СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие кораблестроения в годы правления Петра I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе «Развитие кораблестроения в годы правления Петра I» рассматривается рождение военного флота Российской империи. В работе раскрываются этапы становления военного флота при Петре I,  а также его значимость в истории  Российской империи.

Информация, представленная в работе может быть использована на уроках истории, а также во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие кораблестроения в годы правления Петра I»

11


Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку-2014»









«Развитие кораблестроения в годы правления Петра I»




Российская федерация

Забайкальский край

Красночикойский район

С. Захарово















Автор: Севостьянов Александр Степанович

МОУ «Захаровская СОШ» 7 класс

Руководитель: учитель истории

Старчукова Марина Николаевна

Развитие кораблестроения в годы правления Петра I

Севостьянов Александр Степанович

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа, 7 класс


Краткая аннотация

В работе «Развитие кораблестроения в годы правления Петра I» рассматривается рождение военного флота Российской империи. В работе раскрываются этапы становления военного флота при Петре I, а также его значимость в истории Российской империи.

Информация, представленная в работе может быть использована на уроках истории, а также во внеурочной деятельности.


































Развитие кораблестроения в годы правления Петра I

Севостьянов Александр Степанович

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа, 7 класс


Аннотация


Зарождение Русского военно-морского флота и военно-морского искусства связано с борьбой, которую с IV-VI веках вели восточные славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов, которые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью. В Киевской Руси IX - XII веков существовали флотилии, насчитывающие несколько сот судов (лодей, коч, двух-трехмачтовых лодок ). В более позднее время новгородцы совершали морские походы в Швецию. В период феодальной раздробленности Русь была отрезана от южных морей, морские силы сохранились только в Новгородской земле.

Первую попытку создания постоянного русского флота на Балтийском море предпринял царь Иван Грозный в 1570 году, создавая каперскую наемную флотилию, но она успехом не увенчалась. Вторая попытка была предпринята в 1658 -1661 гг. по инициативе боярина А.Л. Ордин-Нащокина на реке Западная Двина, но и она оказалась неудачной.
Создание регулярного Военно-морского флота в России относится к периоду 1696 - 1725 гг. Оно также связано с именем Петра I, когда Русское государство вело борьбу за выходы к Балтийскому, Черному и Азовскому морям.

Петр вошел в военно-морскую историю России как великий флотоводец, основоположник русского военно-морского искусства, который поставил российский флот в число ведущих морских держав Европы.

Исходя из этого целью работы стало: изучить процесс развития кораблестроения в эпоху правления Петра I.

С учетом поставленной цели были определены следующие задачи работы:

  1. Определить причины необходимости создания военного флота в России.

  2. Выяснить основные виды кораблей, распространенных в России в XVII-XVIII веках.

  3. Выяснить значение военно-морского флота.

Объект исследования: кораблестроение в эпоху правления Петра I.

Предмет исследования: военно-морской флот Российского государства в XVII-XVIII веках.

Методы исследования: теоретический, описание, аналитический.

Результаты исследования: в результате работы был собран и обобщен материал по истории становления военно-морского флота в России в XVII-XVIII веках. Удалось выяснить основные виды кораблей, характерный для той эпохи, а также определено значение русского военного флота в истории Российского государства.








Развитие кораблестроения в годы правления Петра I

Севостьянов Александр Степанович

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа, 7 класс


План исследования


История российского флота – это история становления и развития российской государственности. Созданный Петром Великим более трехсот лет назад Военно-морской флот стал объектом гордости многих поколений россиян.

Еще 17-летним юношей он при содействии иностранных руководителей и корабельных мастеров-голландцев строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 г. на Переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты, причем Петр сам принимал личное участие в работах, вплоть до плотничьих. Не удовлетворившись этим, Петр в 1693 г. едет в Архангельск «провожать иностранные корабли». Там он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он опять едет в Архангельск вооружать выстроенный корабль Св. Павел и принимать пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат Св. Пророчество. С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли. В 1696 году впервые под Азовом явился русский флот и сразу стал активной боевой силой.

Петр I проложил путь к созданию военного флота в России. Это был очень сложный, тяжелый труд, так как в России  фактически не было большого опыта кораблестроения как в других странах. Этому мешали сначала феодальная раздробленность государства, а затем двухсотлетняя зависимость от Золотой Орды. Российские мастера должны были освоить новое дело, требовавшее особого глубокого изучения.

Поэтому тема моей работы «Развитие кораблестроения в годы правления Петра I» выбрана не случайно. В ней рассматривается создание военно-морского флота.

Целью работы стало: изучить процесс развития кораблестроения в эпоху правления Петра I. С учетом поставленной цели были определены следующие задачи работы:

  1. Определить причины необходимости создания военного флота в России.

  2. Выяснить основные виды кораблей, распространенных в России в XVII-XVIII веках.

  3. Выяснить значение военно-морского флота.

