СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной письменной речи на уроках грамматики и правописания в средних классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном цивилизованном обществе письменная речь играет важную роль и используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации ,и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, в  личной жизни человека.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она даёт возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека в обществе, а для выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида особенно. Важность овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья русским(родным) языком объясняется не только тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов.

Вся система коррекционно-педагогической работы имеет цель:

-           реабилитировать и социально адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих основных задач:

-           развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков, прежде всего умственного развития;

-           формирование нравственного воспитания;

-           разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приёмов обучения, системы упражнений, способствующих коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития;

-           совершенствование речевой практики и сознательное использование языковых средств в процессе восприятия и порождения речи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвящённые изучению развития связной письменной речи у наших детей, до сих пор остаётся нерешённым вопрос о том, в какой мере овладение учащихся 7-8 классов связной письменной речью (текстом) определяет в целом их речевое развитие. Постановка этого вопроса закономерна, поскольку известно, что именно овладение письменной речью рассматривается как одно из основных новообразований у детей школьного возраста ( Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), и это новообразование вследствие системного строения психики не может в свою очередь не оказывать влияния на речевое развитие.

В работе по развитию связной письменной речи использую следующие методические приёмы:

-           систематическая лексическая работа: слово и его значение, работа с орфографическим и толковым словарями; разъяснение с применением презентации, видеофрагментов;

-           синтаксическая и стилистическая работа: составление словосочетаний и предложений, анализ текстов, творческие разминки «Продолжи фразу», «Исправь предложения» и др.;

-           творческие задания: написание изложений, сочинений, редактирование текста, составление жизненно востребованных текстов(письма, автобиография, объяснительная записка, расписка, заявление, резюме);

-           составление сообщений по темам и отзывов(например, о своих товарищах), исследование каких-либо явлений, поиск решения проблемы;

-           взаимодействие и сотрудничество с родителями.

Одним из условий методически правильной организации работы над письменной формой речи является предварительная устная подготовка к построению письменных высказываний. Школьники анализируют слова, отрабатывают содержание, грамматическое и стилистическое оформление предложений и частей текста перед их фиксацией в тетрадях. Внимание детей должно быть также сосредоточено на отработке правильной мелодики речи, синтаксических пауз, что способствует формированию умений делить речевой поток на предложения, определять их специфику на основе интонации. Приобретённые таким образом умения предупреждают появление в письменной речи ошибок типа нанизывания предложений друг на друга, неадекватного разрыва предложений, неправильного использования знаков препинания. Не менее важно на уроках письма и развития речи использовать творческие письменные задания в форме сочинений, изложений, свободных диктантов. В этом случае более фиксированный и регламентированный грамматический строй письменной речи частично устраняет недостатки устной речи, позволяет целенаправленнее работать над исправлением стилистических и грамматических ошибок.

Основными принципами моей педагогической системы являются:

- гуманизация образования;

- личностный подход в обучении;

- педагогика сотрудничества:

- развитие познавательных и творческих способностей;

- учёт возрастных особенностей.

Уроки грамматики и правописания - это партнёрство учителя и ученика, при котором голос каждого должен быть услышан и каждая точка зрения высказана. Вовлекая своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых сложных проблем, написания творческих работ, помогаю учащимся увидеть глубину художественных произведений, осмыслить написанное , открывая перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

Ведущая педагогическая идея моего опыта - это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, подлинном интересе, идея саморазвития личности ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизни необходимо:

-           внедрение новых педагогических технологий в работу;

-           создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д;

-           постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать учащихся;

-           накопление собственного опыта и изучение опыта коллег.

Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!