СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие связной речи младших школьников на основе исследовательского подхода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по развитию речи учащихся.Работа со словом имеет большое значение, поэтому уже в начальных классах надо учить детей работать со словарем, собирать материал о словах, анализировать, сравнивать, удивляться находкам, что побуждает интерес к истории языка, живому слову. 

Просмотр содержимого документа
«Князькова ГН Развитие речи выступление»

Развитие связной речи младших школьников на основе исследовательского подхода

Развитие связной речи является одним из главных направлений общения в начальной школе, а основой для развития речи является работа над словом, которая идёт в следующих направлениях: обогащение, уточнение, активизация словаря. Это первый шаг в формировании информационной культуры школьников.

Работа со словом имеет большое значение, поэтому уже в начальных классах надо учить детей работать со словарем, собирать материал о словах, анализировать, сравнивать, удивляться находкам, что побуждает интерес к истории языка, живому слову. Вообще же такая работа ведется не только со словарным словом, а с любым словом, с любой орфограммой. В своей работе я использую исследовательский подход к развитию связной речи. Такая работа выстраивается в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Предъявление слова.

Слово не дается в готовом виде, нужно так презентовать его, чтобы ученику было интересно. Приемы могут быть разные: чтение загадки, решение кроссворда, описание признаков предмета, толкование слова, не называя его.

Исследование слова учащимися по плану.

1.Слово (мои ассоциации)

2.Лексическое значение слова. Обратимся к толковым словарям.

3.Подбор однокоренных слов (наблюдение над единым написанием корня).

4. Подбор синонимов, антонимов.

5. Рассматриваем сочетаемость слов, т.е. подбираем словосочетания. Называем подходящие прилагательные.

6. Подбор глаголов.

7. Составление предложений или поиск предложений с этим словом.

8. Подбор пословиц, поговорок, загадок.

9.Поиск стихотворений, фразеологизмов.

10. Составление небольшого рассказа.

Примеры:

  1. Слово «снежинка» предлагается в виде загадки:

В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села – 
От тепла растаяла. 

- По каким признакам догадались, что это снежинка?

- Что представили, услышав это слово?

2. Лексическое значение слова: «Один кристаллик снега в виде звездочки».

3. Однокоренные слова: снежок, снежный, белоснежный, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегоход, снеговой, снежочек.

4. Синонимы – ледяной кристаллик, пушинка.

Антонимы – льдинка, капелька воды.

5. Прилагательные: снежинки пушистые, белые, блестящие, легкие, порхающие, маленькие, крохотные, холодные, кружевные, резные, красивые, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, ледяные, нежные, хрупкие.

6. Глаголы: летят, кружатся, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.

7. Предложения.

 Красивые снежинки медленно кружились и опускались на землю.

Блестящая, белая снежинка упала мне на ладонь.

Снежинки вертелись в танце, засыпая землю.

8. Пословицы, поговорки. (Обязательно объяснить, как понимают)

«Одна снежинка может согнуть лист бамбука».

« Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет».

   «Первый снег выпадает за сорок дней до зимы».

«Февраль богат снегом, апрель — водою».

9. Фразеологизмы. «Как снег на голову», «Белые мухи».

10. Сочинение «О чем шепчутся снежинки?»

а) Стоял теплый зимний денек. На улице шел пушистый снег. Легкие снежинки порхали в воздухе. Казалось, что они между собой перешептываются.

О чем? Одна мечтала попасть на окошко школы, чтобы посмотреть на старательных учеников. Другая шептала, что хочет укрыть дерево от холода.

А третья вовсе не хотела падать. Она мечтала танцевать и танцевать в воздухе. Вот так снежинки шептались и кружились в танце.

б) Белоснежные снежинки кружились в воздухе. Они порхали и шептались.

Как хотелось им попасть в сказочный мир. Украсить землю сверкающим ковром, построить снежные замки. Они как пушинки летали и танцевали.

Предшествующей работой была работа по развитию речи, используя синквейн.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

  • пятая строка – слово или слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Пример синквейна слову доброта, который составлен детьми:

1. Доброта.

2. Сердечная, душевная, светлая.

3. Помогает, проявляется, ободряет.

4. Доброта нужна всем людям.

5. Доброта – важное качество для человека.

Планируя работу по развитию связной речи, использую слова из синквейна, чтобы придумать рассказ.

Рассказ.

Вчера после школы мы с ребятами играли в снежки. Потом разошлись по домам. Когда я пришел домой, то обнаружил, что потерял портфель и пошел искать. Друзей уже не было. Около школы гулял незнакомый мальчик. Он увидел, что я что-то ищу. Мальчик помог мне в сугробе отыскать портфель. Я ему был благодарен. В его сердце живет светлая доброта. Это важное качество для каждого человека.

  1. Ручей.

  2. Веселый, журчащий.

  3. Бежит, журчит, звенит.

