СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи с использованием культуровоспитывающей технологии. Составление текста о культуре речи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. 6 класс.»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: Развитие речи. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. («О культуре речи»)

Цель урока: Развивать речь учащихся на основе полученных знаний путем составления текста, используя лексическое средство связи – описательный оборот. Показать необходимость знания словарного состава языка. Воспитывать любовь к родному языку, к культуре речи.

Оборудование: проектор, экран, презентация, толковый словарь русского языка.

Используемые технологии: традиционная, ИКТ, культуровоспитывающая, дифференцированное обучение, саморазвивающее обучение.

Подготовка к уроку: карточки с описательными оборотами и текстами с пропущенными орфограммами для слабых учащихся. Подготовка письменных ответов учащихся на вопросы, данные учителем на предыдущем уроке. Использование ресурсов интернета для нахождения информации по вопросам учителя.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Прочитайте тему урока, записанную на экране. (Слайд 1)

На предыдущем уроке мы познакомились с описательным оборотом как лексическим средством связи предложений в тексте. Давайте объясним тему урока. Начнем с ваших знаний о том, что изучает лексика? (Слайд 2. Лексика изучает словарный состав языка. В переводе с греческого «лексис» - слово, выражение).

Как, используя словарный состав языка и зная толкование слов, употребляемых в нашей речи, можно связать предложения в тексте? Мы познакомились с описательным оборотом как средством связи предложений в тексте.

-Что вы понимаете под описательным оборотом? (Объяснение, толкование, уточнение ключевых слов, употребляемых в предыдущих предложениях).

(Слайд 3) Цель урока: составить текст «О культуре речи», в котором предложения будут, в основном, «сцепляться» при помощи описательных оборотов.



  1. Упражнения в нахождении описательных оборотов.

Прежде чем работать над составлением текста, мы должны вспомнить материал предыдущего урока. С этой целью я записала несколько предложений на 1 экране. Ваша задача найти в них описательные обороты и объяснить, какие слова они поясняют. (Слайд 4)

Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами.

Из кустов я вижу пролетную стойку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают.

В заказнике мы видели колонию бобров. Трудолюбивые зверьки соорудили более двадцати плотин.

  1. Работа над составлением текста «О культуре речи».

Зачитывание ответов на вопросы учителя, составленных учащимися при выполнении домашней работы. Вопросы выведены на экран. (Слайд 5)

1.Что такое культура речи? (Признак культурного человека. Раздел языкознания, в котором изучаются языковые нормы и речевые ошибки.

2.Почему важно знать законы языка? (Чтобы владеть культурой речи)

3.Для чего нужно уметь точно выражать свои мысли? (Чтобы тебя правильно поняли)

4.Какие ошибки встречаются в речи людей? (Неверно поставленное ударение в словах, неправильный подбор нужных слов, неумение строить предложения)

5.Какая речь может считаться правильной? (культурная, интеллигентная)

6.Часто ли вы допускаете ошибки?

7.Легко ли, по вашему мнению, овладеть правильной речью? Нужно ли вам это? (учиться правильной речи нужно долго и внимательно, но владение культурой речи помогает человеку стать хорошим собеседником, заслужить уважение людей).

4.Редактирование составленного текста.

Подбор описательных оборотов к определяемым словам. (Слайд 6)

(Слабым учащимся раздать карточки с описательными оборотами).

На экран выведены только определяемые слова, т.е. только первый столбик.

Культура речи – признак культурного человека

Культура речи – раздел языкознания.

Законы языка – правила построения предложений.

Ошибки – нарушения норм языка.

Правильная речь – интеллигентная речь.

Культурная речь – хорошая речь. 2





Окончательный вариант текста.

О культуре речи.



Культура речипризнак культурного человека, а также это раздел языкознания, изучающий языковые нормы и речевые ошибки.

Чтобы владеть культурой речи, надо знать законы языка. Эти правила построения предложений позволяют точно выражать свои мысли, чтобы тебя правильно поняли.

К сожалению, в речи людей встречаются следующие ошибки: неверно поставленное ударение в словах, неправильный подбор нужных слов, неумение строить предложения. Эти нарушения норм языка делают речь неправильной и бедной.

Правильной считается культурная, интеллигентная речь.

Мы часто совершаем речевые ошибки. Трудно овладеть правильной речью.

Учиться хорошей речи надо долго и внимательно, но владение культурой речи помогает человеку стать хорошим собеседником, заслужить уважение людей.

(слабым учащимся раздать тексты с пропущенными орфограммами)

  1. Сравнение двух текстов: первоначального и конечного.

Зачитывание двух вариантов текста.

Задание. (Слайд 7)

-Сделайте вывод о значении описательного оборота для выразительности речи.



  1. Итог урока. Оценка ответов учащихся. (Слайд 8)

Итак, наличие описательного оборота при связи предложений в тексте делает более выразительной нашу речь. Описательный оборот дает возможность избежать повторения слов и однообразности нашей речи. Использовать описательные обороты может тот человек, кто знает много слов. Чем больше слов – тем богаче речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение. Читайте больше и ваша речь будет выразительной.

Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение по толковому словарю и постараться их запомнить. Словарь – ваш помощник в познании великого русского языка. (Демонстрация толкового словаря русского языка)

6.Домашнее задание. Записать в тетради окончательный вариант текста, отметить определяемые слова и подчеркнуть описательные обороты. 3

Карточка для слабых учащихся



Культура речи – признак культурного человека.

Культура речи – раздел языкознания.

Законы языка – правила построения предложений.

Ошибки – нарушения норм языка.

Правильная речь – интеллигентная речь.

Культурная речь – хорошая речь/



О культуре речи.

Культура речи –-------------------------------------------, а также это----------------------------------, изуч...ющий языковые нормы и р…чевые оши…ки.

Чтобы владеть культурой речи, надо знать законы языка. Эти -------------------------------------------------позв…ляют точно выр…жать свои мысли, чтобы тебя правильно пон…ли.

К сож…лению, в речи людей встреч…ют(?)ся следующие оши…ки: неверно п…ставленное уд…рение в словах, неправильный подбор нужных слов, неумение строить предл…жения. Эти --------------------------------------------------делают речь неправильной и бедной.

Правильной считает(?)ся культурная,-----------------------------------.

Мы ч…сто совершаем речевые ошибки. Трудно овл…деть правильной речью.

Учит(?)ся ----------------------------------надо долго и внимательно, но владение культурой речи пом…гает человеку стать х…рошим собеседником, заслужить ув…жение людей.























4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!