СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Домашняя контрольная работа по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи у детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

 

Домашняя контрольная работа

      по  междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи у детей» 

Просмотр содержимого документа
«Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Домашняя контрольная работа по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи у детей»»

ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБПОУ «ТГПК»)



Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста



Домашняя контрольная работа

по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи у детей»











Выполнил: Солоницина Ксения Леонидовна

Студентка заочной формы обучения 3 курса 543 группы

Проверил: Лочман Татьяна Брониславовна, преподаватель

Домашний адрес: п. Молодежный, 7-54

Телефон: 8-953-917-72-20











Томск- 2016



Содержание





1. Историческая справка эпохи жизнедеятельности Я.А. Коменского………………………………………………………………………..3

2. Педагогический опыт Я.А. Коменского в период с 1625 по 1667 гг……………………………………………………………………………………7

3. Сущность учения Я.А. Коменского о родном языке и целесообразности речевого развития детей в период до школы…………….14

4. Влияние трудов Я.А. Коменского на психолого-педагогические исследования проблем развития речи детей…………………………………..16

















1. Историческая справка эпохи жизнедеятельности Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский[3] — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина - Ян Сегеш (Jan Segeš) - перебрался в Моравию из Словакии. И взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Комне, в которой поселился... Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602–04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пржерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка»[4], 1612-56). В 1614 г. Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности»[5] (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии[6] (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году[7]. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность[8].

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.




2. Педагогический опыт Я.А. Коменского в период с 1625 по 1667 гг.


Известно, что Я.А. Коменский много сделал для повышения уровня и благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным в развитии педагогического учения Я.А. Коменского.

После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Я.А. Коменскому как активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. Беда за бедой настигала Я.А. Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Я.А. Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.

Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.

Я.А. Коменский покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где пишет роман-трактат философско-социального направления “Лабиринт света и рай сердца”.В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальное общество.

В 1624 г. в Брандисе Я.А. Коменский познакомился с дочерью епископа Марией-Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайной работе общины братьев, а связав свою судьбу с Я.А. Коменским, стала одним из активных деятелей этого движения.

Весной 1625 г. Я.А. Коменского отправляют в Польшу для выяснения возможности прибежища чехам в этой стране. По возвращении Я.А. Коменский ведет пропаганду об освобождении отечества.

Летом 1626 г. Я.А. Коменский с женой и тестем укрываются в Северо-Восточной Чехии, в Биле-Тржемешне в замке чешского помещика Иржи Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, которая определила круг основных вопросов дидактики и их решение в “Великой дидактике”.

31 июля 1627 г. император Фердинанд II провозгласил католичство официальной религией. В указе протестантам предлагалось поменять религию или покинуть Чехию. Многим патриотам пришлось оставить родину и перебраться в Польшу.

8 февраля 1628 г. Я.А. Коменский поселился в польском городе Лешно, который издавна служил убежищем для “чешских братьев”. В Польше в общей сумме Коменский проводит 28 лет.

Сразу после переезда Я.А. Коменский стал преподавать в гимназии “братьев” естествоведческие предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректора гимназии.

В эти годы Я.А. Коменский проводит большую работу по усовершенствованию “Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году.

Паралельно с работой над “Великой дидактикой” Я.А. Коменский пишет учебник латинского языка “Открытая дверь языков и всех наук”, который произвел переворот в системе преподавания этого важного предмета.

В 1633-1638 гг. Я.А. Коменский продолжает работу над “Великой дидактикой” и решает издать ее на латинском языке, чтобы она была доступна для всех народов. Но сначала он отправляет рукопись своему другу Иоахиму Гюбнеру, попросив его высказать свое мнение об этой работе. Получив отрицательный отзыв Я.А. Коменский долгое время воздерживался от издания “Великой дидактики”. Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании дидактических сочинений. Эта классическая работа Я.А. Коменского - основополагающий труд научной педагогики и она перевдена пости на все языки мира.

Помимо этого в Лешно Я.А. Коменский пишет работы по естествознанию и начинает планировать “Пансофию”. Интересно отметить тот факт, что об этой разработке узнал один английский меценат, крупный коммерсант и к тому же образованный человек Самуэл Гартлиб и обратился к Я.А. Коменскому с письмом, в котором послал некоторую сумму денег и просил его написать “Пансофию” и заранее прислать ему план этой работы. Коменский составил план “Пансофии” и выслал его в Лондон.

