СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным условием всестороннего воспитания личности является формирование нравственно-волевой сферы. развивать нравственно-волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игры»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13»





Консультация на тему:



«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»











Воспитатель

высшей квалификационной категории

Кормилицына Т.А.







Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно-волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятся:

-способность не пугаться трудностей;

-умение мобилизовывать свои усилия для достижения цели;

-умение соблюдать очередность, не мешая другим;

-готовность делиться игрушками;

-делать приятное сверстникам, помогать им.

О неразвитости или деформации нравственно-волевой сферы личности могут свидетель­ствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях.

Так, например, адаптация к условиям пребывания в ДОО - важный момент в жизни ребенка. Каждый дошкольник проживает этот период по-своему. Одни дети довольно быстро осваи­ваются в новой обстановке, другие долгое вре­мя бывают растеряны, испуганы или же агрес­сивны, некоторые открыто сопротивляются указаниям взрослого, кричат и капризничают, требуя выполнения своих желаний.

Чаще всего это происходит вследствие не­правильного воспитания в семье, когда ребен­ка либо очень балуют, постоянно опекая, либо позволяют делать все, что ему захочется, либо, наоборот, сковывают свободу бесконечными за­претами и угрозами наказания. Не менее вредны и противоречивые требования к ребенку со стороны разных членов семьи.

Важной задачей воспитателя является преодоле­ние этих негативных проявлений, которые наносят вред и ребенку, и окружающим его людям. Нельзя ограничиваться лишь беседой с родителями. Гораз­до важнее организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы поведение его перестроилось. Деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, способствует его воспитанию значительно больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых.

Развитию нравственно-волевых качеств, способствует систематическое проведение различных игр и, прежде всего, подвижных игр с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка опреде­ленных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того, стимулируют доброжелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая является средством достижения игровой цели, способствуют повышению активности сознания дошкольника, что, безусловно, сказывается на его поведении.

В качестве примера представлены игры, направленные на развитие у детей нравственно-волевых качеств.

Организовывать их следует в порядке возрастания сложности обучающей задачи, причем каждая игра является ступенькой последовательного волевого и нравственного развития.

Например, такие игры: «Догонялки» и «Лохматый пес», учат дошкольников преодолевать нерешительность, робость, страх перед новым, неизвестным. Помогает им в этом поддержка сверстников. Так, держась за руки, дети все вместе направляются к «опасной черте». Эмоциональный подъем, который они испытывают при этом, также является опорой для преодоления страха.

В последующих играх дети действуют уже не одновременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходится немного подождать, что приучает дошкольников считаться не только с собой, но и с другими. Действие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для такого произвольного поведения в играх становятся роль и воображаемая ситуация, а средством выполнения игровых задач - движение.

Игры «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?» содержат элементы соревнования, что требует от ребенка мобилизации своих усилий.

В более сложных играх («Ай, гу-гу», «Салочки-выручалочки», «Я принес тебе подарок») дошкольники учатся помогать сверстникам и делать приятное друг другу. Иногда приходится отдавать другому то, что нравится самому, а это очень непросто, особенно детям младшего дошкольного возраста.

Взрослому нужно создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение анализировать и свои действия.

Примеры игр, направленных на развитие у детей нравственно-волевых качеств:

- подвижная игра «Лохматый пес»

- подвижная игра «Смелые мышки»

- подвижная игра «Пустое место»

- подвижная игра «Лиса и гуси»

- подвижная игра «Ай, гу-гу!»

- подвижная игра «Салочки-выручалочки»

- подвижная игра «Кто раньше дойдет до флажка»

- подвижная игра «Я принес тебе подарок».




Литература: Справочник старшего воспитателя № 6, 2015г, стр.23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!