Гипотеза: кораблестроение было очень трудоемким и сложным для мастеров так как в России эта отрасль практически не развивалась, но несмотря на это, в короткие сроки был создан мощный военный флот, который сыграл важную роль в превращении России в великую империю.

В работе использованы такие методы как теоретический, описание, аналитический.

Так как кораблестроение это большая отрасль, то в ней имеются свои определенные термины, непонятные для всех людей. Поэтому мною был создан словарь, раскрывающий смысл некоторых терминов, характерных для описываемой эпохи.



































Развитие кораблестроения в годы правления Петра I

Севостьянов Александр Степанович

Российская Федерация, Забайкальский край

Красночикойский район, село Захарово

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа, 7 класс


Научная статья

Предпосылки создания флота Петром I

После того как Петр I пришел к власти, для него первоочередными целями стали получить выход к морям, как на юге так и на севере страны. Первым его выбор пал на южное направление, а именно на Азов. Первый Азовский поход 1695 года, в котором участвовало тридцатитысячное войско Петра I, окончился поражением. Осада крепости привела только к крупным потерям, потому что в осажденную крепость турецкий флот доставлял новых солдат, боеприпасы, провиант. Тогда стало понятно, что без сильного флота Азов не взять. За короткий промежуток времени более 26 000 человек построили Азовский флот, который состоял в основном из галер и более мелких суденышек. Летом 1696 года крепость азов снова осадили, но теперь Петр 1 использовал не только пехоту, но и флот. После обстрела и штурма защитники крепости сдались. Это была первая морская победа Петра I. В результате взятия Азова Россия получила выход к морю. Однако сам по себе Азов не мог стать базой для строительства новых морских судов. Было решено поставить в 1698 г. новую Троицкую крепость у Таганрога и приступить к сооружению большого флота. В 1702 г. на Таганрогском полуострове было сооружено еще три крепости: Семеновская, Павловская и Черепахинская.

Следующими целями, которые были определены Петром I стали овладение Черным и Балтийскими морями. Не обладая сильным военным флотом этих целей достичь было нельзя.


Великое посольство

Для того чтобы обучить русских мастеров корабельному делу Петром I было отправлено в Европу Великое посольство (1697-1698 г.г.) численностью в 250 человек. Сам император ехал в посольстве тайно под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Официально главами посольства считались Франц Лефорт и его русские помощники. Для знакомства с корабельным делом посольство приехало в Голландию, где Петр остановился в городе Саардаме. Петр устроился рабочим на верфь, где своей сноровкой и смекалкой приводил в изумление голландских мастеров. Затем Петр переезжает в Амстердам, а оттуда в Англию, где были наибольшие достижения судостроения. В этой стране, в частности, уже до спуска судна на воду строители могли определить ватерлинию (водоизмещение) путем соответствующих расчетов. Путешествуя по Европе, Петр I не только собирал книги по судостроению, мореплаванию, но и пытливо изучал их. Полученные знания подводили его к осознанию необходимости развития в России астрономических наук и механики, которые, в свою очередь, требовали глубоких математических знаний. Поэтому чрезвычайно важным шагом Петра I было создание в 1701 г. Школы математических и навигацких наук, которая была образована в Москве и находилась в здании Сухаревой башни. Школа стала первым светским учебным заведением в России и первым реальным училищем в Европе. В ней готовились кадры офицеров флота и отчасти армии. Привлекая иностранных преподавателей и корабельных мастеров, Петр I во многом шел своим путем, создавая отечественную школу кораблестроения.

В начале января 1697 года, за два месяца до отъезда из Москвы Великого посольства, в Голландию и Италию для изучения навигацкой науки отправилась особенно большая партия учеников из 61 человека молодых стольников и спальников из лучших боярских фамилий и такого же количества солдат из дворян.

Царь снабжал учеников подробными инструкциями и требовал их неукоснительного выполнения. Например, Петру Толстому предписывалось основательно ознакомиться с географическими картами, компасами и другими морскими приборами, освоить управление кораблем и изучить все его составные части, оснастку и паруса и по возможности принять участие в морских сражениях. Но основной задачей русских волонтеров являлось овладение навыками кораблестроения; тем, кто достигнет успехов в этой области, Петр I обещал «милость большую по возвращении своем». Кроме всего прочего, на каждого отправляемого за границу была возложена обязанность пригласить на службу и привезти в Россию двух «мейстеров».

В Голландии и Венеции русские ученики осваивали преимущественно мореходство. Например, несколько знатных были посланы в Берлине дворяне изучали немецкий язык и артиллерийскую науку.

Вплоть до смерти Петра российские дворяне отправлялись для обучения за границу в такие страны как Голландия, Англия, Франция, Германия Италия. Это способствовало накоплению опыта и становлению российской школы мастеров кораблестроения.

Становление регулярного флота Петра I

После взятия крепости Азов 20 октября 1696 года по настоянию Петра I Боярская дума издала указ, в котором постановила «морским судам быть». Этот день принято считать днем рождения регулярного Российского военно-морского флота. Это было очень важное решение. В результате его осуществления Россия должна была стать морской державой.