Гартлибу очень понравился замысел “Пансофии”, и он без ведома автора издал этот план в Лондоне в 1637 г. под названием “Введение к опытам Я.А. Коменского”. Вторично эта книга была напечатана через два года под названием “Предвестник пансофии”. Эта работа Я.А. Коменского получила широкий отклик как среди выдающихся мыслителей Европы того времени, так и среди государственных деятелей.

В Лешно Я.А. Коменский также создает философско-психологическую работу “Кузнец счастья, или Искусство советовать самому себе”, пишет учебник “Геометрия”, научную работу “Восход и заход главных звезд от восьмого небесного собрания”, учебную книгу “Краткая космография”, “Первейшую философию”, “Гражданскую или политическую историю”. Также он написал сочинение богословско-религиозного характера “Путь покоя”, в котором он защищает протестантско--христианские позиции “Чешских братьев”.

Прославленного педагога и мыслителя Я.А. Коменского в 1638 г. приглашают в Швецию для преобразования школьной системы. Я.А. Коменский отказался от этого приглашения, так как был в то время занят работой над “Пансофией”. Гартлиб, пользующийся большим влиянием в английском парламенте, ставит вопрос о приглашении Я.А. Коменского в Англию для осуществления идеи пансофии.

В соответствии с идеями Коменского Гартлиб ставил вопрос об учреждении в Англии международной колллегшии наук, которая смогла бы обобщить и свести воедино все достижения из различных областей науки и знания. Коменски получил согласие от синода и направился в Англию.

В сентябре 1641 г. Я.А. Коменский прибыл в Лондон и поселился в семье Гартлиба. Но в момент прибытия страна была охвачена огнем гражданской войны. В такой политической ситуации парламенту было не до образования и культуры. Поэтому план Коменкого и Гартлиба не осуществился.

Несмотря на это, в период пребывания в Англии Я.А. Коменский сумел написать труд пансофического характера “Путь света”, в которй развивает идею всеобщей гармонии и мира между народами и ставит вопрос о создании международного языка и об учреждении всемирного совета.

Политическая обстановка в Англии не способствовала осуществлению идей Коменского в ближайшие годы, и он решил вернуться в Лешно. Однако в это время известный коммерсант Людвиг ван Геер приглашает его в Швецию для работы. Под влиянием государственного канцлера Швеции Оксенштирие, который пытался убедить его в неосуществимости идеи “Пансофии”, Коменский прекратил работу над ней и занялся вопросами методики преподавания латинского языка, хотя и считал эту работу второстепенной.

В 1646 г. Я.А. Коменский представил в Стокгольме высшему жюри университета еще не законченные дидактико-методические труды и в их числе - “Новейший метод преподавания языков”.

В этой работе изложена методика преподавания латинского языка, основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем - правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.

В соответствии с указаниями жюри Я.А. Коменский приступил к подготовке к печати и других трудов. А весной 1647 г. Я.А. Коменский снова приступил к работе над “Пансофией”.

В 1648 г. скончался главный епископ “Чешских братьев” и синод пригласил на эту должность Я.А. Коменского. Он вернулся в Лешно, где ему суждено было стать последним руководителем общины.

В период второго пребывания в Лешно Я.А. Коменский отредактировал работу Ласицкого “История братьев” и написал работу ”Свет во мраке”, которая была издана в 1657 году.

В октябре 1648 г. Весгфальским миром закончилась Тридцатилетняя война. По положению договора вера подданых определялась той верой, которую исповедует их господин, что давало равные права кальвинистам, лютералами католикам, но только феодалам. Чехия по этому договору оказалась под господством Ггабсбургов, и поэтому католизм по-прежнему оставался государственной религией. Чешские изгнанники, бежавшие в Польшу, навсегда лишились возможности вернуться на родину.

В марте 1650 г. был проведен конгресс представителей общин “Чешских братьев”, который принял постановление сохранить свою церковь и незыблемо соблюдать свой прежний устав.

