СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса учащихся к математике посредством интерактивных методов и приёмов ИКТ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения мастер - класса "Развитие  познавательного интереса  учащихся к математике посредством интерактивных методов и приёмов ИКТ", опубликованные в «Применение современных методов обучения в образовательном процессе по математике», изданной Могилёвским ИРО

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса учащихся к математике посредством интерактивных методов и приёмов ИКТ.»

Развитие познавательного интереса учащихся к математике посредством интерактивных методов и приёмов ИКТ

Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте.

А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее.
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

Цель педагогического опыта: создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным образовательный процесс.

Задачи: обеспечить формирование учебно-познавательного интереса на уроках математики посредством интерактивных методов и приёмов ИКТ; создать условия для формирования навыков самоорганизации деятельности, развития математических способностей, расширения, углубления и систематизации знаний учащихся; способствовать формированию качеств мышления, характерных для деятельности не только в области математической науки, но и необходимых для конкурентоспособной личности.

Образовательный стандарт учебного предмета «Математика» предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем его мире (сформирована учебная компетенция), умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии (сформированы исследовательская и личностно-адаптивная компетенции) .

Успешность, эффективность образовательной деятельности обучающегося зависит, с одной стороны, от его собственных позиции, активности, сознательности, ответственности, творчества, с другой – от того, насколько сам обучающийся без чьей - либо посторонней помощи может создать условия своего развития, своей образовательной деятельности, позаботиться о своём личностном и профессиональном росте .

Всё это становится возможным благодаря использованию приёмов ИКТ и интерактивных методов обучения.

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Совершенно  новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием компьютерных технологий. Здесь интерактивность  достигается за счёт специальной  организации обучающих компьютерных программ, а также использования таких технических средств обучения, как интерактивная доска и интерактивная система  тестирования. Интерактивная  доска даёт возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая  живое взаимодействие учителя и  ученика и постоянный обмен информацией  между ними. Благодаря наглядности  и интерактивности, все учащиеся в классе вовлекаются в активную работу, у них обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание  и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки. С помощью заданий на интерактивной  доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные  для понимания.

Методы интерактивного обучения способствуют вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приёмов и применяются на различных этапах урока.

Остановимся подробнее на применении некоторых интерактивных методов в обучении математики.

Очень важным в педагогическом процессе является начало урока. Хорошо, если оно связано с темой урока. Так при изучении функций урок можно начать с метода «Прогноз погоды». Хорошо, если при этом будет использоваться интерактивная доска. В начале урока строится график эмоционального состояния в классе. В течение всего урока к этому графику можно возвращаться, чтобы описать какие – то свойства функции. В конце урока другим цветом строится новый график. Сразу видно, насколько удачен урок.

В случае небольшого (экономия времени) количества учащихся в классе для создания благоприятной атмосферы можно использовать метод «Опасения и ожидания». Опять же, лучше всего, если опасения и ожидания фиксируются на интерактивной доске, а в конце урока учитель к ним вернётся, чтобы провести рефлексию.

Многие учителя в своей практике используют метод «Заверши фразу». Причём этот метод можно использовать и в качестве рефлексии. Если зафиксировать ответы учащихся на интерактивной доске в начале урока по новой теме, то, как и в предыдущих методах, в конце урока к ним можно вернуться.

Продуктивным на уроках математики является метод «Пресс – конференция». Учитель намеренно неполно рассказывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы. После чего вопросы следует разбить на "кучки":

  • вот те вопросы, на которые мы можем ответить сейчас и сделаем это на уроке;

  • вот те, на которые можно найти ответ в литературе или интернет - источниках;

  • вот те, на которые ответ, возможно, не знает никто.

Если время позволяет, с интернет – источниками можно поработать на уроке; если нет – во внеурочное время.

Метод «4 угла» будет легче использовать, если вопросы и ответы к ним будут выведены с помощью проектора или интерактивной доски.

На обобщающих уроках хорошо работает метод «Чьё это». Здесь уместно будет вывести вопросы на экран. В завершение метода логичным будет с помощью проектора показать итоги.

Метод «Алфавит» лучше всего применять на обобщающих или зачётных уроках. Учащиеся объясняют понятия, которые записывают на интерактивной доске.

При применении метода «Острова» карта выводится на экран с помощью проектора. Это и наглядность, и экономия времени.

При использовании ИКТ как никогда актуальным становится здоровьесбережение учащихся. И здесь важным является совмещение приёмов ИКТ и интерактивных методов. Методы «Живая линия», «Зарядка» можно применять на различных этапах урока. Польза при этом двойная: учащиеся двигаются и при этом повторяют материал. Одним из наиболее педагогических методов, создающих оптимальные условия развития учащихся, является интерактивная игра, которая интегрирует в себе и приёмы ИКТ и все перечисленные интерактивные методы. Уроки – деловые игры, уроки – аукционы, уроки – спектакли, уроки – математические бои способствуют формированию качеств мышления, характерных для деятельности не только в области математической науки, но и необходимых для конкурентоспособной личности.

В результате использования интерактивных методов обучения и приёмов ИКТ у учащихся формируются такие качества, как:

  1. потребность в проявлении активности, самостоятельности в образовательной деятельности;

  2. стремление к созданию индивидуального смысла о явлениях, ситуациях образовательной деятельности;

  3. степень осознания ответственности за создание условий своего развития;

  4. стремление к личностной самореализации;

  5. умение самостоятельно ставить цели, планировать собственную образовательную деятельность;

  6. потребность в рефлексии своей образовательной деятельности;

  7. осознание включенности в общую работу.

Список использованных источников

  1. Концепция учебного предмета «Математика» // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4.

  2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А. А. Гин. — Москва: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.

  3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!