СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие продуктивного мышления на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие возможностей организации  продуктивной деятельности  при обучении решению задач по физике

Просмотр содержимого документа
«Развитие продуктивного мышления на уроках физики»

  «Развитие продуктивного мышления школьников при обучении физике»  Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению задач по теме «Динамика».  Сизоненко Галина Александровна учитель физики МБОУ СОШ № 122 г.о. Самара

«Развитие продуктивного мышления школьников при обучении физике» Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению задач по теме «Динамика».

Сизоненко Галина Александровна

учитель физики МБОУ СОШ № 122 г.о. Самара

Цель работы :   раскрытие возможностей организации продуктивной деятельности при обучении решению задач по физике.

Цель работы :

  • раскрытие возможностей организации продуктивной деятельности при обучении решению задач по физике.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:  Изучение теоретических основ продуктивной деятельности.  Проанализировать основные направления развития образования.  Проанализировать собственный опыт работы.  Составить комплекс задач по теме «Кинематика» на развитие продуктивного мышления.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Изучение теоретических основ продуктивной деятельности.
  • Проанализировать основные направления развития образования.
  • Проанализировать собственный опыт работы.
  • Составить комплекс задач по теме «Кинематика» на развитие продуктивного мышления.
В обучении можно выделить два основных объекта процесс мышления изучающего изучаемый (познаваемый) объект продуктивное мышление учащегося реальный педагогический процесс

В обучении можно выделить два основных объекта

процесс мышления изучающего

изучаемый (познаваемый) объект

продуктивное мышление учащегося

реальный педагогический процесс

 Под продуктивной деятельностью  мы понимаем особый вид учебной деятельности, направленный на создание субъективно нового знания. Для нового знания характерны следующие свойства: ■  осознание как способа получения нестандартного решения проблемы, так и самого оригинального продукта; ■ возможность переноса новых знаний в незнакомые, нестандартные ситуации и их трансформация применительно к новым условиям; ■ выход за рамки, созданные предшествующей деятельностью, ранее полученными знаниями, отказ от привычных действий; ■ достаточная самостоятельность при создании нового продукта.

Под продуктивной деятельностью

мы понимаем особый вид учебной деятельности, направленный на создание субъективно нового знания.

Для нового знания характерны следующие свойства:

■  осознание как способа получения нестандартного решения проблемы, так и самого оригинального продукта;

■ возможность переноса новых знаний в незнакомые, нестандартные ситуации и их трансформация применительно к новым условиям;

■ выход за рамки, созданные предшествующей деятельностью, ранее полученными знаниями, отказ от привычных действий;

■ достаточная самостоятельность при создании нового продукта.

Развитие продуктивного мышления учащихся: Своевременная диагностика интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание образования , адекватно отражающее систему знаний о мире, природу и сущность личности, полноту и системность видов деятельности, необходимых для развития ее способностей. Ориентация познавательной деятельности учащихся в направлении овладения методами и законами научного познания . Совместная творческая деятельность учителя и учащегося , реализующаяся в активных формах обучения: диалог, полилог, дискуссия. Психологическое обеспечение педагогического процесса. Побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Развитие продуктивного мышления учащихся:

  • Своевременная диагностика интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Содержание образования , адекватно отражающее систему знаний о мире, природу и сущность личности, полноту и системность видов деятельности, необходимых для развития ее способностей.
  • Ориентация познавательной деятельности учащихся в направлении овладения методами и законами научного познания .
  • Совместная творческая деятельность учителя и учащегося , реализующаяся в активных формах обучения: диалог, полилог, дискуссия.
  • Психологическое обеспечение педагогического процесса.
  • Побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.
Основные тенденции развития школьного физического образования Фундаментальность образования Практическая направленность процесса обучения Информационная насыщенность и разнообразие способов кодирования информации Повышение степени открытости системы задач Интенсификация и многоплановость заданий

Основные тенденции развития школьного физического образования

Фундаментальность образования

Практическая направленность процесса обучения

Информационная насыщенность и разнообразие способов кодирования информации

Повышение степени открытости

системы задач

Интенсификация и многоплановость заданий

Преимущества продуктивной познавательной деятельности: - формирование системных знаний у школьников при изучении физических феноменов и проблем; - удовлетворение интеллектуальных потребностей школьников, расширение познавательного горизонта в системе естественных и гуманитарных наук; - подготовка потенциальных кадров для новых научно-производственных, технических отраслей; - «интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде ученика на, казалось бы, «старые предметы», возможность развития креативных возможностей ребёнка.