В 1650 г. Я.А. Коменского пригласил к себе покровитель Венгрии граф Сигизмунд Ракочи, который предложил ему консультировать руководство школой в г. Шарош-Патаке, а также осуществить свой пансофический план. Коменский охотно принял приглашение, поскольку в Венгрии “Чешским братьям” оказывали покровительство и помощь. В октябре 1650 г. Я.А. Коменский с женой и детьми поселился в Шарош-Патаке.

Венгерский период (четыре года) был одним из самых прлодотворных периодов в жизни Коменского.

Практическая работа в в гимназии в значительной степени обусловила теоретическую разработку им различных вопросов педагогики. Я.А. Коменскому не удалось полностью перестроить гимназию в соответствии с идеями, изложенными в “Пансофической школе”, но он сумел открыть три по-новому организованных класса, обучение в которых велось по учебникам самого Я.А. Коменского и в духе его дидактической концепции.

Из трудов этого времени особенно большое значение имеет бессмертная книга “Мир чувственных вещей в картинках”, которая быстро распространилась по всей Европе как замечательный учебник для изучения латинского языка. Этот учебник важен тем, что в нем последовательно реализован принцип наглядности. Эта книга оставалась признанным учебником почти до конца XIX века. Еще с десяток трудов педагогическо-дидактического характера написаны Коменским за годы пребывания в Шарош-Патаке.

В 1654 г. Я.А. Коменского вызывают в Лешно, где он продолжает свою деятельность, но в Лешно он проводит очень мало времени, так как в 1655 г. между Польшей и Швецией началась война. “Чешские братья” считали победу Швеции предпосылкой для освобождения Чехии и сочуствовали шведам.

Это, а также то, что Я.А. Коменский написал панегирик в честь короля Швеции Карла Густава, вызвало недовольство правящих кругов Польши “Чешскими братьями”. Когда польские войска взяли г. Лешно, они предали город огню, и разоренные чехи вынуждены были бежать не только из Лешно, но и из Польши. Во время пожара сгорела большая часть рукописей Коменского и все его проповеди, а сам он бежал в Силези и поселился в г. Фарнкфурте. Но вскоре он получил приглашение от сына своего друга Людвига ван Геера переехать в Амстердам, и в 1656 г. он вновь переезжает. Амстердамский сенат выделил чешским беженцам 2 млн. флоринов, а Коменского пригласил на должность профессора и назначил ему ежегодно 800 флоринов, чтобы он мог спокойно жить и продолжать работу над пансофическими трудами. Я.А. Коменский из скромности отказался от должности профессора, но с горячей благодарностью принял помощь сената.

Амстердамский период жизни Я.А. Коменского имеет всемирно-историческое значение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлению амтсердамского сената и при материальной поддержке ван Геера было осуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, который содержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешского педагога.

С начала 60-х годов Я.А. Коменский почти прекратил работу над вопросами дидактики и последние 10 лет своей жизни посвятил практической деятельности по освобождению своей родины и разработке проблем мира и сотрудничества между народами. В эти годы он создает сочинение, которое называет “Всеобщий совет людским поколениям и в первую очередь - ученым, служителям религии, европейским властям об упорядочении дел человеческих. Я.А. Коменский начал писать некоторые работы, вошедшие в это сочинение, еще в 1645 году, но не успел, и завещал их привести в порядок своему сыну. Многие рукописи были утеряны, и найдены только в 1934 г.

“Общий совет об исправлении дел человеческих” полностью впервые был опубликован в 1966 г. Чехословацкой академией наук. “Общий совет - зеркало общественно-политического мировоззрения Я.А. Коменского.

В 1667 г. он публикует работу “Ангел мира”, в которой призывает человечество к миру и решению спорных вопросов государства на основе доброй воли, а не путем использования оружия и насилия.

Уставший от трудов и борьбы, лишенный родины, измученный Я.А. Коменский пишет сочинение “Единственно необходимое”, в котором мыслитель подводит итоги своей жизни. С глубокой горечью пишет Я.А. Коменский: “Вся моя жизнь протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянно менялось, нигде не находил я себе прочного приюта”.

Последним сочиненим Я.А. Коменского было “Продолжение братского завещания”, которое является автобиографией Я.А. Коменского.



3. Сущность учения Я.А. Коменского о родном языке и целесообразности речевого развития детей в период до школы.

