СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

УУД ориентированы на умение учиться, влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.

При изучении предмета «ИЗО» использую различные интерактивные методы:  метод проектов, дискуссии, игры, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и т.д. 

Просмотр содержимого документа
«развитие познавательно-исследовательской деятельности»









Выступление на Г М О по теме:

«Р а з в и т и е познавательно – исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства»



Учитель ИЗО

МБОУ СОШ №16

Лазарева Анна Михайловна















Г. Пятигорск, 2015 год

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования. Современная система образования должна вооружить ребёнка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на осно- ве системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В.Молчановым.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценност- ных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружаю- щего мира. Отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваи- вать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой куль- туры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готов- ность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные универсальные учебные действия – способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата.

Принимать, сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, корректировать; адекватно оценивать достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способ- ность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять поиск, обработку и использование информации. Осознавать познавательную зада- чу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способ- ность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности.

Участвовать в беседе, вступать в учебный диалог с учителем; задавать вопро- сы, формулировать мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразитель- ного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий(сравнение шедевров мирового искусства, значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры пластических искусств). Формирование регулятивных УУД осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребёнок создаёт уникальный рисунок, используя различные выразительные свойства художественных материалов; обдумывает замысел, выполняет работу, придумывает название, оценивает результат своего труда.

В процессе формирования УУД учитель:

  • Учит ставить цели, искать пути их достижения;

  • Показывает достижения ребёнка;

  • Привлекает к открытию новых знаний;

  • Обучает приёмам работы в группах; самопроверке;

  • Знакомит с разными источниками информации;

  • Учит делать нравственный выбор;

  • Учит отстаивать собственное мнение, уважать мнение других;

  • Организует формы деятельности;

  • Учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.

УУД ориентированы на умение учиться, влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.

При изучении предмета «ИЗО» использую различные интерактивные методы: метод проектов, дискуссии, игры, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и т.д.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентиро- ванных развивающих технологий. В основе – идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умение самостоятельно мыс- лить, ориентироваться в информационном пространстве. Проектная дея- тельность – это подготовка докладов, рефератов, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, игр, web-сайтов и др. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровне- вые, учитывая знания, возраст, использовать межпредметную интеграцию по содержанию и по выполнению практических заданий.

Исследовательский метод - развитие активности, ответственности и само- стоятельности в принятии решений; ознакомление с областью и содержани- ем предметного исследования, формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте; проведение исследования-выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.

Дискуссии – форма познавательной деятельности, в которой учащиеся целе- направленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов связано с изучаемым материалом или вы- ходит за рамки программы. Во время дискуссии формируются УУД: коммуникативные, способности к анализу и синтезу, брать на себя ответст- венность, выявлять проблемы и решать их, уметь отстаивать свою точку зрения.

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению инте- реса к познанию основ изобразительного искусства; формирует положитель ную мотивацию изучения предмета; стимулирует активное участие ребят в учебном процессе, вовлекает наиболее пассивных. Формируются коммуни кативные умения, способности применять приобре- тённые знания в различ ных областях, уметь решать проблемы и ответственность.

«Мозговой штурм» - эффективный метод стимулирования познавательной активности, формирование творческих умений, выражать свою точку зрения, слушать оппонентов. Практически все обучающиеся вовлечены в процесс познания. Это и получение новых знаний, и развитие коммуникативных умений.

Коллективно - творческие дела – умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат.

Информационно – компьютерные технологии (ИКТ) – мультимедийные учебные пособия с использованием рисунков, схем, звука, эффекты вывода текста и т.д. Развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память. Составляют презентации, проекты по творчеству художников, тесты – опросники по темам.

Заключение.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; художественно –образного мышления, умению самостоятельного поиска информации.

Учебный предмет «ИЗО» вносит особый вклад в формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Рекомендации. Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках ИЗО, т.к. позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.









Список литературы.

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,Володарская И.А.,Карабанова О.А., Салмина Н.Г.,Молчанов С.В. Как проектировать УУД: от действия к мысли/Под ред. А.Г.Асмолова- М., 2010.

  2. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002.

  3. Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000.

  4. ИЗО. Учебно-методическая комплексная документация.-М., Агар, 2009.

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Уч. Пособие.М: Педагогическое общество России, 2000.

  6. Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.

  7. Образовательные технологии. Н.В.Полякова.//Научно-практический журнал «Завуч» №5, 2005.

  8. Сборник нормативных документов.Искусство/ сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.:Дрофа, 2008.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М. 2000.

  10. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность./под ред. С.С.Татарченковой. С-Пб.:КАРО, 2008.

  11. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся, 2007.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!