Преимущества продуктивной познавательной деятельности:

  • - формирование системных знаний у школьников при изучении физических феноменов и проблем;
  • - удовлетворение интеллектуальных потребностей школьников, расширение познавательного горизонта в системе естественных и гуманитарных наук;
  • - подготовка потенциальных кадров для новых научно-производственных, технических отраслей;
  • - «интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде ученика на, казалось бы, «старые предметы», возможность развития креативных возможностей ребёнка.
Решение задач: представляет собой метод обучения, который позволяет успешно формировать физические понятия. обеспечивает включение в мыслительную деятельность каждого учащегося на любом этапе урока: актуализации знаний, изучении нового материала и его закреплении. используют для организации деятельности учащихся на уроках различных типов: изучения нового материала, решения задач, обобщения и систематизации знаний. формирование умственных действий, лежащих в основе образования понятий, что обеспечивает развитие всех компонентов интеллектуальных способностей.  позволяет по результатам выполнения учащимися заданий осуществлять диагностику динамики развития продуктивного мышления. подобранных индивидуально помогают развивать или корректировать продуктивное мышление учащихся.

Решение задач:

  • представляет собой метод обучения, который позволяет успешно формировать физические понятия.
  • обеспечивает включение в мыслительную деятельность каждого учащегося на любом этапе урока: актуализации знаний, изучении нового материала и его закреплении.
  • используют для организации деятельности учащихся на уроках различных типов: изучения нового материала, решения задач, обобщения и систематизации знаний.
  • формирование умственных действий, лежащих в основе образования понятий, что обеспечивает развитие всех компонентов интеллектуальных способностей.
  • позволяет по результатам выполнения учащимися заданий осуществлять диагностику динамики развития продуктивного мышления.
  • подобранных индивидуально помогают развивать или корректировать продуктивное мышление учащихся.
Провокация.  Удивительный факт или явление, задача.     Так формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Провокация. Удивительный факт или явление, задача.

Так формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Вставка рисунка Моделирование. Систематизация.  Обобщение.

Вставка рисунка

Моделирование. Систематизация. Обобщение.

Использование информационных компьютерных технологий Эти технологии можно использовать  как коммуникативные средства для получения электронной формы отчетов при выполнении домашних лабораторных работ и творческих заданий, для подготовки ученических конференций, научно-исследовательских работ, рефератов, представлением мультимедийной презентации при защите проектов.

Использование информационных компьютерных технологий

Эти технологии можно использовать

как коммуникативные средства для получения электронной формы отчетов при выполнении домашних лабораторных работ и творческих заданий, для подготовки ученических конференций, научно-исследовательских работ, рефератов, представлением мультимедийной презентации при защите проектов.

 Учащиеся учатся строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы.

Учащиеся учатся строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы.

Вставка рисунка На уроке каждый ученик имеет возможность выбрать уровень сложности учебного материала . Это проявляется в выборе заданий при работе в группах и вариантов самостоятельных работ. Ученик самостоятельно планирует путь к достижению поставленного результата.

Вставка рисунка

На уроке каждый ученик имеет возможность выбрать уровень сложности учебного материала .

Это проявляется в выборе заданий при работе в группах и вариантов самостоятельных работ. Ученик самостоятельно планирует путь к достижению поставленного результата.

Чтение графиков. Равноускоренное движение

Чтение графиков.

Равноускоренное движение

Работа со способом. Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.  Если ученик освоил умение работать с измерительными приборами, то эти знания он может применить в любой ситуации в жизни.

Работа со способом.

Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Если ученик освоил умение работать с измерительными приборами, то эти знания он может применить в любой ситуации в жизни.

 Работа с измерительными приборами. Определение цены деления прибора. Расчёт погрешности измерения. Снятие показаний прибора.

Работа с измерительными приборами.

