу русских народных сказок, что обеспечит развитие связной речи.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
- Провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных компетенций через развитие связной речи.
- Разработать методические приёмы формирования коммуникативных компетенций на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения.
- Подобрать педагогический инструментарий для оценивания сформированности коммуникативных компетенций учащихся на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения.
- Апробировать разработанную методическую модель и определить её эффективность в формировании коммуникативных компетенций учащихся на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения.
Предполагаемые результаты:
- Достаточный уровень сформированности связной речи учащихся с ОВЗ повышает интерес к урокам чтения, развития речи, внеклассного чтения.
- Прочное и неформальное усвоение знаний, повышает результат обучения.
- Повышение уровня ЗУН каждого учащегося в силу индивидуальных возможностей.
Развитие речи – процесс многогранный, включающий формирование навыков, разнообразных умений учащихся.
Развитие речи – это и раздел обучения языку, и вид урока, и аспект обучения языку.
«Раскрыть уста детей» – основная цель уроков развития речи.
Именно так эту проблему обозначил русский лингвист и методист XX века В. И. Чернышев. В коррекционной школе этот вопрос решали известные исследователи М. Ф. Гнездилов, А. К. Аксёнова, В. В. Воронкова, А. К. Зикеев и другие.
Обучение русскому языку, развитие речи – одна из главных задач воспитания и обучения детей с ОВЗ. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач, одной из которых является развитие связной монологической речи.
Актуальность выбора темы в том, что в школах, где обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью, хотя и уделяется время на формирование устной речи, учителям не всегда удаётся достичь желаемых результатов в силу особенностей контингента учащихся, практической не разработанностью методов и приёмов обучения, и отведено в программе на это малое количество часов.
Для развития связной речи и обучению пересказу большое значение имеет фольклор, а именно русская народная сказка.