  4. Веселый ручей бежит с горы.

  5. Ручей впадает в реку.

Рассказ.

Веселый ручеек спускается с горы. Он бежит быстро и звонко. По его волнам плывет кораблик. Ручей уносит корабль далеко-далеко. Там он попадет в реку и поплывет дальше.


Учитель в процессе работы над развитием речи должен нацеливать их на самостоятельное добывание знаний в области русского языка: обращение к книгам по занимательной грамматике, лингвистике, словарям и справочникам.

Таким образом, исследовательская деятельность помогает решить одну из важнейших задач  –  развитие связной речи, так как  в процессе изучения пословиц, синонимов, антонимов, подбора прилагательных, глаголов и внедрения их в речь,  незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона, лексико-грамматический строй,  интонационно-ритмический строй речи.




Просмотр содержимого документа
«Карточка для детей»

1.Слово_____________________________

2. Лексическое значение слова (из толкового словаря)

______________ - это___________________________________

____________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

3. Родственные слова___________________________________

_____________________________________________________

______________________________________________________

4. Синонимы__________________________________________

_____________________________________________________

5. Антонимы___________________________________________

_____________________________________________________

6. Подобрать прилагательные к данному слову_____________

_____________________________________________________

______________________________________________________

7. Подбор глаголов к данному слову_____________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Составить предложение с данным словом._______________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

9. Слово в пословице__________________________________

______________________________________________________

____________________________________________________

10. Слово во фразеологизме____________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

Фамилия, имя_____________________

1.Слово_____________________________

2. Лексическое значение слова (из толкового словаря)

______________ - это___________________________________

____________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

3. Родственные слова___________________________________

_____________________________________________________

______________________________________________________

4. Синонимы__________________________________________

_____________________________________________________

5. Антонимы___________________________________________

_____________________________________________________

6. Подобрать прилагательные к данному слову_____________

_____________________________________________________

______________________________________________________

7. Подбор глаголов к данному слову_____________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

8. Составить предложение с данным словом._______________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

9. Слово в пословице__________________________________

______________________________________________________

____________________________________________________

10. Слово во фразеологизме____________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

Фамилия, имя__________________________


11.Найди или придумай загадку с этим словом-отгадкой.________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

12*. Сочини небольшой рассказ на тему своего слова.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


11.Найди или придумай загадку с этим словом-отгадкой.________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

12*. Сочини небольшой рассказ на тему своего слова.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________




Просмотр содержимого презентации
«Князькова ГН речь»

Развитие связной речи младших школьников на основе исследовательского подхода Князькова Галина Николаевна МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск

Развитие связной речи младших школьников

на основе исследовательского подхода

Князькова Галина Николаевна

МБОУ ООШ № 269

ЗАТО Александровск

1.Слово (мои ассоциации) 2.Лексическое значение слова. Обратимся к толковым словарям 3.Подбор однокоренных слов 4. Подбор синонимов, антонимов 5. Рассматриваем сочетаемость слов, т.е. подбираем словосочетания. Называем подходящие прилагательные 6. Подбор глаголов 7. Составление предложений. 8. Подбор пословиц, поговорок, загадок 9.Поиск стихотворений, фразеологизмов 10. Составление небольшого рассказа Исследование слова учащимися по плану

1.Слово (мои ассоциации)

2.Лексическое значение слова. Обратимся к толковым словарям

3.Подбор однокоренных слов

4. Подбор синонимов, антонимов

5. Рассматриваем сочетаемость слов, т.е. подбираем словосочетания. Называем подходящие прилагательные

6. Подбор глаголов

7. Составление предложений.

8. Подбор пословиц, поговорок, загадок

9.Поиск стихотворений, фразеологизмов

10. Составление небольшого рассказа

Исследование слова учащимися по плану

Слово « снежинка » предлагается в виде загадки: В гости прилетела  Звёздочка хрустальная.  На ладошку села –   От тепла растаяла.   По каким признакам догадались,
  • Слово « снежинка » предлагается

в виде загадки:

В гости прилетела Звёздочка хрустальная. На ладошку села –  От тепла растаяла.  

  • По каким признакам догадались,

что это снежинка?

- Что представили, услышав это слово?

