СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи и формирование читательской компетенции учащихся через смысловое чтение на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестационная работа на первую категорию "Развитие речи и формирование читательской компетенции учащихся через смысловое чтение на уроках литературы"

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи и формирование читательской компетенции учащихся через смысловое чтение на уроке литературы»

                                                      Ермолаева Татьяна Владимировна Место работы :  МБОУ «Школа № 96» Должность : учитель русского языка и литературы Квалификационная категория: первая Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний. К. Д. Ушинский

Ермолаева Татьяна Владимировна

Место работы :

МБОУ «Школа № 96»

Должность : учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: первая

Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К. Д. Ушинский

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  « Школа № 96»   Аттестационная работа на тему:     Развитие речи и формирование читательской компетенции учащихся через смысловое чтение на уроке литературы  (на примере УМК Т.Ф.Курдюмовой ) Начальные сведения о курсе, пособия и материалы, необходимые для занятий или проекта.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа № 96» Аттестационная работа на тему:

Развитие речи и формирование читательской компетенции учащихся через смысловое чтение на уроке литературы

(на примере УМК Т.Ф.Курдюмовой )

Начальные сведения о курсе, пособия и материалы, необходимые для занятий или проекта.

Условия формирования личного вклада педагога  в развитие образования    Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС» (108 часов, 13.01.15.-15.03.14г.) Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий по методике оценивания экзаменационных работ ГИА по русскому языку(материалы ФИПИ, 18 часов. Май, 2014,2015,2016г.  Диссеминация педагогического опыта (ШМО, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ, открытые уроки.)  Самообразование – самостоятельное изучение литературы с помощью Интернет Шаблон расписания с необязательными периодами и задачами.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

  • Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС» (108 часов, 13.01.15.-15.03.14г.)
  • Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий по методике оценивания экзаменационных работ ГИА по русскому языку(материалы ФИПИ, 18 часов. Май, 2014,2015,2016г.
  • Диссеминация педагогического опыта (ШМО, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ, открытые уроки.)
  • Самообразование – самостоятельное изучение литературы с помощью Интернет

Шаблон расписания с необязательными периодами и задачами.

 Актуальность личного вклада педагога  в развитие образования     Обновлённые роли учителя и ученика в условиях новых стандартов как условие достижения высокого качества образования   Современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, т.е. всесторонне развитую интеллектуальную, духовную личностью, способную адаптироваться в сложном современном мире    Негативное воздействие научно- технического прогресса на сознание человека; снижение читательской способности и мотивации к обучению современных школьников    Овладение навыками смыслового чтения –обязательный компонент освоения основной образовательной программы Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Обновлённые роли учителя и ученика в условиях новых стандартов как условие достижения высокого качества образования Современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, т.е. всесторонне развитую интеллектуальную, духовную личностью, способную адаптироваться в сложном современном мире Негативное воздействие научно- технического прогресса на сознание человека; снижение читательской способности и мотивации к обучению современных школьников Овладение навыками смыслового чтения –обязательный компонент освоения основной образовательной программы

Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

   Актуальность        Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основы, составляющей ключевые компетенции с применением средств современных технологий. Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Актуальность

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основы, составляющей ключевые компетенции с применением средств современных технологий.

Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

                  Цели и задачи педагогической деятельности  Цель:  Создание оптимальных условий, обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование и развитие читательских компетенций через стратегию смыслового чтения; воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой культуры.    Задачи:  1 . Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.  2. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.  3. Дать понятие о стратегиях чтения, их классификации, а также использовании на разных этапах работы с учебными и научными текстами.  4. Научить применять необходимые приёмы и стратегии в зависимости от задач чтения и назначения текстов.  5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.    Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Цели и задачи педагогической деятельности Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование и развитие читательских компетенций через стратегию смыслового чтения; воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой культуры.  Задачи: 1 . Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать. 2. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности. 3. Дать понятие о стратегиях чтения, их классификации, а также использовании на разных этапах работы с учебными и научными текстами. 4. Научить применять необходимые приёмы и стратегии в зависимости от задач чтения и назначения текстов. 5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога  в развитие образования     Ведущая идея: организация работы на уроках русского языка и литературы с помощью современных образовательных технологий способствует формированию всех видов УУД и обеспечивает воспитание современного школьника как всесторонне развитой личности. Средства достижения цели Обучение в сотрудничестве Разноуровневое обучение (индивидуальный и дифференцированный подход к обучению) Игра Использование ИКТ Проектирование  системно-деятельностный подход   развитие личности ребёнка  на основе универсальных учебных действий Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Ведущая идея: организация работы на уроках русского языка и литературы с помощью современных образовательных технологий способствует формированию всех видов УУД и обеспечивает воспитание современного школьника как всесторонне развитой личности.

