Ермолаева Татьяна Владимировна
Место работы :
МБОУ «Школа № 96»
Должность : учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: первая
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
К. Д. Ушинский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа № 96» Аттестационная работа на тему:
Развитие речи и формирование читательской компетенции учащихся через смысловое чтение на уроке литературы
(на примере УМК Т.Ф.Курдюмовой )
Начальные сведения о курсе, пособия и материалы, необходимые для занятий или проекта.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
- Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС» (108 часов, 13.01.15.-15.03.14г.)
- Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий по методике оценивания экзаменационных работ ГИА по русскому языку(материалы ФИПИ, 18 часов. Май, 2014,2015,2016г.
- Диссеминация педагогического опыта (ШМО, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ, открытые уроки.)
- Самообразование – самостоятельное изучение литературы с помощью Интернет
Шаблон расписания с необязательными периодами и задачами.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Обновлённые роли учителя и ученика в условиях новых стандартов как условие достижения высокого качества образования Современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, т.е. всесторонне развитую интеллектуальную, духовную личностью, способную адаптироваться в сложном современном мире Негативное воздействие научно- технического прогресса на сознание человека; снижение читательской способности и мотивации к обучению современных школьников Овладение навыками смыслового чтения –обязательный компонент освоения основной образовательной программы
Заключение по итогам курса, лекции и т. д.
Актуальность
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основы, составляющей ключевые компетенции с применением средств современных технологий.
Заключение по итогам курса, лекции и т. д.
Цели и задачи педагогической деятельности Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование и развитие читательских компетенций через стратегию смыслового чтения; воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой культуры. Задачи: 1 . Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать. 2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности. 3. Дать понятие о стратегиях чтения, их классификации, а также использовании на разных этапах работы с учебными и научными текстами. 4. Научить применять необходимые приёмы и стратегии в зависимости от задач чтения и назначения текстов. 5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Заключение по итогам курса, лекции и т. д.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Ведущая идея: организация работы на уроках русского языка и литературы с помощью современных образовательных технологий способствует формированию всех видов УУД и обеспечивает воспитание современного школьника как всесторонне развитой личности.
Средства достижения цели
- Обучение в сотрудничестве
- Разноуровневое обучение (индивидуальный и дифференцированный подход к обучению)
- Игра
- Использование ИКТ
- Проектирование
системно-деятельностный подход
развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий
Заключение по итогам курса, лекции и т. д.
Междисциплинарная программа основной школы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Деятельностный подход личного вклада педагога в развитие образования Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Личностные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные
УУД
Чтение
в составе УУД
Междисциплинарная программа начальной школы
«Чтение. Работа с текстом»
Заключение по итогам курса, лекции и т. д.
Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном
Вычитывание информации из текста;
Интерпретация прочитанного;
Размышления и оценка прочитанного
Читательская компетентность
Приёмы и техники
смыслового чтения
Три основных этапа чтения
Получение общего представления
о книге и анализ её структуры
Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги
Формирование собственного
критического мнения о книге
Прогнозирование
Заполнение таблицы
Чтение с пометами Чтение с остановками
Ассоциация
Ромашка Блума
Тонкие и толстые вопросы
Цветопись
Пятиминутное эссе
Показателями сформированности полноценного читательского навыка являются:
а) использование приёмов смыслового чтения для самостоятельного получения новых знаний на всех без исключения уроках; б) умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации по изучаемой теме; в) умение комментировать прочитанное, составлять собственные тексты в устной и письменной форме; г) умение использовать знания, полученные в ходе самостоятельного смыслового чтения для развития своих знаний и возможностей, для успешного осуществления познавательных и учебных целей.
Заключение по итогам курса, лекции и т. д.
Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования
Практическое применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы
в 5 классе
Применяется на различных этапах урока:
- Изучение нового материала.
- Актуализация знаний.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Системность применения материала усиливает:
- Повышение качества обучения.
- Критическое мышление учащихся.
- Возможность для самореализации и самоутверждения.
Практическое применение стратегии смыслового чтения
Практическое применение стратегии смыслового чтения
Автор:______________________________________
Название книги:______________________________
Жанр : ______________________________________
ЗАДАНИЯ:
1. До чтения постарайся заполнить первую графу таблицы на основании того, что ты знаешь или думаешь, что знаешь об этом произведении и его авторе.
2. Заполни вторую графу, записав туда вопросы, которые хотелось бы прояснить
3 . После чтения — сделай краткие записи в третьей графе.
знаю
(имеющиеся на данный момент твои знания, идеи, соображения по данному вопросу)
ХОЧУ ЗНАТЬ
УЗНАЛ
( вопросы, которые тебе хотелось бы прояснить)
(графа заполняется после чтения и представляется в конце на общем обсуждении)
Заключение по итогам курса, лекции и т. д.
Гоблины
Словарная работа
Хоббит
Древесные эльфы
Орлы
Гном
Драконы
Тролли
Голлум
Результативность профессиональной
педагогической деятельности
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Транслируемость практических достижений
профессиональной деятельности работника
Открытые уроки с применением рассмотренной технологии
Выступления на заседаниях ШМО/РМО и педсоветах
Участие в работе школьных и районных тематических семинаров
Интернет-публикации
Литература
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
2. Беленькая О.Н. Читательская компетенция как базовая основа
ключевых компетенций учащихся. -М., 2006. -14 с.
3. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской
компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. -М.: МЦБС, 2012. -С. 66-68.
ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ
- http://pedsovet.org/
- http://www.it-n.ru
- http://nsc.1september.ru/