2. Лексическое значение слова:  «Один кристаллик снега в виде звездочки»  3. Однокоренные слова: снежок, снежный,  белоснежный, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегоход, снеговой, снежочек

2. Лексическое значение слова:

«Один кристаллик снега в виде звездочки»

3. Однокоренные слова: снежок, снежный,

белоснежный, снегопад, снеговик,

Снегурочка, подснежник, снегоход,

снеговой, снежочек

Синонимы – ледяной кристаллик, пушинка Антонимы – льдинка, капелька воды

Синонимы – ледяной кристаллик, пушинка

Антонимы – льдинка, капелька воды

5. Прилагательные: снежинки пушистые,  белые, блестящие, легкие, порхающие,  маленькие, крохотные, холодные, кружевные, резные, красивые, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, ледяные, нежные, хрупкие  6. Глаголы: летят, кружатся, сверкают, блестят, тают, танцуют  вальс, порхают

5. Прилагательные: снежинки пушистые,

белые, блестящие, легкие, порхающие,

маленькие, крохотные, холодные, кружевные, резные, красивые, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, ледяные, нежные, хрупкие

6. Глаголы: летят, кружатся,

сверкают, блестят, тают, танцуют

вальс, порхают

7. Предложения   Красивые снежинки медленно кружились и опускались на землю. Блестящая, белая снежинка упала мне на ладонь. Снежинки вертелись в танце, засыпая землю.

7. Предложения

  Красивые снежинки медленно кружились и опускались на землю.

Блестящая, белая снежинка упала мне на ладонь.

Снежинки вертелись в танце, засыпая землю.

8. Пословицы, поговорки «Одна снежинка может согнуть лист бамбука» « Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет».   « Первый снег выпадает за сорок дней до зимы». « Февраль богат снегом, апрель — водою».  9. Фразеологизмы «Как снег на голову»  «Белые мухи»

8. Пословицы, поговорки

«Одна снежинка может согнуть лист бамбука»

« Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет».

  « Первый снег выпадает за сорок дней до зимы».

« Февраль богат снегом, апрель — водою».

9. Фразеологизмы

«Как снег на голову»

«Белые мухи»

О чем шепчутся снежинки?  Стоял теплый зимний денек. На улице шел пушистый снег. Легкие снежинки порхали в воздухе.  Казалось, что они между собой перешептываются.  О чем? Одна мечтала попасть на окошко школы, чтобы посмотреть на старательных учеников. Другая шептала, что хочет укрыть дерево от холода. А третья вовсе не хотела падать. Она мечтала танцевать и танцевать в воздухе. Вот так снежинки шептались и кружились в танце.

О чем шепчутся снежинки?

Стоял теплый зимний денек. На улице шел

пушистый снег. Легкие снежинки порхали в воздухе.

Казалось, что они между собой перешептываются.

О чем? Одна мечтала попасть на окошко школы,

чтобы посмотреть на старательных учеников.

Другая шептала, что хочет укрыть дерево от холода.

А третья вовсе не хотела падать. Она мечтала

танцевать и танцевать в воздухе. Вот так снежинки

шептались и кружились в танце.

О чем шепчутся снежинки?  Белоснежные снежинки кружились  в воздухе. Они порхали и шептались. Как хотелось им попасть в сказочный мир. Украсить землю сверкающим ковром, построить снежные замки.  Они как пушинки летали и танцевали.

О чем шепчутся снежинки?

Белоснежные снежинки кружились

в воздухе. Они порхали и шептались.

Как хотелось им попасть в сказочный мир.

Украсить землю сверкающим ковром,

построить снежные замки.

Они как пушинки летали и танцевали.

Правила составления синквейна

Правила составления синквейна

  • Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею
  • Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль
  • Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы
  • Четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме
  • Пятая строка – слово или слова, связанные с первым, отражающие сущность темы
1. Доброта  2. Сердечная, душевная, светлая  3. Помогает, проявляется, ободряет 4. Доброта нужна всем людям  5. Доброта – важное качество для человека  Вчера после школы мы с ребятами играли в снежки.  Потом разошлись по домам. Когда я пришел домой,  то обнаружил, что потерял портфель и пошел искать. Друзей уже не было. Около школы гулял незнакомый мальчик. Он увидел, что я что-то ищу. Мальчик помог мне в сугробе отыскать портфель. Я ему был благодарен.   В его сердце живет светлая доброта. Это важное  качество для каждого человека.

1. Доброта

2. Сердечная, душевная, светлая

3. Помогает, проявляется, ободряет

4. Доброта нужна всем людям

5. Доброта – важное качество для человека

Вчера после школы мы с ребятами играли в снежки.

Потом разошлись по домам. Когда я пришел домой,

то обнаружил, что потерял портфель и пошел искать.

Друзей уже не было. Около школы гулял незнакомый

мальчик. Он увидел, что я что-то ищу. Мальчик помог

мне в сугробе отыскать портфель. Я ему был благодарен.

В его сердце живет светлая доброта. Это важное

качество для каждого человека.

Ручей. Веселый, журчащий. Бежит, журчит, звенит. Веселый ручей бежит с горы. Ручей впадает в реку.
  • Ручей.
  • Веселый, журчащий.
  • Бежит, журчит, звенит.
  • Веселый ручей бежит с горы.
  • Ручей впадает в реку.

Веселый ручеек спускается с горы.

Он бежит быстро и звонко. По его волнам

плывет кораблик. Ручей уносит корабль

далеко-далеко. Там он попадет в реку

и поплывет дальше .

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!