Развитие связной речи младших школьников на основе исследовательского подхода
Развитие связной речи является одним из главных направлений общения в начальной школе, а основой для развития речи является работа над словом, которая идёт в следующих направлениях: обогащение, уточнение, активизация словаря. Это первый шаг в формировании информационной культуры школьников.
Работа со словом имеет большое значение, поэтому уже в начальных классах надо учить детей работать со словарем, собирать материал о словах, анализировать, сравнивать, удивляться находкам, что побуждает интерес к истории языка, живому слову. Вообще же такая работа ведется не только со словарным словом, а с любым словом, с любой орфограммой. В своей работе я использую исследовательский подход к развитию связной речи. Такая работа выстраивается в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Предъявление слова.
Слово не дается в готовом виде, нужно так презентовать его, чтобы ученику было интересно. Приемы могут быть разные: чтение загадки, решение кроссворда, описание признаков предмета, толкование слова, не называя его.
Исследование слова учащимися по плану.
1.Слово (мои ассоциации)
2.Лексическое значение слова. Обратимся к толковым словарям.
3.Подбор однокоренных слов (наблюдение над единым написанием корня).
4. Подбор синонимов, антонимов.
5. Рассматриваем сочетаемость слов, т.е. подбираем словосочетания. Называем подходящие прилагательные.
6. Подбор глаголов.
7. Составление предложений или поиск предложений с этим словом.
8. Подбор пословиц, поговорок, загадок.
9.Поиск стихотворений, фразеологизмов.
10. Составление небольшого рассказа.
Примеры:
Слово «снежинка» предлагается в виде загадки:
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села –
От тепла растаяла.
- По каким признакам догадались, что это снежинка?
- Что представили, услышав это слово?
2. Лексическое значение слова: «Один кристаллик снега в виде звездочки».
3. Однокоренные слова: снежок, снежный, белоснежный, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегоход, снеговой, снежочек.
4. Синонимы – ледяной кристаллик, пушинка.
Антонимы – льдинка, капелька воды.
5. Прилагательные: снежинки пушистые, белые, блестящие, легкие, порхающие, маленькие, крохотные, холодные, кружевные, резные, красивые, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, ледяные, нежные, хрупкие.
6. Глаголы: летят, кружатся, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.
7. Предложения.
Красивые снежинки медленно кружились и опускались на землю.
Блестящая, белая снежинка упала мне на ладонь.
Снежинки вертелись в танце, засыпая землю.
8. Пословицы, поговорки. (Обязательно объяснить, как понимают)
«Одна снежинка может согнуть лист бамбука».
« Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет».
«Первый снег выпадает за сорок дней до зимы».
«Февраль богат снегом, апрель — водою».
9. Фразеологизмы. «Как снег на голову», «Белые мухи».
10. Сочинение «О чем шепчутся снежинки?»
а) Стоял теплый зимний денек. На улице шел пушистый снег. Легкие снежинки порхали в воздухе. Казалось, что они между собой перешептываются.
О чем? Одна мечтала попасть на окошко школы, чтобы посмотреть на старательных учеников. Другая шептала, что хочет укрыть дерево от холода.
А третья вовсе не хотела падать. Она мечтала танцевать и танцевать в воздухе. Вот так снежинки шептались и кружились в танце.
б) Белоснежные снежинки кружились в воздухе. Они порхали и шептались.
Как хотелось им попасть в сказочный мир. Украсить землю сверкающим ковром, построить снежные замки. Они как пушинки летали и танцевали.
Предшествующей работой была работа по развитию речи, используя синквейн.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слово или слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Пример синквейна слову доброта, который составлен детьми:
1. Доброта.
2. Сердечная, душевная, светлая.
3. Помогает, проявляется, ободряет.
4. Доброта нужна всем людям.
5. Доброта – важное качество для человека.
Планируя работу по развитию связной речи, использую слова из синквейна, чтобы придумать рассказ.
Рассказ.
Вчера после школы мы с ребятами играли в снежки. Потом разошлись по домам. Когда я пришел домой, то обнаружил, что потерял портфель и пошел искать. Друзей уже не было. Около школы гулял незнакомый мальчик. Он увидел, что я что-то ищу. Мальчик помог мне в сугробе отыскать портфель. Я ему был благодарен. В его сердце живет светлая доброта. Это важное качество для каждого человека.
Ручей.
Веселый, журчащий.
Бежит, журчит, звенит.
Веселый ручей бежит с горы.
Ручей впадает в реку.
Рассказ.
Веселый ручеек спускается с горы. Он бежит быстро и звонко. По его волнам плывет кораблик. Ручей уносит корабль далеко-далеко. Там он попадет в реку и поплывет дальше.
Учитель в процессе работы над развитием речи должен нацеливать их на самостоятельное добывание знаний в области русского языка: обращение к книгам по занимательной грамматике, лингвистике, словарям и справочникам.
Таким образом, исследовательская деятельность помогает решить одну из важнейших задач – развитие связной речи, так как в процессе изучения пословиц, синонимов, антонимов, подбора прилагательных, глаголов и внедрения их в речь, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона, лексико-грамматический строй, интонационно-ритмический строй речи.