  • Определение цены деления прибора.
  • Расчёт погрешности измерения.
  • Снятие показаний прибора.
Лабораторная работа

Лабораторная работа

Задание.  Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее (за 2 минуты) найти одинаковые  ( физика 7 класс). 1) v = s/t  2) P = gm 5) t = s/v 9) N = A/t 3) N = A/t  6) F = gm 4) s = vt  10) v = s/t 7) P = F/S 8) P = gph  11) s = vt 12) A = FS

Задание.  Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее (за 2 минуты) найти одинаковые ( физика 7 класс).

1) v = s/t

2) P = gm

5) t = s/v

9) N = A/t

3) N = A/t

6) F = gm

4) s = vt

10) v = s/t

7) P = F/S

8) P = gph

11) s = vt

12) A = FS

Задание.  Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой. БТРАЕКТОРИЯВТРГЩОЦЭСКОРОСТЬЗГУЧ ДЛИНА ЪРХЭЬТЧКООРДИНАТАПРЕВА ФАЗАИМРТРОПТИКАИРПАЛАЗЕРОТИПНЬНБТСЧАССАТСКОРОСТЬ

Задание.  Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой.

БТРАЕКТОРИЯВТРГЩОЦЭСКОРОСТЬЗГУЧ ДЛИНА ЪРХЭЬТЧКООРДИНАТАПРЕВА

ФАЗАИМРТРОПТИКАИРПАЛАЗЕРОТИПНЬНБТСЧАССАТСКОРОСТЬ

Задания .  Обучающимся предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться. За три минуты обследуемый должен найти лишние слова и вычеркнуть их. Скорость, перемещение, траектория, сила.

Задания . Обучающимся предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться. За три минуты обследуемый должен найти лишние слова и вычеркнуть их.

Скорость, перемещение, траектория, сила.

Н А Е И О П С Н Р К Ц А С Е Е Ж К К К К З Е И Я Е О У Т В О Н А З Т Р Р В О Д К Ы А Д З Н Ч А П М У Н А Е Т С И В Л А И Р Т Ч Т Л К Я А Н С З Ь Е Н Е И И Е Н К Ф Е И Г Т Р А Е Н Т И О М Е П Р Е И С Я

Н

А

Е

И

О

П

С

Н

Р

К

Ц

А

С

Е

Е

Ж

К

К

К

К

З

Е

И

Я

Е

О

У

Т

В

О

Н

А

З

Т

Р

Р

В

О

Д

К

Ы

А

Д

З

Н

Ч

А

П

М

У

Н

А

Е

Т

С

И

В

Л

А

И

Р

Т

Ч

Т

Л

К

Я

А

Н

С

З

Ь

Е

Н

Е

И

И

Е

Н

К

Ф

Е

И

Г

Т

Р

А

Е

Н

Т

И

О

М

Е

П

Р

Е

И

С

Я

Оценка результатов продуктивной деятельности может проводиться в ходе различных процедур: с помощью специально сконструированных диагностических задач( умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач). при анализе выполнения проверочных заданий по предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности продуктивного мышления.

Оценка результатов продуктивной деятельности может проводиться в ходе различных процедур:

  • с помощью специально сконструированных диагностических задач( умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач).
  • при анализе выполнения проверочных заданий по предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности продуктивного мышления.
Организация оценки деятельности  учащихся на уроках физики Виды работы Баллы Тестовые задания % по разделам Устные ответы Общий % Зачет по теме Оценка Контрольные работы Самостоятельные работы Самостоятельное решение задач Физический практикум Рейтинговые контрольные работы Работа по проекту

Организация оценки деятельности учащихся на уроках физики

Виды работы

Баллы

Тестовые задания

% по разделам

Устные ответы

Общий %

Зачет по теме

Оценка

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Самостоятельное решение задач

Физический практикум

Рейтинговые контрольные работы

Работа по проекту

Таблица успеваемости ____________класса по физике Ф.И. учащегося Теория 20% Тесты 1. Задачи 2. Устные ответы  Зачет по теме 20% 3. Самостработы Решение задач Физич. 20% Рейтинговые контрольные работы Контрольные практикум 40%    

Таблица успеваемости ____________класса

по физике

Ф.И.

учащегося

Теория

20%

Тесты

1.

Задачи

2.

Устные ответы

Зачет по теме

20%

3.

Самостработы

Решение задач

Физич.

20%

Рейтинговые контрольные работы

Контрольные

практикум

40%

 

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!