Коменский разработал глубокое учение о школе. Важными компонентами этого учения является возрастная периодизация развития детей, система школ, содержание образования и требования к организации работы учебных заведений.

Образование, по мнению Коменского, следует начинать как можно раньше и посвятить ей весь период юности - 24 года. Данный отрезок времени он разделил на четыре 6-летние возрастные периоды: детство (0-6 г.), отрочество (6-12 г.), юность (12-18 г.), возмужалость (18-24 г.). В основу такого деления он положил возрастные особенности детей.

Каждому возрастному периоду Коменский определил соответствующую школу: материнская школа (материнское опекунство в каждой семье) школа родного языка (элементарная народная школа, создается в каждой общине, деревне, городе) латинская школа или гимназия (создается в каждом городе) академия (создается в каждом государстве или большой провинции).

Первые две школы посещают все без исключения дети обоих полов; гимназию - те мальчики, у кого стремление выше, чем быть ремесленниками; академия готовит ученых и будущих руководителей других.

Согласно принципу природовидповидности определены Коменским 4 возрастные периоды и 4 ступени образования соответствуют 4-м временам года, соответственно - весне, лету, осени и зиме.

Коменский провозглашает принцип доступности начального образования для всех: "Мы стремимся общего образования в интересах всего человеческого для всех, кто родился человеком".

Для всех школ Коменский провозглашает принцип единства и преемственности: "При всем различии этих школ мы желаем, чтобы в них преподавали не различный материал, а один и тот же, только разными способами".

Каждая школа отличается от других своими задачами, содержанием образования и организацией работы.

Материнская школа (дошкольное воспитание детей в семье) призвана прежде всего обеспечить физическое развитие детей, а также дать начатки знаний всего того, чего человек должен научиться в течение жизни. На первом месте - физическое воспитание. Но уже в этом возрасте нужно совершать и нравственное, эстетическое, трудовое, религиозное воспитание: "Родители не должны откладывать воспитание в обучение своих детей учителями, ведь невозможно кривое дерево, уже выросло, сделать прямым".

Коменский подробно описал все стороны дошкольного воспитания в написанном пособии для родителей «Материнская школа» - первой в истории такого рода книге.

Школа родного языка является общедоступной. Обучение в ней происходит на родном языке. Заслуга Коменского в том, что он, в отличие от тогдашних начальных школ, где срок обучения ограничивался 2-3 годами, предложил для этой школы 6-летний курс обучения, чем поднял значение начальной школы.

4. Влияние трудов Я.А. Коменского на психолого-педагогические исследования проблем развития речи детей

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура,- всеобщий язык" ("Панглотия"), "Всеобщее исправление" ("Панортосия") завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчеркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных полит. вопросов. Заключит, часть "Всеобщего Совета" -"Всеобщее поощрение" ("Паннутесия") призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,- подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - богу. Т.о., Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно ему, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и лат. языка - языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания - чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением. Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление его выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.



Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

  2. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского / Г.Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1982. – 167 с.

  3. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика». – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. – 400 с.

  4. Европейская педагогика от античности до Нового времени // Исследования и материалы: Сборник научных трудов /Под. Ред. В.Г.Безрогова и Л.В.Мошковой. В 3-х частях. Ч. 1. - М.: Изд-во ИТ-ПиМИО РАО, 1993. - 245 с.

  5. Иванов Е.В.И История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.

  6. История педагогики и образования: учебное пособие для вузов. / Под ред. З. И. Васильевой. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 427 с.

  7. Кларин В.М., Джуринскийй А.Н. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. / Сост. В.М.Кларин, А.Н. Джуринскийй. М.: Педагогика, 1989. – 398 с .

  8. Коменский Я.А. Великая дидактика // Он же. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

  9. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 223 с.

  10. Копылова О.Ю., Сидоров С.В., Корчагина Л.Г. Педагогика (История педагогики и образования) PDF. Учебно-метод. пособие для студентов пед. вуза. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007.

  11. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Кн. Для учителя / М.В. Кратохвил; Пер. с чеш. Д.М. Прошуниной, Т.Н. Осадченко. М.: Просвещение, 1981. – 189 с.

  12. Я.А.Коменский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!