Создание Российского регулярного флота осуществлялось по следующим направлениям:
-   строительство судов и кораблей;

- создание боеспособных флотов

- обучение и подготовка специалистов для флота;

-создание флотской управленческой и нормативной базы.

4 ноября 1696 года началось строительство регулярного российского флота «кумпанствами», в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпанств). В их обязанности входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей.
Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ во главе которого был поставлен воевода Т.Н. Стрешнев.

За 30 лет с 1696 по 1725 годы были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли не уступали иностранным, а галеры успешно выступали против шведских кораблей.

Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске и продолжалось до 1711 года. В 1697 году в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 года часть судов была спущена на воду, а весной 1699 года в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора 1711 года, по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование

Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт- Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное поле), Углича, Архангельска и Твери. До 1725 года здесь было построено 29 линейных кораблей. В составе Балтийского флота в 1721 году было 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов.
В ходе Северной войны русскими войсками при содействии флота были взяты крепость Выборг, порты Ревель (Таллин), Пернов (Пярну), Рига, Гельсингфорс (Хельсинки) и Або (Турку), а также Моонзундские острова.

Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях, что позволило России стать крупной морской державой.

В ходе создания регулярного флота 16 ноября 1705 года вышел указ Петра I о создании морского полка, положивший начало организации морской пехоты Российского флота.
В Северной войне морская пехота широко использовалась в морских боях и десантах. В 1712 году вместо полка были сформированы пять батальонов по 22 офицера, до 660 рядовых и унтер-офицеров в каждом. Три батальона были включены в корабельные эскадры, один - в галерную, один нес караульную службу в базах.

К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот.
К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в созданной 14 января 1701 года в Москве школе математических и навигацких наук и созданной 1 октября 1715 года Морской академии. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В ходе создания регулярного флота Петром I была разработана система управления им. Строительством, вооружением и снабжением флота ведал Адмиралтейский приказ. С 1712 года в связи с развитием кораблестроения в Санкт-Петербурге он был преобразован в хозяйственный орган - Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.
На Петербургскую адмиралтейскую канцелярию возлагались кораблестроение, вооружение, снабжение и ремонт военных судов, а на Канцелярию воинского морского флота возлагались функции комплектования флота, обеспечения личного состава обмундированием, денежным и медицинским довольствием, а также правовые обязанности.

Преобразования коснулись и законодательной базы. 13 апреля 1720 года был издан первый морской устав - «Книга устав морской о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море...». Устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов. В уставе были помещены указ Петра I от 13 января о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении устава, «Предисловие к доброхотному читателю», присяга, «регламент», разъясняющий понятия «флот» и «боевые построения флота». Текст устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота, права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, по организации повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, дисциплинарные наказания за нарушения устава Устав был проникнут идеями патриотизма, верности присяге, бдительности, строгого хранения военной тайны. Подчеркивалось, что русские военные корабли ни при каких обстоятельствах не должны сдаваться врагу. Кораблям категорически запрещалось спускать перед кем-либо флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно от неприятеля экипажу вменялось в обязанность сжигать его.

Таким образом, трудами выдающегося государственного деятеля и реформатора Петра I в России был создан мощный Военно-морской флот.


Значение создания военного флота для государства


Всего за время правления Петра Великого на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек. В общем, на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1

млн. 200 тыс. рублей. Таким образом, в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

Возросший авторитет Петра I как флотоводца и авторитет русского флота стали признаваться всеми европейскими флотами. Примером этого может служить встреча русской, датской, английской и голландской эскадр в 1716 году для совместного патрулирования в районе Борнхольма. На этой встрече Петру I единогласно доверили взять командование всеми 4 эскадрами. Высокий авторитет флота поднял в глазах многих европейских держав и саму Россию, которая с 1721 года стала именоваться Российская Империя.

За тридцать последних лет царствования Петра I отечественный флот превратился в грозную силу - было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных и множество мелких судов. После кончины Петра I, в 1725 г., постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях.

Заключение

Таким образом, изучив материал по данной теме, я пришел к выводу, что действительно, в годы правления Петра Великого в Российском государстве был создан мощный военный флот, который обеспечил победы государства во многих решающих сражениях. Поэтому гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждается.

С созданием военного флота Россия стала великой державой, одной из самых могущественных на море и суше.

Цели и задачи, поставленные вперед началом работы, также достигнуты.




Список литературы





  1. Ст. "Два флота Петра I: технологические возможности России" Н.Н. Петрухинцев. "Вопросы истории" № 4 2003г. стр.117.

  2. История Российского флота: современная версия.- М.:Эксмо,2007.-672с.:илл.

Интернет-ресурсы

1. http://www.azovlib.ru/

2. www.vokrugsveta.ru/

3. http://flot.com/

4. http://www.nkj.ru/















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!