Средства достижения цели

  • Обучение в сотрудничестве
  • Разноуровневое обучение (индивидуальный и дифференцированный подход к обучению)
  • Игра
  • Использование ИКТ
  • Проектирование

системно-деятельностный подход

развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий

Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Междисциплинарная программа основной школы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»  Деятельностный подход личного вклада педагога в развитие образования  Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Чтение в составе УУД Междисциплинарная программа начальной школы «Чтение. Работа с текстом» Заключение по итогам курса, лекции и т. д. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном Вычитывание информации из текста; Интерпретация прочитанного; Размышления и оценка прочитанного Читательская компетентность

Междисциплинарная программа основной школы

«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Деятельностный подход личного вклада педагога в развитие образования Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

Чтение

в составе УУД

Междисциплинарная программа начальной школы

«Чтение. Работа с текстом»

Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном

Вычитывание информации из текста;

Интерпретация прочитанного;

Размышления и оценка прочитанного

Читательская компетентность

Приёмы и техники смыслового чтения Три основных этапа чтения Получение общего представления о книге и анализ её структуры Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги Формирование собственного  критического мнения о книге Прогнозирование Заполнение таблицы  Чтение с пометами Чтение с остановками Ассоциация Ромашка Блума Тонкие и толстые вопросы Цветопись Пятиминутное эссе

Приёмы и техники

смыслового чтения

Три основных этапа чтения

Получение общего представления

о книге и анализ её структуры

Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги

Формирование собственного

критического мнения о книге

Прогнозирование

Заполнение таблицы

Чтение с пометами Чтение с остановками

Ассоциация

Ромашка Блума

Тонкие и толстые вопросы

Цветопись

Пятиминутное эссе

Показателями сформированности полноценного читательского навыка являются: а) использование приёмов смыслового чтения для самостоятельного получения новых знаний на всех без исключения уроках;  б) умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации по изучаемой теме;  в) умение комментировать прочитанное, составлять собственные тексты в устной и письменной форме;  г) умение использовать знания, полученные в ходе самостоятельного смыслового чтения для развития своих знаний и возможностей, для успешного осуществления познавательных и учебных целей. Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Показателями сформированности полноценного читательского навыка являются:

а) использование приёмов смыслового чтения для самостоятельного получения новых знаний на всех без исключения уроках; б) умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации по изучаемой теме; в) умение комментировать прочитанное, составлять собственные тексты в устной и письменной форме; г) умение использовать знания, полученные в ходе самостоятельного смыслового чтения для развития своих знаний и возможностей, для успешного осуществления познавательных и учебных целей.

Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Диапазон личного вклада педагога  в развитие образования Практическое применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе Применяется на различных этапах урока: Изучение нового материала. Актуализация знаний. Рефлексия. Домашнее задание.  Системность применения материала усиливает:   Повышение качества обучения.  Критическое мышление учащихся.  Возможность для самореализации и самоутверждения.

Диапазон личного вклада педагога

в развитие образования

Практическое применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы

в 5 классе

Применяется на различных этапах урока:

  • Изучение нового материала.
  • Актуализация знаний.
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание.

Системность применения материала усиливает:

  • Повышение качества обучения.
  • Критическое мышление учащихся.
  • Возможность для самореализации и самоутверждения.

Практическое применение стратегии смыслового чтения

Практическое применение стратегии смыслового чтения

Практическое применение стратегии смыслового чтения      Автор:______________________________________ Название книги:______________________________ Жанр : ______________________________________  ЗАДАНИЯ:  1. До чтения постарайся заполнить первую графу таблицы на основании того, что ты знаешь или думаешь, что знаешь об этом произведении и его авторе. 2. Заполни вторую графу, записав туда вопросы, которые хотелось бы прояснить 3 . После чтения — сделай краткие записи в третьей графе. знаю (имеющиеся на данный момент твои знания, идеи, соображения по данному вопросу) ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ ( вопросы, которые тебе хотелось бы прояснить)   (графа заполняется после чтения и представляется в конце на общем обсуждении) Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

Практическое применение стратегии смыслового чтения

Автор:______________________________________

Название книги:______________________________

Жанр : ______________________________________

ЗАДАНИЯ:

1. До чтения постарайся заполнить первую графу таблицы на основании того, что ты знаешь или думаешь, что знаешь об этом произведении и его авторе.

2. Заполни вторую графу, записав туда вопросы, которые хотелось бы прояснить

3 . После чтения — сделай краткие записи в третьей графе.

знаю

(имеющиеся на данный момент твои знания, идеи, соображения по данному вопросу)

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

( вопросы, которые тебе хотелось бы прояснить)

(графа заполняется после чтения и представляется в конце на общем обсуждении)

Заключение по итогам курса, лекции и т. д.

  Гоблины Словарная работа Хоббит Древесные эльфы  Орлы Гном Драконы     Тролли Голлум

Гоблины

Словарная работа

Хоббит

Древесные эльфы

Орлы

Гном

Драконы

Тролли

Голлум

Результативность профессиональной педагогической деятельности СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Результативность профессиональной

педагогической деятельности

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности работника Открытые уроки с применением рассмотренной технологии Выступления на заседаниях ШМО/РМО и педсоветах Участие в работе школьных и районных тематических семинаров Интернет-публикации

Транслируемость практических достижений

профессиональной деятельности работника

Открытые уроки с применением рассмотренной технологии

Выступления на заседаниях ШМО/РМО и педсоветах

Участие в работе школьных и районных тематических семинаров

Интернет-публикации

Литература Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»). 2. Беленькая О.Н. Читательская компетенция как базовая основа ключевых компетенций учащихся. -М., 2006. -14 с. 3. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. -М.: МЦБС, 2012. -С. 66-68. ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ   http://pedsovet.org/ http://www.it-n.ru http://nsc.1september.ru/

Литература

  • Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

2. Беленькая О.Н. Читательская компетенция как базовая основа

ключевых компетенций учащихся. -М., 2006. -14 с.

3. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской

компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. -М.: МЦБС, 2012. -С. 66-68.

ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ

 

  • http://pedsovet.org/
  • http://www.it-n.ru
  • http://nsc.1september.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!